← Автомобильные грузоперевозки

Валерий Войтко: Большегрузы на региональных дорогах - это "статистическая погрешность"

В программе "Zoom" на радио "Соль" обсудили инициативу введения "Платона" на региональных дорогах, выдвинутую краснодарскими депутатами. В эфир ведущим программы Игорем Киценко был приглашен Валерий Войтко, координатор ассоциации дальнобойщиков.

Игорь Киценко: Валерий, добрый день.
Валерий Войтко: Привет.
И.К.: Прозвучало предложение от Законодательного Собрания Краснодарского края внести, точнее уже внесли в Государственную Думу законопроект, который бы позволил собирать денежные средства, ставить тарификацию для проезда грузовиков с массой свыше 12 тонн на региональных дорогах, а не только на федеральных. Вы высказывались в издании "Коммерсант" в материале, который я зачитывал. Хотелось бы еще раз, чтобы вы озвучили свою позицию, позицию ваших сторонников по поводу данного законопроекта и этих нововведений?
В.В.: Едва ли этот законопроект имеет какие-то перспективы в ближайшей перспективе даже среднесрочной. Вот в чем дело. Совсем недавно в общественной палате проходили чтения, и мы заседали "Общественный совет федерального дорожного агентства". Там рассматривался вопрос о похожем законопроекте, который дает возможность муниципальным и региональным властям вводить свои платные режимы.
Реакция всех экспертов, профессионалов, автоперевозчиков, дорожников, экономистов, была резко отрицательной. Огромное количество правовых вопросов. Ну, и сама идеология тотального сбора нелогична. Мы говорили и продолжаем утверждать, настаивать на том, что любые такие безумные обременения транспортной инфраструктуры в конечном итоге ведут к разрушению единого экономического пространства Российской Федерации. А это уже совсем несмешно. Это даже не плюсы перед выборами. Вопрос стоит гораздо глубже, гораздо серьезнее.
Что касается пожеланий Краснодарских депутатов - это прямое следствие существования "Платона" на федеральных дорогах. Смотрите, может быть, это зрителям не очень интересно будет, потому что такая скучноватая информация.
Рассажу всю логическую цепочку, и к чему это все приводит. Значит, ввели "Платон" на Федеральных трассах. Были достаточно серьезные акции протестов автоперевозчиков и товаропроизводителей. Для того, чтобы как-то подсластить пилюлю Владимир Владимирович дал задание убрать транспортный налог для всех, кто платит "Платон". Транспортный налог не убрали. Идет зачет тех сумм, которые платятся за "Платон", вычитаются они из сумм транспортного налога.
При этом надо понимать, что далеко не все машины ходят по Федеральным трассам. Некоторые работают на карьерах, на стройках, на лесосеках, на просеках. На Федеральные трассы они не выходят. Для них, соответственно, этого зачета не происходит. Они будут платить "Платону", вроде как в Федеральный бюджет, в дорожный фонд и они не будут платить часть транспортного налога, который, по сути, является региональным налогом и идет на муниципальные, региональные дороги.
Та сумма собранная "Платоном":. Сейчас прошло полгода, говорили о 7 миллиардах рублей. Если такая динамика сохранится, то к концу фактического года, до нынешнего ноября, соберут в лучшем случае миллиардов 15-17. Это гораздо ниже того, что они планировали.
Но эти 15-17 миллиардов уже вычеркнули из регионального бюджета. Так туда хоть что-то шло, какие-то копейки. И сейчас эти 20 миллиардов из всех региональных бюджетов выдернули. Соответственно, местные органы законодательной и исполнительной власти задаются вопросом: "а где нам теперь брать деньги?". Вот пошли по пути наименьшего сопротивления.
Это предложение, с нашей точки зрения, даже обсуждать не будут в ближайшее время, потому что оно точно не пройдет. Регионы заставят искать иные источники доходов.
Хотя тут складывается интересная ситуация, если откреститься от эмоций и попытаться так вдумчиво оценить ситуацию, мы можем сказать, что мы не против того, чтобы регионы решали свои финансовые проблемы за счет каких-то сборов, которые можно называть инфраструктурные сборы. Но плательщиками этих сборов должны быть субъекты бизнеса региона, которые пользуются услугами автомобильного транспорта. Это ставит ситуацию с головы на ноги. Ребят, вы хотите создать дополнительные деньги в бюджет. Вот у вас есть на вашей территории молочный комбинат, завод выпускающий стройматериалы, это высокотехнологическое производство. Они заказывают машины, вот они и платят этот инфраструктурный сбор на улучшение дорог в регионе. Все логично и убираются эти раздражающие факторы. Водитель, который ни разу в этом регионе не был, один раз приехал, он там не портит дороги, он не пользуется этой местной инфраструктурой. А вот местные предприятия, местные транспортники, да, действительно, пожалуйста, обращайте на них внимание. Знаете, чем это все закончится?
