← Логистика, грузы

Гендиректор ООО "ТД "ВФК" Эдуард Востриков: "За год значительно увеличилась стоимость логистики"

Один из крупнейших поставщиков овощей и фруктов в Воронеже - ООО "ТД "Воронежская фруктовая компания", - еще в 2014 году планировавший строительство комплекса по выращиванию шампиньонов, был вынужден отложить реализацию из-за скачков курса валют и политической напряженности с Турцией. Гендиректор компании Эдуард Востриков рассказал "Абирегу" о том, как запрещенные турецкие фрукты становятся египетскими, насколько увеличилась себестоимость грузоперевозок за год, а также о том, какие первоочередные задачи ставит перед собой компания в сложившейся неопределенной обстановке.

- Расскажите, почему проект строительства комплекса по выращиванию шампиньонов застопорился. Планируете ли вернуться к нему, найти каких-то инвесторов?
- Мы не отказываемся от своих планов, просто выжидаем, пока ситуация не станет благоприятной. Сам проект у нас очень выгодный: для выращивания шампиньонов в России есть все составляющие, рядом с Воронежем - трасса М-4, отличная логистическая развязка, опять же - давние налаженные отношения с ритейлерами и покупателями по всей России. Проект был заморожен исключительно из-за экономической обстановки в стране. Когда мы планировали строительство, внезапно поднялась стоимость валюты, а практически все оборудование для комплекса - импортное. Тогда мы приостановили работы, надеялись, что скоро все поменяется. Только собрались вернуться к проекту, как произошел новый скачок. К тому же мы планировали привлечь турецкого партнера, который уже работал в России, а тут внезапно эта ситуация со сбитым истребителем и испорченные политические отношения. Сейчас реализовывать проект опасно тем, что часть денег может быть выброшена на ветер. Вот представьте: мы инвестируем больше 2 млрд в проект, а через год отменят санкции. Тогда вырастет и потребление нефтепродуктов, вследствие чего нефть подорожает, в результате этого рубль укрепится. И в итоге тот же проект через год будет стоить уже меньше 1,5 млрд рублей. Кто нам вернет эту разницу? За год работы мы ее не отобьем. Кроме того, учитывайте, что на рынок вернется дешевый импорт, в России выращивать менее выгодно - не те климатические условия, теплицы приходится отапливать.
- Можно ли тогда ожидать, что все заявленные проекты теплиц в дальнейшем будут терпеть убытки?
- Говорить о том, что строить не надо, - неправильно. У нас куча направлений, которые нуждаются в хороших, грамотных инвесторах. Пока на территории России практически не выращивают те же баклажаны, мало кто занимается перцами. Конкуренция на рынке - это правильно, тогда компании начинают повышать качество, выходить на новые товары. Кроме того, сейчас инвесторы ведут себя как монополисты, устанавливая неадекватные цены, поток импортных товаров позволит их снизить. Опять же, новые проекты - это масса новых рабочих мест. Но подходить к этому надо осторожно, с умом. Сейчас у реализации проектов может возникнуть множество проблем. Во-первых, инфраструктура. Электричество подключить к объекту - проблема. Дороги - дорогостоящий вопрос. В банках - высокие ставки. Ну вот сравните подход: в Польше - беспроцентные кредиты. В Европе получить кредит 200 млн - не проблема: не надо залога, процентные ставки низкие, если у вас серьезный проект. Если кредитор просрочит выплаты, то у него будут серьезные проблемы по линии силовых структур за финансовые махинации. Если у нас введут такую ответственность, то не придется в проценты закладывать риски. Получается, что инвестор отдельно со своими проблемами, власти - отдельно, банки заботятся только о себе. В итоге как лебедь, рак и щука.
- Можно ли сказать, что сейчас, после введения санкций на турецкие товары, рынок окончательно опустел?
- Конечно, нет.
Теперь мы просто содержим Беларусь, через которую переправляют санкционные товары, и терпим высокие цены. Сейчас просто переклеивают этикетки и везут все через другие страны. Те же поставщики из Турции кладут апельсины в египетские ящики, грузят на корабли и делают маленький кружок.
