Сегодня нет ни одной отрасли, на которой бы экономический кризис не оставил свой след, будь то добыча, производство, переработка. А дальше, по принципу домино, валится всё, что стоит за этими столпами. В первую очередь - сфера грузоперевозок. Настроения среди представителей этого бизнеса поистине упаднические, ведь помимо безрыбья на бизнес наваливаются другие проблемы, кропотливо производимые законодателями и регуляторами. Последний гвоздь в гроб отрасли, похоже, не за горами. То-то будет полякам, борющимся с Россией за разрешения на грузоперевозки, праздник.
17 марта в Санкт-Петербурге прошла конференция регионального филиала Ассоциации международных автомобильных перевозок, подводили итоги. Спикеры говорили в очень мягкой форме, ужимками - "непростые условия", "сложности", "временные трудности". Прибывший директор Северо-Западного филиала OOO "РТ-Инвест Транспортные системы" Евгений Пепеляев и вовсе говорил на черное - белое. "Это же мало!" - с мест восклицали участники АСМАП, когда выяснилось, что только у половины присутствующих на автомобили установлены бортовые устройства системы "Платон". "Почти у всех в АСМАП есть устройства", - парировал Пепеляев. По другому вопросу мнения тоже разделились: "Это же плохо!" - говорил зал. "Нет, это прекрасно!" - уверял представитель компании-оператора.
Всё самое важное, больное и насущное, как всегда, ушло в кулуары: перевозчики за кофе и бутербродами жаловались друг другу на проблемы, говорили о том, что мало звучало в официальных речах, итогах, сводках.
"Вот о чем это было два часа? Надо решать, предлагать, смотреть, что делать. А что толку обсуждать, что имеем? Это и без того всем известно. Большая часть членов даже не приходят сюда, потому что толку нет, да и АСМАП изживает себя потихоньку. Когда руководителем стал Москвичев (Евгений Москвичев, председатель комитета Госдумы по транспорту - прим. ред.), нам обещали, что пойдет развитие, он же депутат. Но с каждым годом всё хуже и хуже", - говорит мне компаньон по кофе, перевозчик, работающий с Финляндией.
К нам присоединяется его коллега и рассказывает:
- Грузопотока нет, граница должна быть свободной, но нет же, три дня фура границу проходила.
- А чего, из-за сломанных весов? - уточняю.
- Да эти весы там уже полгода сломаны. Таможенники просто работать не хотят, тянут.
- Однажды так случилось, что водитель не смог по своим обстоятельствам поехать в рейс. Поехал я, на пустой фуре, через Брусничное, - рассказывает мой первый знакомый. - Там какой-то затор, все машины - и груженые и пустые - в куче, в одной очереди, хотя для этого предусмотрено два разных потока. И пять человек оформляют каждую машину - таможенники, пограничники, дорожные инспекторы. Один досматривает машину, другой меня, третий ставит штампик в паспорт. Пятеро в форме просто шатались по территории, ходили туда-сюда. Зачем они там - не знаю. Пересек границу, в Финляндии одна-единственная девушка проверяла все машины, процедуры те же самые, но оформление заняло 15 минут! Не хотят у нас работать, хотят взятки брать. Вон тот лысый лично у меня взятку вымогал, - указал на представителя одного из ведомств мой собеседник. - Сказал мне, мол, договариваться с (ведомством>)надо. Я спрашиваю, как это договариваться? А он в ответ: "Что вы, не знаете, как с (ведомством) договариваются? У перевозчиков спросите". Я давал взятки, и таможне тоже часто приходилось давать. Сейчас перестал - не с чего.
Таможенников на конференции не было, что необычно, потому что раньше приходили.
"Ох и задал бы я им вопросов! - говорит мой сосед. Но только на вопрос "Каких?" не отвечает. - Три дня я дозванивался в Выборгскую таможню, у них там новый начальник (Александр Ястребов, назначен 7 сентября 2015 года - прим. ред.). То его на месте нет, то он занят, а последний раз вообще сказали, что соединяют, и сбросили вызов".
Сейчас перевозчики работают как будто по инерции. Тут с одной стороны - почти нет грузов и работы, с другой - ленивая таможня, с третьей - прожорливый "Платон", с которым компании уже смирились.
"Ну а что тут сделаешь?" - риторически вопрошает один из собеседников.
Ещё вот как обухом по голове утилизационный сбор на прицепы, стоимость которого равна стоимости новой техники, как утверждают перевозчики.
"Эту технику доэксплуатируем и всё. Покупать новую нет средств, да и утилизационный сбор не позволяет это сделать. Лизинг дают под бешеные проценты. Сдадим свой рынок польским перевозчикам, да и всё",
- уверен член АСМАП. "Я 34 года в этом бизнесе. Можно сказать, всю жизнь. Куда я пойду?".
Поляки будут премного благодарны и тем, кто внедрил "Платон" (всего 700 бортовых устройств выдано иностранцам, рассказал Евгений Пепеляев"), и тем, кто предложил грабительский утилизационный сбор. Отечественным производителям прицепов уже пообещали субсидии от государства, но механизм их всё ещё не проработан, подтвердил Евгений Москвичев в комментарии ПРОВЭД. Добавил он при этом, что удалось добиться избежать утильсбора на полуприцепы, а это уже хорошо.
Вопрос с поляками по разрешениям на двусторонние грузоперевозки всё ещё остается открытым, 15 апреля закончат действие временные "дозволы".
"До 15 апреля будем встречаться, думаю, найдем, ту цифру, ту нишу, которая интересна России, - говорит Евгений Москвичев. - Поляки говорят: "Зачем вам в Европу? Приезжайте в Польшу, Беларусь, забирайте грузы. Вот всё, что от селедки останется, всё ваше". Сейчас мы договариваемся: или до 1 апреля встречаемся, или с 4 по 7. Думаю, после двух-трех встреч к чему-то придем".
На конференции, в официальной её части, говорили о том, что всё когда-нибудь заканчивается, и пару лет надо переждать, потом грузы вернутся, жить станет хорошо. Только, кажется, дотянут до этого прекрасного и безоблачного времени истинно "последние герои".
Фото: zga.com.ru