И.К.: Чем?
В.В.: Местные товаропроизводители "башку снимут" этим депутатам. До тех пор, пока ошкуриваются эти транзитные шофера, всем хорошо и спокойно. Все это размазывается тонким слоем по территории Российской Федерации. Но, как только депутаты начинают, мягко говоря, усложнять жизнь своим товаропроизводителям, тут разговор будет гораздо интереснее. Уже товаропроизводители должны будут спросить у своих законодателей: "а что вы творите? Мы и так тут в кризис еле выкарабкиваемся, рентабельность на нуле, а вы нам тут еще на каждую машину по 15-20 тысяч платить". А как эти деньги расходуются? Транзитный водитель не может проверить правильность зачисления и расходования этих средств. А местные бизнесмены, которые с этими депутатами в садик ходили, в армии служили, на свадьбе водку пили, я думаю, у них это получится гораздо быстрее и эффективнее. Примерно так эта ситуация выглядит с нашей стороны.
И.К.: То есть вы полагаете, что необходимо данный сбор переложить на плечи местных производителей, то есть местного бизнеса, регионального бизнеса, чтобы они оплачивали транзитные перевозки?
В.В.: Это не мы так считаем. Это логика и экономика. Мы с самого начала говорили, когда речь шла о "Платоне", что не надо называть эту штуку возмещением вреда дорожного покрытия. Там масса правовых нюансов. Касательно формулировки - бред.
Назовите это инфраструктурным сбором, назовите это дорожным сбором, каким он был до 2001 года. 1% с оборота всех предприятий. И на этот 1% великолепно существовали дорожные фонды. Не знаю, помните вы или нет. В период 97-98, 2000 год я очень много ездил по стране и видел, что действительно тогда на эти деньги даже в глухих деревушках реконструировались, строились дороги.
Наши экономисты посчитали, что этот оборотный сбор плохо для экономики. Они его убрали, дорожные фонды обнулили за 5-10 лет. Дороги пришли в полную негодность из-за отсутствия финансирования. Не из-за того, что их машины раздавливали, а из-за того, что денег не было на их содержание. Привет правительству. Потом это все свалили на грузовики. Назовите это инфраструктурным сбором, назовите это дорожным налогом и ни у кого не возникнет никаких проблем.
И.К.: Валерий, тем не менее, они как правительство приняло решение на данный момент собрано, вы приводили цифру в 7-8 миллиардов рублей. "Коммерсант" приводит цифру в 11 миллиардов рублей к данному моменту. К концу года, вы сказали, что 18 миллиардов рублей будет собрано, "Коммерсант" приводит цифру в 20 миллиардов рублей. Из этих денег почти 11 миллиардов планируется направить на регионы. Это как-то контролируется, какому региону больше всего нужны эти деньги? Все знают в Омске плохие дороги.
В.В.: Сейчас идет дележ шкуры неубитого медведя. Медведев чего-то там губернаторам пообещал.
И.К.: К сожалению, связь у нас прервалась с Валерием. Сейчас мы его еще раз наберем и продолжим с ним беседу, дослушаем до конца ту мысль, которую он начал. Напомню, после запуска "Платона" грузоперевозчики в целях экономии стали пользоваться бесплатной региональной и межмуниципальной сетью, что привело к ее "интенсивному разрушению", пишут депутаты Краснодарского края. Ссылаясь, может быть, на какие-то данные, к сожалению, не видел я этих данных и не могу привести пример. Они ссылаются на то, что грузоперевозчики крупногабаритные (свыше 12 тонн) стали пользоваться региональными дорогами, и они просто разрушились. Валерий у нас обратно на связи.
В.В.: Это неправда. Мы полтора месяца назад готовили аналитические записки для Министерства экономического развития и многие прогнозы не сбываются. Ухода транспорта с федеральных дорог на региональные это цифры в пределах статистической погрешности. Такова структура наших дорог.
И.К.: Получается это редко?
В.В.: Из Москвы в Новосибирск никаким путем, кроме, как по федеральным, ты не проскочишь. Те, кто работал на плече Москва- Питер, они на этом плече и работают. В лучшем случае Поволжье, Татарстан, может быть, на Югах. Где-то каким-то образом пытаются скривить маршруты для того, чтобы дольше, больше пройти по региональным дорогам, но это не носит массового характера. Проблема как раз в том, что, то о чем я говорил в самом начале, значительное количество транспорта: А "Платон" - это более полутора миллиона единиц транспорта. По факту, оказалось, что федеральными трассами пользуются около 700 тысяч, то, что сейчас зарегистрировались.
