Ряд китайских компаний, возможно, перенесёт свои заводы на Дальний Восток, об этом Минвостокразвития сообщило в начале апреля. Речь идет о строительной индустрии, металлургии, энергетике, машиностроении, судостроении, химической, текстильной и цементной промышленности, сельском хозяйстве, а также сфере телекоммуникаций.
Под "переносом" понимается создание новых предприятий, пояснили в ведомстве. Заводы построят на территориях опережающего развития (ТОР) и в Свободном порте Владивосток Первые одобренные заявки на реализацию проектов от русско-китайских предприятий уже появились в ТОР и Свободном порте.
По данным Корпорации развития Дальнего Востока, из 11 заявок от иностранных компаний в ТОР пять - от предприятий с участием китайского капитала. Две из них - на создание нефтеперерабатывающего и цементного заводов в Амурской области уже одобрены, компании стали резидентами в этом году.
В Свободном порте русско-китайских заявок четыре из пяти, одобрена одна - на создание завода по переработке шин в топливо. Идея каждого проекта, как говорят их российские инициаторы, зародилась задолго до создания территорий опережающего развития: в некоторых случаях до 10 лет назад. Однако реализации всё время что-то мешало. Далеко не все китайские инвесторы, интересовавшиеся ТОР и зоной порто-франко в прошлом году, решились создавать совместные предприятия с русскими партнёрами.
Заявки на другие проекты, о начале которых широко объявляли федеральные и местные СМИ, пока ещё только рассматриваются. По словам заведующего Школой востоковедения Высшей школы экономики Алексея Маслова, ТОР - это самые оптимальные условия для инвестиций во всей Азии, но китайцы пока "заходят" в них с опаской.
"Сколько у китайцев ушло времени на развитие своих Свободных экономических зон? Они были созданы в девяностых на юге Китая, а серьезные инвестиции пошли только через 4 года", - приводит пример эксперт. Мы выяснили, что строится с участием Китая в ДФО уже сегодня, и как это может повлиять на развитие региона.
НПЗ и цементный завод в Приамурье: стоит ли бояться за экологию
Заявки на строительство нефтеперерабатывающего завода от "Амурской энергетической компании" и цементного завода компанией "С Технология" в ТОР "Приамурская" Амурской области были одобрены ещё в конце 2015 года. Идея создания НПЗ впервые возникла у руководства АЭК в 2006 году, но воплотить её, судя по всему, удастся только сейчас. Главным инвестором проекта стала китайская компания ОАО "Мэн Лань Синь Хэ" (ей принадлежит 40% уставного капитала АЭК, ещё 50% - созданному этой же компанией предприятию ООО "Амур-Нефтехим").
Предполагается, что это будет самый современный нефтеперерабатывающий завод в России:
из 100% сырой нефти после переработки, по заявлению главного директора АЭК Александра Гордеева, останется не больше 7% отходов.
Сейчас глубина переработки нефти на российских заводах в среднем составляет меньше 75%. Общественные слушания по экологической экспертизе проекта прошли в посёлке Березовка с участием местных жителей в конце апреля, их результаты ещё не подведены.
Цементный клинкер, который, по словам Гордеева, "находится буквально через забор" от его НПЗ, в Березовке уже построен: первая партия продукции вышла в августе 2015 года. Заработать в полную силу предприятие должно в мае этого года, каждый год завод будет выпускать до 500 тысяч тонн цемента трёх марок - раньше они завозились в Амурскую область из Приморского края, Еврейской автономной области и КНР. Доля "Мэн Лань Синь Хэ" в уставном капитале завода составила 48%, еще 8% принадлежит хэйхэской компании торгово-промышленного развития "Сириус".
Цемент будут производить сухим способом - этот метод считается самым высокотехнологичным. В Японии, Германии, Испании и в других развитых странах он используется на 70?95% предприятий, тогда как в России пока всего на 13%, и ни один из пяти работающих в ДФО с 1970 годов заводов в список этих предприятий не входит. Главное преимущество сухого способа - безотходность: всё некондиционные сырье и продукция будут перерабатываться в мельницах и возвращаться в производство.
Грузовики в Хабаровском крае: где "буксуют" колеса из КНР
"Грузовики HOWO начнут собирать в ТОР "Комсомольск" в 2016 году" - об этом местные СМИ стали писать с прошлой осени. Переговоры между Дальневосточной дорожно-строительной компанией и китайской компанией SINOTRUCK начались в 2015 году, соглашение о строительстве завода было подписано в апреле этого года. Заявку на вступление в ТОР "Комсомольск" ДДСК, правда, пока не подала: как пояснил DV генеральный директор компании Петр Мигалчан, по условиям ТОР для этого сперва надо создать новую компанию, чьей специализацией будет именно сборка грузовых автомобилей.
