← Коммерческий транспорт

Перезагрузка на НЕФАЗе

Совет директоров НЕФАЗа 8 июня досрочно прекратил полномочия гендиректора Николая Пронина, которому в качестве антикризисного менеджера дали порулить менее трех лет, а теперь прочат новый ответственный пост в структурах "Ростеха". Корреспондент "БИЗНЕС Online" выяснял, что ждет нефтекамский завод в ближайшем и отдаленном будущем.

Смена караула на фоне рекорда по убыткам
В повестку дня очередного заседания совета директоров (наблюдательного совета) ОАО "НЕФАЗ" (входит в группу "КАМАЗ"), состоявшемся вчера, был включен вопрос об избрании председателя совета директоров и о досрочном прекращении полномочий генерального директора нефтекамского автозавода Николая Пронина. Об этом говорится в официальном сообщении компании. Информацию о смене руководства НЕФАЗа директор департамента по связям с общественностью ПАО "КАМАЗ" Олег Афанасьев отказался комментировать до официального назначения нового руководителя завода.
Позднее стало известно, что на состоявшемся совете директоров "НЕФАЗа" было принято решение назначить гендиректором предприятия Сергея Зуйкова, возглавлявшего до этого момента ремонтно-инструментальный завод "КАМАЗа". Он приступил к своим обязанностям сегодня.
Очевидной, на первый взгляд, причиной для досрочной отставки 40-летнего Пронина, который пришел на НЕФАЗ не так давно - в сентябре 2013 года, может служить неудовлетворительный финансовый результат компании в 2015 году -
впервые за долгие годы нефтекамский завод получил чистый убыток в 393 млн. рублей, что стало абсолютным антирекордом.
Итоги первого квартала 2016 года продолжают оставаться убыточными (-186 млн. рублей).
Однако более пристальное изучение годового отчета компании, опубликованного в середине мая, заставляет усомниться в этой гипотезе. Несмотря на кризис, Пронину удалось нарастить выручку ОАО "НЕФАЗ" на 4,6% до 8,66 млрд. рублей. Объем реализации автобусов на внутреннем рынке прибавил почти 600 млн. - на 22,1% до 3,3 млрд. рублей. Вторым драйвером роста стали прицепы и полуприцепы, продажи которых увеличились на 346 млн. рублей до 1,94 млрд. рублей. Бурно развивалось производство грузовиков - за прошлый год оборот этого сегмента вырос с 3 млн. до 210 млн. рублей. Правда, последнее направление на НЕФАЗе оказалось убыточным уже на стадии основных издержек (-24 млн. рублей), впрочем, как и прицепов (-22 млн. рублей). Ярко выраженным аутсайдером же стала спецтехника (спецнадстройки) - основной вид деятельности НЕФАЗа, продажи которой упали на 22,3% до 2,42 млрд. рублей.
Тем не менее полученный нефтекамским заводом результат, хоть и отрицательный, но на фоне результатов материнской компании смотрится неплохо - выручка КАМАЗа за 2015 год снизилась на 17% и составила 86,7 млрд. рублей, а чистый убыток вырос в 7,8 раза до 3,304 млрд. рублей.
Птенец гнезда Таркаева
Источники "БИЗНЕС Online" уверены, что смена гендиректора никак не связана с финансовыми показателями компании. При этом они отмечают особое место, которое занимает Пронин в окружении Сергея Когогина, называя его талантливым кризис-менеджером и одним из доверенных лиц генерального директора ПАО "КАМАЗ". Напомним, что свою карьеру Пронин, еще будучи студентом, начал в команде политика и экономиста Александра Таркаева, которая в конце 90-х годов по просьбе руководства Татарстаназанялась оздоровлением экономики автогиганта. Дочери Таркаева говорят о Пронине как о правой руке их отца во всех проектах команды ОАО "Диалог Инвестментс". Так, по словам Натальи Таркаевой - заместителя министра экономики РТ, много лет проработавшей в непосредственном подчинении Пронина в "Диалог-консалтинге", он сильный управленец, который всегда отличался четкостью и структурированностью мышления. "Он и на КАМАЗе очень быстро взошел с позиции помощника Сергея Когогина до топ-менеджера", - говорила она в интервью "БИЗНЕС Online".