И.К.: То есть половина практически?
В.В.: Да. Остальная половила, работает в регионах, она крайне редко выскакивает на федералки. Поэтому депутаты либо не владеют информацией, либо вводят в заблуждение. Точно также в заблуждение вводят министр транспорта и, наверное, даже господин Медведев, потому что 10 миллиардов, которые они обещают губернаторам, их в природе еще нет.
В тексте концессионного соглашения четко сказано, что работа системы, приоритетный порядок закрытия расходов, то есть первые собранные платежи идут конфессионеру, этому ООО "РТИТС" - 10,8 миллиарда. Пока они эти деньги не получат, все остальное их не волнует.
Даже если мы все послезавтра перейдем на вертолеты, на речной транспорт, железнодорожный, и машин просто не будет, то по условиям конфессионого соглашения 10 лет государство все равно будет платить этому ООО "РТИТС". Вот такое хитренькое, достойное концессионное соглашение. Естественно, на этом фоне, на фоне всего этого бардака с региональными бюджетами, депрессивных, дотационных регионов, местные депутаты смотрят, истекают слюной, говорят, "да, мы тоже хотим так зарабатывать деньги".
И.К.: По большому счету получается это погрешность какая-то, неточность и не владение объективными данными?
В.В.: Вы очень мягко назвали это погрешностью. С нашей точки зрения, речь надо вести о фатальных пробелах подготовки технико-экономического обоснования этого проекта. Мы сейчас похожи на каких-то несостоявшихся нострадамусов, но все то, что мы год назад говорили о перспективах "Платона" сейчас сбывается с точностью до абзаца. И все негативное, ничего доброго.
И.К.: Если ни Министерство транспорта, ни премьер-министр не владели объективными данными, я сейчас ухожуот инициативы законодательного собрания Краснодарского края...
В.В.: Про нее можно вообще забыть.
И.К.: Перейдем тогда к "Платону". Если Министерство транспорта фатальные ошибки допустили, соответственно, так или иначе, ввели в заблуждение премьер-министра или, может быть, он смотрел какие-то статистические данные и сам заблуждался, руководствуясь этими данными. Тогда у меня возникает вопрос. Вы, как координатор проекта, как главный редактор журнала, целенаправленного журнала, почему раньше, до этих массовых выступлений дальнобойщиков?
В.В.: Не, ребят. Это массовые выступления начались уже после того, как. У нас все шаги записаны. Мы начали нашу аргументированную критику проекта по сбору денег с большегрузов еще с 2011 года. Мы детально, подробнейшим образом разбирали каждый пункт, каждый тезис этой идеологии - сбора грузовиков. Доказывали несостоятельность, ошибочность, но, увы.
И.К.: Получается, что факт на лицо, что кто-то просто лоббировал введение данной системы для зарабатывания денег?
В.В.: Да, безусловно. Сейчас это можно расценивать, как формирование концентрированного финансового потока, который идет на компенсацию, наверное, внутри российских инвестиций бизнес империи господина Ротенберга. Хотя на фоне его доходов эти дорожные деньги сущие копейки, но, видимо, "курочка по зернышку".
И.К.: О господине Ротенберге неоднократно говорилось, связанное с системой "Платон". Хочу уточнить. Вы считаете, что эти деньги, 11 миллиардов, как вы сказали пока виртуальные, которые якобы собрала система "Платон". Если быть точным, ссылаясь на "Коммерсант", 10,8 миллиарда рублей планируют отправить в регионы, то есть эти деньги никуда не попадут, они так и осяду в федеральном бюджете или вообще в этой системе "Платон", в этой компании?
В.В.: Смотрите, что получается. Идет такая хитрая, но достаточно простая манипуляция, когда деньги перекладываются из кармана в карман, а по пути они куда-то исчезают. Я не зря сказал о той доле выпадающих доходов региональных бюджетов, которые взял на себя "Платон". "Платоновские" деньги пойдут в федеральный бюджет, потом федеральный бюджет будет формировать субвенции регионам. Этому дала, этому дала, этому не дала. То есть уже федеральный центр будет распоряжаться теми деньгами, теми гипотетическими 20 миллиардами рублей, которые раньше были в распоряжении регионов. И они самостоятельно выбирали, построить мост в деревне или заасфальтировать въезд в город красивый сделать, или уложить новый асфальт на дорогу, которая ведет к кирпичному заводу от районного центра. А сейчас, простите, подход будет немного другой. Деньги дает федеральный центр, это не самостоятельно заработали регионы. Это даст еще один повод клевать губернаторов, говорить, что они не справляются с социальными обязательствами, с майскими указами президента и прочее. Игра тут похитрее, чем просто собрать деньги с шоферов.