Грузовики HOWO с более мощным, улучшенным двигателем на заводах самого SINOTRUCK в Китае только недавно запустили в производство: по данным производителя, такие машины смогут пройти до 100 тыс. км без капитального ремонта (пока этого предела не успела достичь ни одна из выпущенных машин, поэтому рекордная цифра ещё не определена). По словам руководителя ДДСК, российские "Камазы" и другие модели, выпускающиеся на отечественных заводах, без замены масла в среднем могут проехать не больше 10?25 тыс. км.
С размером своей доли в уставном капитале китайские партнёры, продолжает Мигалчан, ещё не определились: "Мы предложили им до 50%, но для них это не принципиально, сначала они должны всё изучить". При этом объёмы выпуска в первые пять лет уже детально прописаны. В 2016 году завод должен произвести 500 машин - пробную партию, в 2017 году - 1500, в 2016-м - 2000, к 2021 году планируется выпускать 4000 грузовиков, на производстве задействуют 1000 местных рабочих.
Первые 60 человек, которые приступят к работе в этом году, отправятся на стажировку на одно из предприятий SINOTRUCK в Китае.
Серьезным препятствием для проекта, по словам российской стороны, является отсутствие таможенного пункта в Комсомольске.
Большинство запчастей, необходимых для сборки грузовиков этой модели, в России не производится - ввозить их "россыпью" через таможенные пункты в других регионах обойдется дороже, чем экспорт в Россию готовых грузовиков. "Если машина будет собрана в Китае, мы платим 5% пошлину, если ввозим запчасти - 20%, тогда об этом проекте придется забыть", - уточнил гендиректор ДДСК.
Ещё одна проблема, которая может задержать проект, - сертификация новой модели в России. Институт, занимающийся сертификацией, находится в Москве - сначала SINOTRUCK-DV придется доставить один из грузовиков в столицу. Затем машина будет проходить различные испытания: "Это может длиться очень долго - до года", - указал Мигалчан. У хабаровских властей есть план создать сертификационный центр на территории Комсомольска-на-Амуре. Но это план на 2017 год, и, будет ли этот центр проводить сертификацию новых моделей машин, пока не известно.
Трудностей в защите бизнес-плана для вступления в ТОР гендиректор ДДСК, впрочем, не видит. "У нас задача уже в 2016 году начать сборку, чтобы показать нашим китайским партнерам, что все эти проблемы решаемы", - говорит Мигалчан.
Традиционно считается, что китайцы готовы ждать хоть сто лет, однако молодой топ-менеджмент в SINOTRUCK, по его словам, настроен более чем решительно. "Они заинтересованы и сами предложили начать экспериментальное производство", - отметил директор. Команда из нескольких человек для работы с русскоязычными партнёрами в китайской компании сформирована уже давно: топ-менеджер, который занимается открытием новых заводов SINOTRUCK в странах СНГ, учился в Москве, так что к помощи переводчика на переговорах приходится прибегать в исключительных случаях.
В 2008 году SINOTRUСК планировал организовать совместное предприятие с российской компанией "АМО ЗИЛ", но из-за кризиса проект не был реализован. Получится ли это сделать сейчас, по словам гендиректора ДДСК, будет известно в течение одного-двух месяцев. "Если упремся в федеральные барьеры на уровне таможенного сопровождения или сертификационного оформления, на этом и остановимся - будем писать бесконечные письма в Москву, с надеждой на то, что проблемы решат", - пояснил Мигалчан.
Кирпичи и арматура в Якутии: почему местные против
"Вольные Кангалассы протестуют против ТОР" - с таким заголовком вышла новость на одном из якутских интернет-порталов в ноябре прошлого года. Недовольство местного предпринимателя вызвала, в частности, норма закона о ТОР, позволяющая зарубежным инвесторам при открытии своих предприятий обходиться без квоты на иностранных рабочих. "Нас обманут, работы местным не дадут. В законе о ТОР прописано, что для них завоз иностранной рабочей силы не ограничен, а рабочим не требуется регистрация. Нас начнут с земли вытеснять", - заявил фермер Леонид Затеев.
Директор индустриального парка "Кангалассы" Дмитрий Борисов в ответ уверил, что с первым совместным российско-китайским предприятием в ТОР - компанией "Саха-Ляонин", которая строит в парке кирпичный завод, - была заключена особая договоренность: "Трудоустройство будет вестись на паритетных условиях - один китайский рабочий, один наш, местный".