В 2012 году Пронин возглавил созданный тогда же блок по спецтехнике, в рамках которого создано дочернее предприятие - ООО "Управляющая компания КАМАЗ-Спецтехника". В его задачу на новом посту входило повышение эффективности этого бизнес-направления, а также корпоративное управление организациями - производителями спецтехники, входящими в группу ОАО "КАМАЗ". Новой компании были переданы в доверительное управление акции и доли дочерних камазовских предприятий: ОАО "НЕФАЗ", ОАО "Туймазинский завод автобетоновозов", ОАО "Автоприцеп-КАМАЗ", ООО "КАМАЗ-Восток" и ООО "КАМАЗ-Марко". Однако вскоре Пронину пришлось лично возглавить "НЕФАЗ" - после ухода на пенсию Раифа Маликова, которого называли креатурой экс-президента Башкортостана Муртазы Рахимова (ОАО "КАМАЗ" владеет 50,02% уставного капитала НЕФАЗа, ОАО "Региональный фонд" (Башкортостан) - 28,5%).
К слову, руководство Башкортостана и сейчас продолжает оказывать сильное влияние на местные активы КАМАЗа, ревностно следя за деятельностью назначенных Когогиным топ-менеджеров, при любой возможности стараясь усилить свои позиции. Например, чтобы повлиять на дивидендную политику (представители КАМАЗа последние годы голосуют за невыплату дивидендов акционерам и НЕФАЗа, и Завода автобетоновозов).
Мавр сделал свое дело?
На НЕФАЗе, по словам информированного источника "БИЗНЕС Online", Пронин вместе с пришедшей с ним командой (костяк которой составляют бывшие сотрудники "Диалог-консалтинга"), за довольно короткий срок сумел поднять производственную дисциплину. Однако совершить прорыв ему было сложно. По словам источника, тяжелое положение материнской компании перевело НЕФАЗ фактически в режим самовыживания, из-за недостатка финансирования инвестиции в развитие перспективных направлений урезаны до минимума. И
если КАМАЗу еще удается выбивать себе господдержку на модернизацию производства, то НЕФАЗ, по выражению нашего собеседника, "пустили на самотек".
К этому надо прибавить вскрытый Прониным бардак в оформлении документов на принадлежащие компании активы и попытки властей Башкортостана создать на территории НЕФАЗа промпарк, потеснив производство спецтехники и автобусов. Очевидное неудовольствие властей республики вызвало и решение Пронина снижать издержки завода за счет увольнения лишнего персонала. Таких оказалось довольно много - за два года было сокращено более 2000 человек - каждый четвертый рабочий НЕФАЗа, что не так уж мало для 125-тысячного Нефтекамска.
Все это однако еще не повод для отставки. По словам нашего источника, все дело в том, что Пронин понадобился Когогину на некоем более ответственном посту, каком именно- пока неизвестно. Однако, вероятнее всего, это место вне рамок группы "КАМАЗ", но при этом в сфере влияния империи "Ростеха".
"Придет новая бригада дармоедов-бездельников, а работать некому"
38-летний Сергей Зуйков, возглавивший ОАО "НЕФАЗ",  за 15 лет сделал головокружительную карьеру на КАМАЗе. Он начинал в 2001 году слесарем механосборочных работ третьего разряда на Прессово-рамном заводе, через два года уже возглавлял цех, был главным диспетчером КАМАЗа, а позже - заместителем директора департамента по управлению производством КАМАЗа, главным инженером Ремонтно-инструментального завода. В 2014 году он возглавил этот завод, что открыло Зуйкову дорогу в депутаты горсобрания Набережных Челнов, где он занял стратегически важный пост - председателя депутатской комиссии по регламенту и правопорядку. Возможно, полученные навыки управления производством и повесткой дня для народных избранников позволят Зуйкову справиться с главными вызовами на новом посту - повышение эффективности работы и нейтрализация нарастающего недовольства со стороны республиканских властей Башкортостана и муниципальных властей Нефтекамска.
