В мире коммерческого транспорта очередные перемены: изменились законы "О безопасности колесных транспортных средств" и появились нововведения в области тахографии. Чтобы выяснить, в чем заключаются изменения, чего от них ожидать и как действовать владельцам транспортных средств (ТС), корреспондент журнала "Основные средства" побеседовал со специалистами: руководителем ОС САТС "САМТ-Фонд", к.т.н. Павлом Бурьяновым и генеральным директором ООО "Тахограф+", к.т.н. Андреем Козьяковым.
С 1 июля 2016 г. отменяются все документы, выданные по ТР РФ "О безопасности колесных транспортных средств". Какой документ приходит на смену данному регламенту?
П. Бурьянов: С 1 января 2015 г. на территории Таможенного союза действует Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза № 877 от 09.11.2011 г. Данное решение помимо утверждения Технического регламента содержит в себе еще и переходные положения.
В соответствии с пунктом 3.2. Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. № 877 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 1 июля 2016 г., за исключением партий транспортных средств и компонентов, срок действия которых ограничивается количественной квотой.
Таким образом,
с 1 июля 2016 г. прекращается действие "одобрений типа транспортного средства", "одобрений типа шасси" (далее - "одобрения типа"), сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, подтверждающих соответствие требованиям Технического регламента Российской Федерации "О безопасности колесных транспортных средств".
Обращаем на это самое пристальное внимание всех потребителей и изготовителей продукции, подпадающей под действие ТР ТС "О безопасности колесных транспортных средств". Также следует знать, что вся продукция, выпущенная в обращение по документам, срок действия которых прекращается 1 июля 2016 г., в период их действия может эксплуатироваться без каких-либо ограничений.
Нововведения в области тахографии
В соответствии с регламентом Таможенного союза, в котором есть ссылка на Постановление Правительства РФ "О безопасности колесных транспортных средств" от 2009 г. (а также ряд других нормативных актов), теперь все тахографы должны быть средствами измерения и иметь свидетельства о поверке.
В связи с чем появился этот закон о поверке: в процессе эксплуатации в работе тахографов появляются сбои, и они начинают давать неверные показания?
А. Козьяков: Тут необходимо разграничить понятия: тахографы воспринимают информацию от вращающихся колес. Шины изнашиваются, меняются, вследствие этого необходимо корректировать настройки тахографа. Данная операция называется калибровка, или тарировка, и выполняется не реже одного раза в три года, а более старые тахографы калибруются один раз в два года или даже ежегодно.
Поверкой называется операция проверки точности измерений. Проводится она со снятием прибора с ТС и только для приборов, зарегистрированных как средство измерения (СИ). С вступлением в силу Технического регламента Таможенного союза ТР/ТС 018/2011 все новые тахографы должны быть СИ, однако до 1 июля 2016 г. было можно выпускать тахографы по старым требованиям (действовали сертификаты по старым правилам - Постановление Правительства РФ № 720 от 11.09.2009).
Принципиальное решение сделать тахографы СИ связано с несколькими факторами:
СИ может дать намного более точные показания - требования к ним намного выше;
показания СИ принимаются как аргументы в суде;
настройка СИ допускается только организациями, аккредитованными Росстандартом;
настройка СИ, приводящая к нарушению показаний, - это деяние, наказуемое огромным штрафом.
Можно ли починить, настроить тахограф любой марки?
А. Козьяков: Тут тоже вопрос неоднозначный. Не все тахографы подлежат ремонту - есть неразборные модели. У тахографов старого образца есть ограничения срока эксплуатации, например, все аналоговые модели (которые пишут информацию на тахокарту или "шайбу") запрещено эксплуатировать с 1 июля 2016 г. Таким образом, нет смысла их ремонтировать.
В какой ситуации придется заменять неверно работающий тахограф?
А. Козьяков: Неисправный тахограф подлежит замене при невозможности ремонта. Исправный тахограф, запрещенный к эксплуатации, придется менять: аналоговые до 1 июля 2016 г., цифровые тахографы ЕСТР до 1 января 2018 г.
Кто должен поверять тахографы - владелец или продающая структура?
А. Козьяков: Поверять тахографы должна уполномоченная на это организация. Ответственность за своевременную поверку несет лицо, эксплуатирующее СИ. На продавце ответственности нет. Если есть возможность купить тахографы не СИ, будет удобнее это сделать, не будет угрозы штрафа, однако заводы - изготовители тахографов прекратили выпуск таких приборов, а в июне этого года у большинства заводов на складах закончились старые модификации.
Как часто должен поверяться тахограф?
А. Козьяков: С декабря 2015 г. сроки поверки на все допущенные к эксплуатации тахографы установлены по 7 лет. При этом на блок СКЗИ, входящий в состав тахографа, срок поверки установлен 4 года, но при этом срок его службы от момента активации всего 3 года. Таким образом, блок СКЗИ необходимо менять раз в три года, а тахограф поверять при каждой второй замене СКЗИ.