По данным, предоставленным DV пресс-службой Агентства инвестиционного развития республики, "Саха-Ляонин" стала резидентом "Кангаласс" с февраля. Инициатором проекта со стороны Якутии выступила компания "Глиняные карьеры Саха", Китая - ООО "Сунян химическая продукция", общий объем инвестиций в проекте составит 299,87 млн руб. Сейчас компания закупает оборудование, строительство завода должно начаться в июле. Завершить его планируется в 2017 году.
Ежегодно завод будет выпускать 40 млн шт. керамического кирпича в год, для чего потребуется 94 рабочих. При этом, по данным Корпорации развития Дальнего Востока на конец апреля, в реестре резидентов ТОР компания всё же не числится, заявки на строительство завода от неё не поступало.
В то же время среди поданных в КРДВ заявок есть проект другой иностранной компании - ООО "Возрождение", она также планирует строить кирпичный завод в "Кангалассах". Инвестором выступит итальянская компания Bedeshi, по проекту завод будет выпускать 30 млн шт. кирпича в год, сколько человек потребуется для его производства, не сообщалось.
Помимо этого в индустриальном парке, возможно, будет строиться новый завод по переплавке лома черных металлов - его планирует возводить "Якутский металлургический завод" с привлечением инвесторов из КНР, эта заявка пока тоже изучается в КРДВ.
С горизонтом в сто лет
Одобрения от КРДВ ждут еще две заявки, отправленные российско-китайскими компаниями: на производство термобелья от компании "САТО" и на строительство центра складирования и логистики от Азиатско-Тихоокеанской инвестиционной компании (ООО "САТИК").
В Свободном порте на рассмотрении три заявки: на создание комплекса по хранению и переработке рыбы и овощей от корпорации "ПримХуньЧунь", на организацию производства детских подгузников от компании ТОРРЕС и на строительство гостиницы в Славянке от той же Тихоокеанской инвестиционной компании. В последнем случае, как уточнили в КРДВ, "заявка подана, но партнеры взяли паузу. Китайская сторона принимает решение о возможности финансирования".
В феврале 2016 года администрация Приморья также сообщила, что китайская компания Deschong построит целых 3 завода в Свободном порте. По данным КРДВ на конец апреля, заявок на получение статуса резидента от этой компании не поступало, ведутся ли с ней какие-либо переговоры в местном правительстве, корпорации не известно. Высокая скорость в принятии решений, как говорят руководители компаний, работающих с азиатскими партнерами, для китайцев нехарактерна.
"Восточные люди очень ценят доверительные отношения, которые складываются у них не за одну и не за две встречи. И они имеют очень далекий горизонт планирования своих действий - до 100 лет вперёд", - указал гендиректор Дальневосточной дорожно-строительной компании. Большинство из них, по словам Мигалчана, очень настороженно относятся к проблемам с российским госрегулированием и лобби отечественных производителей - перед тем, как попытаться создать совместное предприятие с российскими партнерами, они будут всё долго просчитывать. Также нужно учитывать, что на Дальнем Востоке живёт всего 6,5 млн человек: это довольно небольшой рынок потребителей. Значит, произведённые в ТОР товары должны быть востребованы и на китайском рынке. Продукцию сельского хозяйства, некоторые продукты химии и нефтехимии в России производить дешевле, чем в Поднебесной, поэтому в будущем мы можем стать экспортным партнёром Китая. По словам Алексея Маслова, интерес у китайских предпринимателей прежде всего вызывает нефтегазовая сфера. "Китайцы считают, что себестоимость добычи и продажи в России неоправданно высока. Китай мог бы оптимизировать это при покупке акций предприятий, однако пока им не удалось приобрести ни одного контрольного пакета", - говорит эксперт. Россию же, напротив, интересует восстановление своей промышленной базы, утраченной в девяностые и двухтысячные годы. Для этого нужно привлечь и азиатские инвестиции, однако Китай в этом пока заинтересован слабо.
ТОР "Приамурская"
Площадь: ~900 га
Инвестиции: 136 млрд рублей
Новые рабочие места: 1350
Резиденты с китайским участием:
- "С Технология" - цементный завод
- Амурская энергетическая компания - нефтеперерабатывающий завод
ТОР "Комсомольск"
Площадь: 210 га
Инвестиции: ~15 млрд рублей
Новые рабочие места: ~3000
Резиденты с китайским участием: ДДСК пока не подал заявку на вступление в ТОР
ТОР "Индустриальный парк "Кангалассы""
Площадь: ~17 га
Инвестиции: ~1,1 млрд рублей
Новые рабочие места: 350
Резиденты с китайским участием: "Саха-Ляонин" и "Глиняные карьеры Саха" - кирпичный завод
Фото: dv.land