В последнее время существенно упала заинтересованность покупателей в новых грузовых автомобилях, да и рынок подержанных грузовиков подъема не переживает. В то же время импортеры и дистрибьюторы запчастей, как новых, так и не совсем новых, говорят о явном увеличении спроса.
Где приобрести недорогие качественные детали?
Продажи новых грузовиков в 2015 г. снизились в стране по сравнению с прошлым годом не менее чем в 1,5 раза. По "народным приметам", это может предвещать увеличение потребности в запчастях и прибавление работы механикам и автослесарям. В условиях спада спроса компании-перевозчики, интересующиеся приобретением новых транспортных средств, - редкость, зато прибавляется число пытающихся продлить эксплуатационный ресурс уже имеющегося подвижного состава. Тенденция роста спроса на запчасти сего-дня отмечается не только у нас, но высокая российская их стоимость, причем продолжающая увеличиваться, объясняется не столько ограниченностью предложения, сколько нестабильностью в сфере валютно-обменных операций.
На авторизированные сервисные станции (АСС) поступают для реализации новые оригинальные детали. Цена их, конечно, немалая, но для привлечения клиентов АСС проводят различные акции: сезонные снижения цен, скидки на стоимость работ при покупке оригинальных запчастей и т. д. Кроме того, АСС предоставляет заводскую гарантию на приобретенный товар, а это порой очень важно.
Для оптимизации своих затрат многие крупные АТП и частные владельцы приобретают восстановленные оригинальные узлы и агрегаты, цены этих автокомпонентов значительно отличаются от стоимости новых "фирменных" деталей, а качество высокое.
Хорошо известны своей надежностью восстановленные детали, предлагаемые концерном Mercedes-Benz. Такие запчасти распространяются через авторизованные сервисы, и их можно поделить на несколько категорий: во-первых, это главные агрегаты - двигатели, коробки передач, головки блоков, редукторы заднего моста, во-вторых, это механические запчасти, такие как маховики, водяные насосы (помпы), турбокомпрессоры, гидромуфты. В отдельную группу входят компоненты системы впрыска топлива и выхлопной системы - инжекторные насосы, насос-форсунки, каталитические нейтрализаторы, сажевые фильтры. Детали, относящиеся к бортовой сети автомобиля и электронным системам, также объединены в отдельную группу, в нее входят генераторы, стартеры, электронные модули управления различных систем грузовиков.
Цикл восстановления в MB состоит из 6 этапов, на последнем восстановленную деталь или узел полностью тестируют. Затем деталь может быть реализована, причем ее цена в зависимости от конкретной ситуации может составлять лишь половину стоимости такой же новой детали. Надо отметить, что компания MB на восстановленные детали предоставляет такую же гарантию, как и на новые изделия.
Восстановлением запчастей в заводских условиях в той или иной степени занимаются практически все ведущие западные автопроизводители, но у производителей легковых машин такая практика получила более широкое развитие. Однако и основные производители грузовой и специальной техники стараются им не уступать.
Компания Volvo Trucks, которая очень щепетильно относится к экологическому ущербу, наносимому производством грузовиков и тягачей, старается активно участвовать во всех проектах, позитивно влияющих на экологию. Такой является и запущенная в России в 2015 г. программа Volvo Exchange Program.
Участвуя в этой программе, владелец грузовика может поменять свою вышедшую из строя деталь на запчасть, восстановленную на предприятиях и по технологиям компании Volvo. Причем программа охватывает наиболее ходовые, чаще других требующиеся для замены детали и узлы. В результате проведения восстановительных мероприятий с б/у деталями экономятся сырье, энергия, сокращаются выбросы СО2, меньшее количество отходов засоряет окружающую природу.
В компании гарантируется такой же срок службы восстановленной детали, как и новой, а также на нее распространяется международная гарантия на 12 месяцев без учета пробега. Для большей привлекательности программы для владельцев грузовиков Volvo компания установила цены на запчасти, участвующие в Volvo Exchange Program на уровне около 70% от стоимости новых деталей.
Если же владельцу грузовика требуется изделие, не попавшее в перечень Volvo Exchange Program, то следует обратиться в службу обмена деталей Volvo, существующую при любом авторизованном сервисном центре компании. В службе обмена могут предоставить любые восстановленные узлы, начиная от воздушных компрессоров, блоков управления, двигателей, КП, турбокомпрессоров и заканчивая комплектами сцепления и тахографами.
Компания Renault развивает направление по восстановлению оригинальных деталей Renault, получивших в процессе эксплуатации различную степень износа, с 1949 г. У официальных дилеров компании в России владельцы грузовых Renault всегда могут приобрести восстановленные модели двигателей, КП, рулевые редукторы, генераторы, комплекты сцепления. Последний автокомпонент реализуется с ведомым диском и подшипником выключения сцеп-ления в сборе, поскольку эти детали часто имеют уже значительный износ на момент выхода из строя диска сцепления, замена узла целиком позволяет избежать повторных работ, которые стоят недешево, да еще и приводят к простою грузовика.