СКЗИ - Средство Криптографической Защиты Информации, это специальная энергонезависимая память, хранящая информацию в зашифрованном виде посредством специальной защитной программы, которая производит шифровку и дешифровку данных на основании цифровой подписи. Подпись выдает удостоверяющий центр. Благодаря этому данные, которые хранятся в блоке, не могут быть скорректированы и удалены без расшифровки.
Частота поверок одинакова для тахографов всех марок?
А. Козьяков: До декабря 2015 г. СИ были три модели тахографов: VDO 3283, ТЦА 01 и "Меркурий ТА-002". Сроки поверки на них были разные, в декабре 2015 г. все сроки приравняли, а тахограф ТА-002 исключили из списков одобренных к установке.
Сколько будет стоить поверка? Сколько она занимает времени?
А. Козьяков: Это самые сложные вопросы. Проблема в том, что
сегодня на всей территории РФ есть только один центр поверки средств измерения координат.
Дороговизна специализированного оборудования ограничивает количество этих центров, и я не думаю, что их будет более пяти на всю территорию РФ, однако сменный блок СКЗИ позволяет поверять тахограф без применения оборудования для поверки средств измерения координат. Сегодня методика уже разработана и согласована с ФА "Ростехурегулирование", однако организаций, работающих по ней, сейчас нет, практика не наработана, стоимость не установлена.
Поверка выполняется прямо на транспортном средстве, тахограф не нужно демонтировать для поверки?
А. Козьяков: Поверка производится со снятием тахографа с ТС. Поверка без снятия невозможна в принципе.
ТС нужно будет везти в сертификационный центр или поверяющий сможет приехать непосредственно в эксплуатирующую организацию?
А. Козьяков: Вообще оборудование для поверки можно перевозить, однако стоимость этого оборудования высока и требования к настройке после перевозки велики. Теоретически это возможно, но практически пока никто не поверяет, и говорить об этом рано.
Кто и как будет контролировать поверку, ее на-личие?
А. Козьяков:
В настоящий момент поверку могут проводить только сотрудники ФА "Ростех-урегулирование", однако в ближайшее время полномочия будут распространены на ГИБДД и Транспортную инспекцию. Поверку на дорогах будет проводить ГИБДД, на предприятиях - Транспортная инспекция.
Для получения ими таких полномочий готовятся изменения в законодательство, в том числе ПДД.
Каково будет наказание за несвоевременную поверку или эксплуатацию неповеренного прибора?
А. Козьяков:
На сегодняшний день эксплуатация не прошедшего поверку СИ наказывается штрафом для юридических лиц от 50 000 до 100 000 руб., для должностных лиц - от 5000 до 10 000 руб. После изменений в законодательстве сумма может измениться, и точно появится эвакуация автомобиля на штрафстоянку.
В чем, на Ваш взгляд, заключается проблема для изготовителей тахографов в связи с поверкой? Казалось бы, выпускай качественный продукт, как и раньше, а последующая его поверка в эксплуатации - проблема владельца? Или это не так?
А. Козьяков: Большинство производителей тахографов и ранее занимались производством СИ, проблемой является как раз поддержка потребителя - если сейчас начать массовое производство СИ без соответствующей сети поверителей, появятся массовые штрафы.
Первыми организациями, которые получат аккредитацию на поверку, будут сами производители тахографов (ожидается в сентябре 2016 г.),
тогда они смогут самостоятельно провести первичную поверку и только после этого распространять их по территории РФ. В течение срока действия первичной поверки - 7 лет - будет создана сеть поверительных центров.
Поясните, почему Вы считаете, что новый закон о поверке создаст дефицит тахографов?
А. Козьяков: Ответ на этот вопрос, по сути, уже прозвучал в вышеприведенной информации:
сегодня поверительных центров нет;
быстро создать сеть поверительных центров не удастся;
физически испытать один тахограф занимает около часа, при этом сроки на подготовительные операции пока не известны. К примеру, в компании "НТЦ Измеритель" восемь обученных специалистов. Допустим, подготовительно-заключительные операции занимают полчаса. Восемь человек по восемь часов в день успеют поверить 42 тахографа в день, 882 тахографа в месяц. При расчетных объемах производства в 60 000 тахографов в месяц это несерьезная цифра.
Все это понимают, и поэтому сейчас разрабатывается процесс автоматизации поверок.
Что делать с тахографами, произведенными ранее, не являющимися СИ?
А. Козьяков: В настоящий момент данный вопрос решается. По предварительной информации, разрабатывается методика поверки старых модификаций при замене блока СКЗИ, однако решение еще не принято и соответствующих документов пока нет.
Фото: os1.ru