Первого мая на улицы российских городов по традиции вышли колонны трудящихся. В этом году Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) - главный профсоюз страны, наследник ВЦСПС - выдвинула такой главный девиз: "НЕТ - росту налогов и цен! ДА - росту зарплат и пенсий!" Но складывается впечатление, что о защите прав трудящихся вспоминают только на праздник весны и труда да еще во время прямых линий президента и в ходе его поездок по регионам. О том, почему так сложно бывает отстоять законные интересы работников госпредприятий и частного бизнеса, "Лента.ру" поговорила с руководителем профсоюза водителей (НПВП) Александром Котовым.
Лента.ру: На каком этапе профсоюзы в России стали такими беззубыми?
Александр Котов: Начну с того, что Первое мая - это не наш профессиональный праздник. Это коммунисты всех мастей и ФНПР 1 мая выводят своих на демонстрации. Профсоюзы беззубыми стали в сталинские времена, когда ВЦСПС получила огромную собственность. Теперь ее унаследовала ФНПР, и ей
В чем главное условие независимости?
Профсоюз, как и любая общественная организация, действительно независим только в том случае, если он живет и работает на членские взносы. И если этих взносов достаточно. Деньги - это рабочий инструмент. Если членов мало, людские и финансовые возможности по достижению уставных целей мизерные. Какие вопросы может решить организация, если в профсоюзе не сформирован забастовочный фонд? Если нет достаточных средств на оплату услуг квалифицированных юристов?
С введением системы "Платон" вам все же пришлось смириться?
Протест разбили в мелкие брызги, растащили и оседлали.
Дружно, единовременно, открыто грузоперевозчики смогли выступить только 11 ноября 2015 года. Эти выступления организовывал и брал на себя ответственность за их проведение наш профсоюз. Дальше - лебедь, рак и щука:
Вместо того чтобы по единому плану, но каждый в своем регионе - совершенно дурацкий "поход на Москву":
Почему?
Протестующие не нашли в себе здравого смысла, воли и силы действительно объединиться. Объединиться именно в профсоюз, поскольку только профсоюзы имеют право на забастовки. Была проведена массированная кампания, направленная на создание "ассоциаций", профсоюза альтернативного "профсоюзу Котова"... В итоге не создано ничего: Наш профсоюз проходил это еще в 1998 году. Активная часть грузоперевозчиков с "Платоном" не смирилась. Но активисты прекрасно понимают: чтобы завалить "Платон", необходимо лишить "Единую Россию" монополии в Госдуме.
Что происходит с теми, кого протестная волна вынесла в общественное поле?
Коллективизм не свойственен дальнобою и грузоперевозчикам в целом. Все они индивидуалисты. Каждый водитель - директор своего автомобиля. Все, кто назвал себя и считает себя лидерами, поступили крайне глупо. Каждый потянул одеяло на себя и стал поливать грязью остальных. Надо было в середине ноября встретиться и договориться о совместных одновременных действиях, но каждый "попер" по индивидуальному плану. Администрация вместе со всякими НОДами и ВОЛЯми грамотно сработали, и в итоге гора родила мышь. Наш профсоюз в эти дрязги втянуть не удалось, но и объединить разрозненное большинство под нашими флагами было уже невозможно.
Есть ли вообще эффект от работы профсоюзов дальнобойщиков в России?
Я вам скажу, что эффект от рубля, вложенного в виде членских взносов в защиту социально-трудовых прав, иногда превышает прибыль от вложения того же рубля в торговлю оружием, наркотиками и проституцию вместе взятыми.
Вы серьезно?
Не верите? Посчитаем вместе. Примерно 300 водителей отдавали в год около 100 миллионов рублей службе безопасности Московского нефтеперерабатывающего завода за право въезда на его территорию. После вмешательства МПВП с августа 2005 года и по сей день с них этих денег не берут. На сегодняшний день профсоюз каждому из 300 водителей сэкономил порядка 3,5 миллионов. А членский взнос - 1800 рублей. В итоге на каждый вложенный рубль получили (сэкономили) чуть меньше 2000. Большинство, правда, вообще ни копейки не заплатили... А зачем платить взносы, если проблема уже решена?
От чего зависит успех противостояния?
Больше всего проблем при защите прав и интересов создают именно те, кто за этой помощью обратился.
Был всего лишь один случай в практике нашего профсоюза, когда администрации не удалось в течение года разбить единство водителей. В сотнях других случаев в самих трудовых коллективах администрация за короткий промежуток времени находит несколько "паршивых овец".
С их помощью и посредством лжи, а иногда и чистого криминала, разделяет и властвует. Не умеет наш народ бороться за свои права и интересы. Пасует при первых трудностях и откровенно "сливает" своих лидеров. Очень плохо учится на собственных ошибках, но все же учится, и это радует.
Каково будущее движения за права рабочих?
Недовольство от беспредела, творимого руководством страны и чиновниками в отношении своего собственного народа, только накапливается. Я уверен, что будет борьба и без профсоюзов в этой борьбе не обойтись.
Как избавиться от прикормленных профсоюзов, дискредитирующих движение?
Прикормленные профсоюзы, а это, прежде всего ФНПР в полном составе, существуют благодаря поддержке правительства, президента и администраций всех мастей. Из зарплаты огромного числа работников без их ведома вычитают 1 процент в пользу ФНПР. За это такие профсоюзы обеспечивают видимость лояльности работников к действующей власти и "правильное" голосование на всевозможных выборах. Создать настоящий профсоюз - малая часть дела. Необходимо наполнить его единомышленниками, а не пассажирами, на деле показать и доказать его необходимость. Людей надо учить профсоюзному ремеслу, а его лидеров и актив защищать на законодательном уровне. У нас же все наоборот. Права профсоюзов урезаны, а точнее - кастрированы.
Фото: proftatms.ru