Кто докажет, что товар турецкий? Как отличить? Даже я не смогу, а потребители - так тем более. Будут продавать, а мы заплатим лишние деньги за накрутку.
- Насколько усложнился бизнес поставщиков с кризисом? Какие новые проблемы возникли?
- Целая куча.
За год значительно увеличилась стоимость логистики. Пока что ставки на перевозку не поднялись, но представьте: сейчас мы платим акциз, который вложен в стоимость топлива, который предназначен для ремонта дорог, транспортный налог, теперь ввели еще и систему "Платон". Кроме того, автомобили все импортные, стоимость запчастей значительно выросла. Рынок перевозок пошел вниз, некому поддержать перевозчика. Раньше себестоимость перевозки была 15 рублей за километр, теперь поднялась до 35 рублей.
А овощи и фрукты - это ведь не техника, это продукты, которые пропадают, и пропадают быстро. Поставщик привозит товар, а ему устанавливают цену, и он не может ее повысить, иначе у него просто не купят, и тогда пропадет все. Ценовую политику диктует не курс валют, а рынок.
Сейчас выживет сильнейший. Многие из тех, кто взял кредиты, терпят серьезные трудности. Те, кто подготовил базу - вложился в удешевление перевозок, развитие складских помещений, - переживут это время без серьезных потерь. Полагаю, половина поставщиков уйдет с рынка до конца года. Важно еще чувствовать рынки, знать тенденции. Многие в декабре вложились в санкционные турецкие товары, которые были запрещены к ввозу с 1 января 2016 года в надежде все продать в январе в условиях дефицита. Но после Нового года традиционно продаж нет: все деньги потребители потратили на праздники, продажи начинаются только в феврале. Кто сделал ставку на январь - проиграл.
- А как это отразится на конечных потребителях? Исчезнут ли товары с полок?
- Нет, скорее всего, нишу тут же займут более серьезные компании.
- Может, тогда сейчас самое время развиваться, вкладываться?
- Пока мы занимаемся менее грандиозными проектами - улучшаем транспортную систему, строим логистический комплекс. Но грибным комплексом займемся позже, чтобы не рисковать деньгами. Риск - благородное дело, но когда серьезное влияние оказывает политика, общероссийская экономика - стоит быть осторожным. Иногда, конечно, жалеешь, что не рискнул. Я вот думаю: год назад взяли кредит 100 млн рублей, вот если бы вложили их не в работу, а в валюту, положили бы на депозитный счет банка - получили бы ту же прибыль без особых усилий. Но кто ж знал?
- С кем на воронежском рынке вы работаете? Пытаются ли ритейлеры сильно занижать цены в текущих условиях?
- Мы работаем практически со всеми сетевыми ритейлерами: "Метро", "О"кей", "Магнит", "Линия", "Лента". Сейчас они не пытаются как-то серьезно занижать стоимость, понимают, что кризис и топить сало неоткуда - товар сам по себе дорогой. Иногда просят снизить цены на акционные товары или покупают качества пониже, чтобы продавать дешевле. Все пытаются выживать, как-то приманивать покупателя.
- А почему не работаете с небольшими киосками? В Воронеже есть та же "Грядка", у которой большой оборот.
- Я считаю, что киоски не переживут кризис. Цены у них неадекватно высокие. К тому же сколько реализует один маленький киоск? Получается, что логистические издержки куда выше. Сейчас потребитель экономит на всем, считает любую разницу в цене, а у них многие позиции на 10-15 рублей выше, а на некоторые - в два раза, чем у сетевых ритейлеров. Вы хоть 500 точек откройте, но бизнес прогорит. Киоски - это тот сегмент рынка, где цены должны быть минимальными.
- Что вы планируете в дальнейшем?
- Сейчас основная задача - завершить строительство логистического комплекса с камеройдля газификации бананов и линией по фасовке. Дальше мы хотим открыть собственную станцию обслуживания Volvo чтобы оказывать своевременный ремонт для своего автопарка, что существенно снизит себестоимость наших перевозок. В будущем обязательно планируем вернуться к проекту строительства комплекса по выращиванию шампиньонов, возможно, будем производить разные виды грибов - белых, к примеру. Планируем, что за счет нашего производства мы полностью покроем потребность в регионе.
Фото: vfc-ru.com
ABIREG.RU