← Коммерческий транспорт

Тонны популярности. Десять ключевых моделей грузовиков на российском рынке

Рост цен и ставок на кредиты, снижение строительной активности и грузоперевозок, введение платы за проезд по федеральным трассам для грузовых автомобилей массой свыше 12 т - все это негативно повлияло на рынок коммерческого транспорта в России. Государство активно предлагало программы, стимулирующие спрос на отечественную продукцию, поэтому сильнее всего просели иномарки. Продажи грузовиков иностранного производства за 2015 год упали на 56%. Сохранить сильные позиции удалось японцам в среднетоннажном классе, европейцам - в классе тягачей для магистральных перевозок.

"КамАЗ 65115"
Продано в 2015 году: 4144 шт.
В сравнении с 2014годом: -38,1%.
kamaz240316.jpg
В топ-25 самых популярных грузовиков на российском рынке больше всего "КамАЗов" - целых восемь. Самым востребованным остается трехосное шасси 65115 с колесной формулой 6х4 и грузоподъемностью 15 т. Грузовик, который выпускается с 1998 года, ценят за неприхотливость, высокую ремонтопригодность и демократичный ценник - в среднем покупка модели обходится в 2,5 млн руб.
В большинстве случаев на шасси 65115 устанавливают самосвальные кузова объемом 10 куб. м не только с задней, но и с боковой и трехсторонней загрузкой. Такой самосвал оснащен мотором Cummins мощностью 300 л.с. в паре с 9-ступенчатой коробкой ZF производства совместного предприятия "ЦФ Кама". Кроме того, популярностью пользуются полноприводный вездеход 43118 и двадцатитонник 6520.
Продукция КамАЗа традиционно лидирует в тяжелом сегменте. За прошлый год было зарегистрировано более 17 тыс. произведенных там грузовиков - это больше, чем продали все иностранные бренды вместе взятые.
"ГАЗон Next"
Продано в 2015 году: 3223 шт.
В сравнении с 2014 годом: +1830%
gazon240316.jpg
Формально на рынке грузовиков рекордный рост продаж в 1830% показал "ГАЗон Next". Несвойственная кризисному рынку цифра объясняется тем, что новое поколение горьковского среднетоннажника было запущено в производство в конце 2014 года - тогда успели продать лишь 167 автомобилей. Грузовик был хорошо воспринят рынком - за прошлый год зарегистрировано более 3 тыс. машин. Пятитонник Next отличает более комфортабельная кабина на основе газелевской с пластиковым оперением и подрессоренным сиденьем, новое семейство мощных дизелей ЯМЗ 534, ABS и большое количество импортных комплектующих. Кроме того, гарантия на грузовик увеличена вдвое - до двух лет и 100 тыс. км пробега. Однако и старый "ГАЗон" не собираются снимать с производства, он все еще достаточно популярен: за год было продано более 2 тыс. заднеприводных модификаций и почти 1,4 тыс. полноприводных вездеходов.
Isuzu NQR
Продано в 2015 году: 1221 шт.
В сравнении с 2014 годом: +18,7%
isuzu240316.jpg
Наибольшим спросом пользовались грузовики японской компании Isuzu Elf 9.5 (NQR) полной массой 9,5 т, тогда как продажи менее грузоподъемной серии NPR с полной массой до 7,5 т снижались. Бескапотник Elf 9.5 с так называемой расширенной кабиной предлагает четыре варианта длины шасси и способен перевозить до 6,5 т груза. Это единственный грузовик семейства Elf, оснащенный пневмоприводом тормозов, что позволяет использовать его в составе автопоезда. В основном на шасси ELF 9.5 устанавливают промтоварные или изотермические фургоны, а также бортовые платформы с крано-манипуляторными установками.
Isuzu показала лучшие результаты среди иностранных компаний в среднетоннажном сегменте. До конца 2015 года компания собирала свои грузовики на мощностях УАЗа в рамках сотрудничество с Sollers. Isuzu неплохо чувствовала себя в условиях падающего рынка, ей почти удалось повторить результат 2014 года - снижение продаж составило лишь около 2%. За год было зарегистрировано почти 2,4 тыс. новых грузовиков.
"Урал 4320"
Продано в 2015 году: 1027 шт.
В сравнении с 2014 годом: -46,6%
ural240316.jpg
Среди средне- и крупнотоннажных грузовиков по-прежнему популярно трехмостовое шасси "Урал" серии 4320 и машины на его базе: бортовой грузовик, седельный тягач и самосвал. В конце 2014 года была запущена в серию модернизированная версия "Урал-М" с более мощным рядным 6-цилиндровым мотором ЯМЗ 536 и 9-ступенчатой "механикой" ZF в качестве альтернативы 5-ступенчатой трансмиссии, новым рулевым управлением, пневмоприводом тормозов и увеличенной до 12,5 т грузоподъемностью. Год спустя на конвейер встал грузовик с новой комфортабельной кабиной, в значительной мере унифицированной с "Газелью" и "ГАЗоном" поколения Next.
Объем продаж продукции завода в Миассе в 2015 году значительно снизился, тем не менее это по-прежнему самые востребованные на российском рынке капотные полноприводные грузовики.
Hyundai Mighty (HD 65/78)
Продано в 2015 году: 961 шт.
В сравнении с 2014 годом: -65,2%
hyundai240316.jpg