Восстанавливают оригинальные детали Renault на тех же производственных мощностях, где изготавливают новые подобные изделия, поэтому степень надежности восстановленных компонентов очень высока. В то же время стоимость по сравнению с новыми деталями ниже на 30-40%. Агрегатная замена обеспечивает 100%-ное восстановление всех эксплуатационных показателей, как и при работе новых деталей и узлов. В компании гарантируют, что ресурс предлагаемых восстановленных компонентов составляет не менее 70% от срока службы нового узла, или пробег на уровне 100 тыс. км. На восстановленные крупные механические запчасти предоставляется годовая гарантия, т. е. такая же, как и на новые детали.
В компании DAF выделено специальное производственное подразделение, специализирующееся на восстановлении использованых компонентов DAF, все технологические операции осуществляются под бдительным контролем отдела по разработке продукции DAF. Такие агрегаты, как двигатели, коробки передач, сцепления, стартеры и генераторы попадают после восстановления в отдельный обменный фонд и либо хранятся на складах у официальных дилеров компании, либо оперативно доставляются к тому дилеру, силами которого может быть осуществлена установка приобретаемых восстановленных агрегатов.
Программа восстановления деталей MAN включает практически все основные компоненты машины: узлы сцепления, CR-инжекторы, стартеры, генераторы, ТНВД, рулевые механизмы, механические КП, газотурбинные нагнетатели и насосы системы охлаждения. Восстановленные запчасти ни в чем не уступают новым деталям, поэтому на них предоставляется такая же гарантия от завода-изготовителя MAN.
Детали сегмента exchange, к которым относятся восстановленные оригинальные детали шведского бренда Scania, практически не имеют ни внешних, ни эксплуатационных отличий от новых. Непосредственно на заводе Scania в Швеции восстанавливаются турбины, коленвалы, диски сцепления, генераторы, стартеры. Клиенты компании, как правило, выбирают при предложении новой или восстановленной детали последнюю, поскольку срок гарантии на оба вида деталей одинаков - 12 месяцев, а стоимость восстановленной детали на 30, а иногда на 50% и более дешевле.
В зарубежных представительствах Scania давно отлажена система, когда владелец грузовика сдает изношенную деталь при покупке восстановленной детали, и стоимость сданного изделия продавец учитывает в расчетах. В России компания Scania пока подобную практику внедрить не может - мешает отечественное таможенное законодательство. В компании Scania видят выход в создании крупных сборочных, а при них и ремонтно-восстановительных производств, это бы позволило создать систему обмена изношенных деталей на восстановленные да и просто выкупать у владельцев технику, выработавшую свой ресурс.
А можно еще дешевле, но тоже оригинальные?
На рынке продается много новых деталей, являющихся разного рода подделками изделий известных брендов, поэтому бoльшая часть водителей старается купить пусть не новые, но оригинальные запчасти. По общему мнению работников сферы продаж б/у запчастей, конкуренцию на рынке создает поток очень дешевых, но новых аналогов, поступающих из Азии, и даже дорожающий доллар не меняет положение дел.
Значительная доля оригинальных запасных частей от известных брендов попадает на рынок в результате демонтажа машин, выработавших свой ресурс либо попавших в аварии без возможности восстановления на так называемых авторазборках грузовых машин.
Авторазборки считаются одним из самых рентабельных видов малого бизнеса, причем очень актуальным для России. Поэтому число подобных предприятий растет по стране, только в Москве действует более полусотни авторазборок грузового транспорта.
Некоторые авторазборки со временем превратились в крупные предприятия. Например, компания "ЕвроСпектр" сего-дня имеет большие склады в Москве и Н. Новгороде, в нескольких городах Европы действуют представительства компании, там производится жесткий отбор автомобилей-"доноров", поступающих затем в Россию. На площадях компании одновременно демонтируется до 30 и более различных единиц техники, доставленной из Европы. Имея развитую базу поставщиков, предприятие даже осуществляет поставки по индивидуальным заказам клиентов, в том числе и запчастей для прицепов и полуприцепов.
В целом же бывшие в употреблении запчасти привозят главным образом из Германии, но есть предприятия, связанные партнерскими отношениями с авторазборками, действующими во Франции, Нидерландах, Италии и даже Чехии и Польше. Некоторые водители подозрительно относятся к предлагаемым на подобных разборках деталям, но существует немалая группа автомобилистов, для которых на первом месте цена детали, а на авторазборках цены, пожалуй, наиболее низкие.
Детали со стажем продаются после предпродажной подготовки, наибольшим спросом пользуются традиционно КП, двигатели, оптика, элементы систем охлаждения, а также детали выхлопной системы, топливные баки, бамперы, крылья, ветровые стекла, оптика, электрические компоненты, и цена деталей ниже на 30-40% стоимости новых деталей. Можно найти и более дешевые образцы, со стоимостью в 1/3-1/4 новой детали. В отличие от цен на новые грузовики на рынке б/у запчастей ценовая политика резко не меняется.
Часто авторазборки обрастают станциями, где занимаются восстановлением демонтированных деталей, а также помогут оперативно и профессионально установить на грузовик приобретенные запчасти.