И.К.: Получается, это не только денежные, а какая-то упряжка для руководителей субъектов?
В.В.: Полагаю, присутствуют все факторы.
И.К.: У меня еще такой вопрос касательно того, что КПРФ по поводу этого "Платона" на фоне массовых акций протеста дальнобойщиков, потребовали проверить конституционный суд законность введения данной системы. Конституционный суд не нашел никаких отклонений, ничего незаконного. Как бы вы это прокомментировали?
В.В.: Мы, собственно, этого и ожидали. Если вернуться на пару десятков лет назад, то, что даже сейчас говорит уважаемый Владимир Владимирович, что приватизация была нечестной, она была несправедливой, но она была строго в рамках действующего на тот момент законодательства. Так ведь?
И.К.: Да.
В.В.: Я говорю, что с 2011 года занимаемся "Платоном". Нормативная база под "Платон" заточена исключительно под исполнение тех задач, которые ставили перед собой идеологи этого проекта. Нормативная база полностью соответствует нашей конституции. Другой вопрос, что она несправедлива, нечестна, нелогична, но закону она соответствует. Ровно, как вся наша законная приватизация, залоговые аукционы и прочая Чубайсовская бадяга.
И.К.: С этим тоже все понятно. Буквально заключительный вопрос к вам. По поводу этой инициативы. Даже в долгосрочной перспективе, то о чем говорят депутаты Государственной Думы, что региональный "Платон" несвоевременно, что нужно подождать несколько лет, чтобы посмотреть, как работает сама система "Платон", и уже говорить, нужно ли её вводить на региональном уровне, на региональные дороги. Как вы считаете, введут её в дальнейшем? Начнет работать новая Государственная Дума, новый созыв будет. Наверное, этот вопрос там будут поднимать, по поводу регулирования платных участков внутри муниципалитетов, по поводу введения регионального "Платона". Введут их или не введут, ваш прогноз?
В.В.: Я и про "Платон" говорил, что 90% за то, что трансформируют, поменяют, 10 % - это скидка на жадность, хитрость, корыстные устремления наших чиновничьих и олигархических кланов. Тут тоже самое. Никаких реальных предпосылок для того, чтобы вот так в тупую страну кромсали на платные куски, их нет. Но, чем это может вывернуться через полгода, через год на фоне провальных региональных бюджетов, необходимости реконструировать, содержать дороги, поддерживать социалку - не знаю. Но боюсь, что это может оказаться той самой последней "соломинкой на горб верблюда". Не выдержит экономика таких поборов с того, что еще живет, дышит, производит и транспортирует.
И.К.: Но все-таки, как думаете, примут, или не примут эти поправки, законы?
В.В.: Я могу совершенно четко обозначить нашу позицию, Ассоциации дальнобойщиков: Мы сделаем все для того, чтобы показать, рассказать пагубность, неэффективность подобного шага. Мы это докажем, у нас это получится, мы это умеем. Услышат ли нас, это уже другой вопрос.
И.К.: Я вас понял. Валерий, огромное вам спасибо, что у вас получилось пообщаться с нами в прямом эфире.
В.В.: Вам спасибо, что предоставили такую возможность.
И.К.: Спасибо. Всего доброго. Уважаемые радиослушатели, напомню, что на прямой связи со студией был Валерий Войтко, координатор ассоциации дальнобойщиков. Мы сегодня разговаривали о депутатской инициативе, которая пришла из законодательного собрания Краснодарского края. Депутаты законодательного собрания предлагают ввести подобную систему "Платон", но только уже на региональном уровне. Будет эта систем принята в дальнейшем или нет, пока непонятно, так как в Государственной Думе на нее отреагировали, что якобы еще не время и нужно посмотреть, как отработает определенный промежуток времени сама система "Платон" Федерального масштаба. Вопрос остается открытым. Что будет дальше, на кого это все будет возлагаться, и куда будут уходить денежные средства, в региональный бюджет или будет оседать в Федеральном бюджете, а потом плавно распределяться между регионами - непонятно. Как говориться: поживем - увидим. У микрофона был Игорь Киценко. Это была программа "Zoom". Пока.
Фото: 1tv.ru
СОЛЬ