Среднетоннажники Hyundai остаются одними из самых популярных иномарок в сегменте городских перевозок. Грузовики HD65/78 серии Mighty способны в зависимости от модификации перевозить от трех до пяти тонн. Самый грузоподъемный вариант HD78 предлагается с двумя вариантами колесной базы, а кабина может быть не только одинарной, но и полуторной. Причем выбор кабины и расстояния между осями возможен только в сочетании с расширенной комплектацией DLX, в которую включены аудиосистема, электростеклоподъемники и сиденье с пневмоподвеской. Трехтонник HD65 можно оснастить двойной кабиной, но выбор базы у него только один.
Под конец 2015 года компания Hyundai сменила российского дистрибьютора грузовых автомобилей и сейчас намеренарасширить сотрудничеству с "Автотором", которое подразумевает переход на производство грузовиков по полному циклу. Пока же продажи корейской марки в минусе - в прошлом году они снизились более чем вдвое, до двух с небольшим тысяч грузовиков.
"МАЗ 6312"
Продано в 2015 году: 744 шт.
В сравнении с 2014 годом: -59,8%
maz240316.jpg
Белорусские тяжелые грузовики с дизелями ЯМЗ, коробками передач ZF и рестайлинговой кабиной все еще очень востребованы на российском рынке. В основном это трехосные модификации с колесной формулой 6х4: бортовые автомобили, самосвалы и седельные тягачи. Лучший результат показали машины на шасси 6312, но и на них спрос упал по сравнению с 2014 годом на 59,8%. Такой грузовик может быть оснащен несколькими вариантами кабины, в том числе с высокой крышей. Помимо бортового варианта 6312 используется в качестве базы для бетоносмесителей. Самый мощный вариант с 412-сильным мотором способен перевозить 22 т.
Если учитывать все модели МАЗ, проданные на российском рынке в 2015 году, то реализация белорусского производителя упала на 56%. По общему количеству проданных грузовиков МАЗ стал третьим с результатом более 3,3 тыс. машин.
Scania R 4х2
Продано в 2015 году: 736 шт.
В сравнении с 2014 годом: -14,2%
scania240316.jpg
Традиционно самый большой спрос у марки Scania в России приходится на двухосные модели. Но если в прошлом году это были магистральники серий G и P, то в этом году на первую строчку вырвалась более дорогая серия R. Это самый мощный вариант шведских тягачей с усиленной рамой. Помимо 6-цилиндровых дизелей он может оснащаться моторами V8 мощностью до 580 л.с. с 8- и 12-ступенчатыми трансмиссиями. Только для серии R доступна самая большая кабина Topline с высотой потолка 2,2 м.
Хотя продажи шведской марки упали сильнее, чем рынок в целом, она стала лидером по количеству новых регистраций среди машин европейских производителей. Кроме того, она по-прежнему занимает высокие позиции в сегменте магистральных тягачей - более 1,5 тыс. машин за год.
Mitsubishi Fuso Canter
Продано в 2015 году: 660 шт.
В сравнении с 2014 годом: -50%
mits240316.jpg
Fuso Canter по результатам продаж в 2015 году обошел своего японского конкурента Hino. Семейство бескапотных среднетоннажников Canter способно перевозить до 5,3 т груза. Машины предлагаются с четырьмя вариантами колесной базы - от 3410 до 4470 мм. Вариант силового агрегата один - турбодизель объемом 4,9 л и мощностью 180 л.с.
В апреле производство грузовиков Fuso Canter в Набережных Челнах было приостановлено из-за кризиса, но в сентябре машины начали собирать снова. Также произошло слияние совместных предприятий Daimler и Mitsubishi с российским КамАЗом, а грузовики Mercedes-Benz и Fuso начали делать на одном производстве. В 2015 году японская марка показала вдвое худший результат, чем в 2014-м.
MAN TGS 4х2
Продано в 2015 году: 575 шт.
В сравнении с 2014 годом: -51%
man240316.jpg
Покупатели грузовиков немецкой марки MAN предпочитают флагманской серии TGX бюджетную линейку TGS с менее объемной кабиной. Основной спрос приходится на двухосные машины. Помимо передней рессорной и задней пневматической подвески можно заказать полностью пневматическую. Кроме того, для нерегулярной эксплуатации в условиях бездорожья доступен гидростатический привод на передние колеса. MAN TGS оснащается дизельными 6-цилиндровыми моторами мощностью от 320 до 480 л.с. В качестве альтернативы механическим коробкам передач предлагается 12-ступенчатая автоматизированная трансмиссия TipMatic.
DAF XF 105 FT 4X2
Продано в 2015 году: 533 шт.
В сравнении с 2014 годом: -66,7%
daf240316.jpg
Двухосный тягач DAF XF 105 FT предлагается с просторными кабинами Space Cab и Super Space Cab с высотой потолка 175 и 210 см и предназначен для дальних перевозок. Тягово-сцепное устройство расположено у него на высоте всего 96 см, что позволяет перевозить груз объемом до 100 куб. м. Задняя ось с пневматической подвеской выдерживает нагрузку 11,5 т. DAF XF 105 оснащается 6-цилиндровым дизельным мотором Paccar мощностью от 410 до 510 л.с. в сочетании с 12- или 16-ступенчатой МКП либо "автоматом" AS-Tronic. За 2015 год общее количество регистраций грузовиков голландской марки DAF не превысило 600 единиц, из которых 533 - как раз серия XF 105 FT.
Фото: domodedovo.flagma.ru
РБК