За исключением руководящего состава НЕФАЗа, который владеет точной информацией о предстоящих кадровых перестановках, но предпочитает хранить молчание, остальной персонал завода вынужден пересказывать друг другу слухи о новом гендиректоре. При этом рабочие настроены в целом уныло. Одна из пользователей соцсети приводит такие слова, услышанные в заводской столовой: "Придет новая бригада дармоедов-бездельников, а работать некому" и что "Пронин уходит, потому что воровать здесь уже нечего". Правда, есть и болееоптимистичные заявления: "Быть может, случится чудо, и Зуйков поднимет завод с колен, поднимет производство, повысит зарплаты и т. п.".
Про Пронина заводчане говорят, что тот был откомандирован на НЕФАЗ только "на сложное экономическое время", а теперь все более-менее успокоилось, и поэтому он уходит. Один из представителей среднего управляющего звена НЕФАЗа, с которым удалось поговорить корреспонденту "БИЗНЕС Online", подтверждает, что в целом ситуация на заводе с приходом Пронина улучшилась, по крайне мере, нет задержек по зарплате. "Но заказов мало, следовательно, и работы особо нет", - заметил он.
На бумаге - громадье планов
Напомним, что НЕФАЗ изначально задумывался для обеспечения КАМАЗа запасными частями и комплектующими. Соответствующее постановление совет министров СССР издал в 1970 году. В 1977 году был запущен главный конвейер - начался серийный выпуск автосамосвалов "КАМАЗ-5511", в 1982 году завод выпустил вахтовые автобусы. Однако
в 1993 году НЕФАЗ был приватизирован и стал самостоятельным предприятием. Правда, в 1999 году он вновь начинает тесно сотрудничать с КАМАЗом, что было выгодно башкирскому производству.
Во-первых, потому что НЕФАЗ вновь получил крупнейшего заказчика для своих самосвальных надстроек, а во-вторых, у него появилась возможность реализовать свою продукцию через камазовскую дилерско-сервисную сеть. В 2000 году руководство завода приняло "Программу освоения пассажирских автобусов на шасси "КАМАЗа", а в конце этого же года на предприятии был представлен первый автобус городского типа "НЕФАЗ-5299". По данным автозавода, сейчас его доля среди российских производителей пассажирских автобусов большого и особо большого класса составляет 24%, прицепной транспортной техники - 10%, прицепной емкостно-наливной техники - 9%.
В годовом отчете нефтекамского автозавода говорится, что по итогам 2016 года выручка предприятия должна увеличиться на 15,6% до 10,02 млрд. рублей, а к 2020 году выручка достигнет 25 млрд. рублей, то есть почти в три раза больше по сравнению с результатами 2015 года. При этом EBITDA (объем прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов и начисленной амортизации - прим. ред.) должна увеличиться до 3,7 млрд. рублей (14,8% от выручки). К этому времени объем продаж произведенной НЕФАЗом техники достигнет 20 - 22 тыс. единиц в год, в том числе самосвальных надстроек - до 12 тыс., прицепной техники - до 7 тыс., автобусов - до 1 тыс. единиц. В перечень основных задач на среднесрочную перспективу компания включила разработку и освоение нового модельного ряда больших и средних автобусов, завершение модернизации всего ряда самосвальной, емкостно-наливной и прицепной техники, вывод на рынок современной линейки гидроцилиндров в партнерстве с Palfinger AG, выход на рынок пищевых автоцистерн, коммунальной техники и шарнирно-сочлененных самосвалов.
Фото: nefaz.ru
БИЗНЕС Online