← Дороги, инфраструктура

Проектировщик разозлившей Путина дороги пожаловался на власти Крыма

В марте на совещании о развитии Крыма президент России Владимир Путин интересовался, сколько "схомячил" проектировщик дороги из Керчи до Симферополя, сроки строительства которой сорваны. Проектировал трассу "Гипротрансмост-Крым", аффилированный с зарегистрированной в Саратове дорожно-строительной компанией "Волгомост". Вице-премьер Дмитрий Козак ответил Путину, что проектировщик получил 280 млн руб. и договор будет разорван в ближайшее время. Председатель Совета министров Крыма Сергей Аксенов уточнил, что компании пока ничего не заплатили и она добивается денег через суд.

У генерального директора "Гипротрансмост-Крыма" Владислава Коновалова другое мнение о причинах срыва сроков строительства. Он изложил его в декабре 2015 года в письмах (есть у РБК, содержание подтверждено) генеральному прокурору Юрию Чайке и председателю Следственного комитета России (СКР) Александру Бастрыкину.
Спор о 14,5 миллионах
"Гипротрансмост-Крым" был назначен исполнителем двух контрактов стоимостью свыше 2 млрд руб. распоряжением Совета министров Крыма от 29 июня 2015 года. Компания должна была подготовить проектно-сметную документацию и провести изыскания для строительства трассы Керчь - Симферополь - Севастополь, а также спроектировать ?подходы к Керченскому мосту со стороны Крыма. Формальным заказчиком работ была подведомственная республиканскому Минтрансу Служба автомобильных дорог Крыма.
Стоимость инженерных изысканий для проектирования подходов к мосту составила 169 млн руб., пишет Коновалов. Весь контракт стоит 273 млн руб. В первую очередь компания провела инженерные изыскания, необходимые для начала проектирования, и передала ихзаказчику. За часть этих работ "Гипротрансмост-Крым" должен был получить 14,5 млн руб., отмечает Коновалов, однако по решению руководителя Службы автомобильных дорог Крыма Александра Мохны "Гипротрансмост-Крым" отстранили от исполнения контракта. Результаты инженерных изысканий служба передала ЗАО "Институт "Трансэкопроект" (входит в группу "Стройпроект").
Коновалов указывает, что Служба автомобильных дорог Крыма не заключала с "Трансэкопроектом" контракт на проектные работы. Таким образом, создаются условия для перечисления более чем 14,5 млн руб. из средств федерального бюджета постороннему лицу за невыполненную работу, считает Коновалов. В действиях Мохны руководитель "Гипротрансмост-Крыма" видит признаки подлога и злоупотребления служебными полномочиями, что может нанести ущерб государству и "Гипротрансмост-Крыму". Он просит Чайку и Бастрыкина провести проверку действий крымского чиновника. Сам Коновалов сказал РБК, что компания пока не подавала в суд на службу автодорог.
"Волгомост" - крупная дорожно-строительная компания, зарегистрированная в Саратове. Выручка компании, по данным СПАРК, в 2014 году составляла 15,7 млрд руб., чистая прибыль - 262 млн руб. Согласно СПАРК, "Волгомост" на 20% принадлежит компании "Клинское ДРСУ", которую полностью контролирует предприниматель Туфан Садыгов. Еще 20% у "Дмитровского автодора" - его ранее контролировал Садыгов, а сейчас - Ольга Яковлева. 14,5% контролирует "Автотрансстрой", 50% которого принадлежит бизнесмену Андрею Моисееву. Остальные собственники не раскрываются. Член советов директоров "Гипротрансмоста" и "Волгомоста" Сергей Фоменко не отрицал связь компаний, но отметил, что дочерним обществомкрымская компания не является.
Представитель СКР не ответил на запрос РБК, а представитель Генпрокуратуры подтвердил, что письмо Коновалова в ведомстве получили и направили в прокуратуру Крыма. В общем надзоре прокуратуры республики, куда передали жалобу, на звонки РБК не ответили. Представитель Службы автодорог Крыма сказал РБК, что с вопросами о строительстве подходов к Керченскому мосту лучше обратиться в Минтранс республики, так как Мохна с журналистами не общается. Представитель Министерства транспорта Крыма в течение трех дней не смог ответить на запрос РБК.
Дорога дорожает
Источник, близкий к "Волгомосту", сказал РБК, что госконтракт с "Гипротрансмост-Крымом" до сих пор не разорван, тем не менее над проектом автомобильных подходов к Керченскому мосту параллельно работает "Трансэкопроект". Это подтвердил собеседник РБК, близкий к Росавтодору (заказчик по строительству Керченского моста). Источник в "Стройпроекте" сказал, что "Трансэкопроект" не работает над этим проектом, а лишь консультирует крымские власти, но не исключил, что впоследствии институт станет проектировщиком. Генеральный директор "Трансэкопроекта" Наталия Минина отказалась отвечать на вопросы РБК, сославшись на занятость.
По словам источника, близкого к Росавтодору, то, что затянулось проектирование автоподходов к мосту, не слишком большая проблема: их строить недолго. По его словам,
гораздо сложнее проблема со строительством самой дороги от Керчи до Симферополя. "Это четыре полосы, более 200 км и почти 50 развязок. И все это нужно построить к лету 2018 года. А сейчас, несмотря на все публичные заверения крымских властей, есть только предпроектные решения",
- сетует собеседник РБК. Он добавляет, что на строительство трассы, по последним расчетам, нужно почти 130 млрд руб., а на все дороги Крыма по ФЦП - только 112 млрд руб.
Инфраструктурные проекты в Крыму
- 228,3 млрд руб. потратят на строительство к лету 2018 года моста через Керченский пролив
- 112,1 млрд руб. потратят на строительство и реконструкцию автомобильных дорог до 2020 года
- В 41,6 млрд руб. обойдется строительство и реконструкция автомобильной дороги Керчь - Феодосия - Белогорск - Симферополь (завершение работ - 2018 год)
- В 5,7 млрд руб. обойдется строительство автомобильных подходов к транспортному переходу через Керченский пролив (завершение работ - 2018 год)
- 6,5 млрд руб. потратят на строительство железнодорожных подходов к транспортному переходу через Керченский пролив (завершение работ - 2018 год)
- 13,5 млрд руб. потратят на создание кабельного перехода через Керченский пролив (завершение работ - май 2016 года)
- 9,3 млрд руб. потратят на строительство магистрального газопровода Краснодарский край - Крым (завершение работ - 2017 год)
- 21,4 млрд руб. потратят на проектирование и реконструкцию детского лагеря "Артек" до 2020 года
(Источник: портал госзакупок, ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя до 2020 года")
При участии Ильи Рождественского
Фото: n-crimea.ru
РБК