Сибирская ассоциация автомобильных перевозчиков (СААП) обратилась в Совет по защите прав предпринимателей. Напомним, что год назад в РФ из благих намерений сохранить дороги были значительно увеличены штрафы за перегруз. Хотели как лучше, а вышло как всегда...
"Перевозчики заинтересованы в том, чтобы ездить по хорошим дорогам, - говорит Вячеслав Трунаев, президент СААП. - Но система контроля не выявляет нарушителей, которые разрушают трассы. Так, в прошлом году гаишники в НСО остановили автомобиль, перевозивший из западной части России в Ангарск проходческий щит весом в 150 тонн. Он успел проехать полстраны!"
В то же время добросовестных перевозчиков штрафуют на огромные суммы. Основной повод для этого - превышение осевой нагрузки. Даже те, у кого недогруз по полной массе, нередко становятся нарушителями. А штрафы за осевой перегруз от 100 до 500 тысяч рублей.
"Несколько штрафов, и предприятие - банкрот. Чтобы не разориться, водителям проще откупиться и не проходить весовой контроль,- признаётся Трунаев. - Сейчас поставщики отправляют водителей фур на всякий случай с деньгами".
Наглость некоторых вымогателей так достала водителей, что они обратились в прокуратуру. В итоге в Алтайском крае один из таких постов закрыли. Но повсеместно это сделать невозможно. Между тем подорожавшая логистика ложится и на цену перевозимых товаров, которая за минувший год заметно взлетела вверх.
А презумпция невиновности?
Раньше водители могли изменить нагрузку на ось, переместив груз в кузове. При этом к ответственности их не привлекали. "По новым правилам такой возможности нет, - говорит Сергей Карпекин, гендиректор ООО "Сибирская юридическая компания". - А вскоре собираются ввести штраф при автоматической фиксации нарушений весового контроля. Попал на камеру - пришло "письмо счастья" без возможности апелляции: Несправедливо".
Между тем
погрешность на автоматических весах, когда автомобиль двигается, может составлять до 50%.
Эксперты говорят, что в других странах такие весы используют чтобы зафиксировать явный перегруз. Это повод, чтобы взвесить подозрительную машину на стационарных, более точных весах.
Кстати, у компаний, которые везут грузы из-за границы, тоже сейчас много проблем.
Российские правила по снижению допустимой нагрузки на ось при контейнерных перевозках с 11,5 тонны до 8,5 тонны (при отмене специальных пропусков на провоз тяжеловесных грузов) вошли в противоречие с международными нормами.
Систему нужно срочно менять, считают специалисты. Необходимо вводить сертификат на добровольное взвешивание. Его механизм простой: гружёная фура взвешивается на посту весового контроля, опломбируется, а водителю выдаётся сертификат, который даёт право ехать, не останавливаясь, по всем дорогам. Подобные сертификаты давно применяются в международных перевозках.
Виктор Жиглов, заместитель руководителя Сибирского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта объяснил внимание к нагрузкам на ось: "Это наносит ущерб дорожному полотну. А превышение общей массы - это угроза мостам и путепроводам". Он отказался обсуждать нормы весового контроля и размер штрафов, но посчитал справедливым дать возможность водителям в спорной ситуации проводить ещё одно взвешивание на контрольных весах. Идею введения единого сертификата чиновник тоже поддержал.
Виктор Вязовых, бизнес-омбудсмен по НСО, пообещал обратиться к уполномоченному по защите прав предпринимателей в РФ Борису Титову с просьбой поддержать инициативу сибирских перевозчиков.
Не душите малый бизнес!
Юрий Бернадский, генеральный директор Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий:
- Я вижу единственный путь решить проблему коррупции на дорогах - узаконить добровольное взвешивание. Я не понимаю: почему в Казахстане по всей стране действует такой сертификат, а в России - нет? Зачем душить малый бизнес? Нужно его, наоборот, поддерживать - так говорит президент РФ. Я планирую направить обращение в Торгово-промышленную палату России.
Фото: АТИ-Медиа