Стартеры, генераторы - детали, которые наиболее часто восстанавливают. После ремонта они не отличаются от новых и почти всегда лучше, чем дешевые азиатские "заменители".
Мастерских, занимающихся ремонтом этих компонентов, сотни. Если водитель принесет свой б/у генератор или стартер какой-либо распространенной марки, то в такой мастерской в течение нескольких минут его проверят на ремонтопригодность и обменяют на восстановленный.
Фары в большинстве случаев достаточно легко ремонтируются, восстанавливаются отражатели. Занимающиеся разборкой предприятия разбирают сотни фар, которые у производителя считаются неразборными. Если стекло из поликарбоната, его можно отполировать. Обычно восстановленная фара и выглядит, и светит не хуже новой, порой даже конструкция получается более прочной.
Что до электроники, ремонтируются не только дорогие контроллеры двигателя, но поддаются "лечению" и различные электронные компоненты, в которых от времени и эксплуатации потрескались паяные соединения, окислились контакты или вышли из строя отдельные легко заменяемые детали. Отремонтированные электронные компоненты находят своего покупателя, когда новый или отремонтированный модуль не удается найти или предлагаемая цена "зашкаливает".
Системы впрыска - насос-форсунки и топливные насосы современных дизелей - очень дороги. Существуют предприятия, возвращающие их эффективность, утраченную с годами эксплуатации. Не поддаются ремонту толькоотдельные компоненты, являющиеся действительно неразборными или которым нельзя подобрать замену. Эксперты не советуют водителям самостоятельно пытаться что-то менять в системе впрыска и даже искать для этой системы запчасти. Это дело специалистов, и таких "спецов" еще надо найти.
Конечно, имеет место желание некоторых производителей сделать так, чтобы использовались детали и узлы только их производства, и заменить их продукты дешевыми подделками или починить вышедший из строя элемент было сложно. Например, в КП некоторые производители устанавливают подшипники нестандартных размеров, хотя это технически никак не обосновывается. Для сложных электронных систем, которых хватает в современном грузовике, таких как блоки управления двигателем или электронные блоки систем ABS, EBS, ESP и т. п., используется другая "фишка". Эти автокомпоненты производятся из стандартных элементов и реализуются, как правило, по цене, значительно превышающей себестоимость. Часто поломки в таких приборах незначительные - выход из строя резистора, конденсатора, транзистора или вообще предохранителя. Но внутреннее пространство электронных блоков заливают некой массой, которую сложно удалить, в результате из-за невозможности диагностировать поломку и заменить копеечную деталь приходится платить значительную сумму для замены всего блока.
Но не все запчасти можно одинаково легко найти. Интересно, что
в Западной Европе существует дефицит на запчасти некоторых устаревших моделей грузовиков. Наши импортеры жалуются, что существуют проблемы с приобретением многих компонентов, как кузовных, так и механических, для грузовиков Volvo, Scania, Mercedes, выпущенных в 1990-е гг. и ранее,
а их еще много на наших дорогах, и цены в России на детали для этих машин порой ниже европейских.
А где гарантии?
Существует ли возможность объективной оценки технического состояния той или иной детали, снятой со старого грузовика на авторазборке? Можно сказать однозначно, что в местах демонтажа такой возможности практически не существует. Это создает, безусловно, значительные неудобства для покупателя. Тем не менее ситуацию безвыходной назвать нельзя.
Во-первых, за качество б/у деталей, используемых повторно, ответственность частично берет на себя предприятие, устанавливающее купленную деталь или узел на машину. Во-вторых,
профессионалы советуют, приобретая деталь на авторазборках, интересоваться ее происхождением у продавца.
Настоящий разборщик - это человек, который в своих руках держал все детали, находящиеся на разборке, помнит, из какого агрегата деталь изъята и для какой системы она нужна, безошибочно определит ее техническое состояние, взяв деталь в руки. Более того, квалифицированный работник авторазборки подскажет, имеются ли особенности при установке детали, и даже может рассказать, чем различаются запчасти на машинах разных модификаций, ведь он, скорее всего, своими руками многократно снимал и ставил такие запчасти.
Если приобретаются восстановленные детали двигателя, то следует поинтересоваться, какие именно элементы детали обрабатывались и где. От того, насколько выдерживалась технология восстановления, зависят надежность и ресурс работы детали. Продавец, как правило, такими данными располагает, и проблем при выяснении не возникнет. Официальной гарантии на авторазборках, конечно, не дают, но обычно действует правило: если после установки деталь работает плохо, ее меняют на другую. Некоторые продавцы предоставляют недельную гарантию, то есть клиент в течение недели должен определиться, подходит ли ему деталь или узел.
Безусловно, каждый сам делает выбор при выборе запчастей. Несомненным плюсом приобретения деталей у "официалов" - 100%-ное подтверждение качества, к плюсам разборок можно отнести возможность осмотреть деталь на месте, не ожидая долгой доставки, купить по сходной цене, рассчитывая, что ресурс запчастей для грузовиков очень велик. А можно подобрать и восстановленную деталь с заводской гарантией, правда, это будет немного дороже, чем при покупке на авторазборке.
Фото: os1.ru