Цены на дизельное топливо и бензин, как и предрекали эксперты, начали демонстрировать отрицательную динамику. Премиальность российского рынка всё же привела к увеличению объемов продаж.
За прошедший месяц средние цены на дизель в мелкооптового сегменте снизились на 675 рублей за тонну, на бензин - на 216 рублей. Самое большое падение стоимости произошло в столичном регионе - 1725 и 1 тыс. рублей соответственно. Больше всего выросли цены на дизель в Крыму - на 1015, на бензин там они также продемонстрировали рост - 200 рублей за тонну.
В большинстве областей страны топливные цены на нефтебазах начали демонстрировать отрицательную динамику. Это, как отмечают эксперты компании "Алгоритм топливный интегратор", стало запоздалой реакцией на снижение биржевых индексов и увеличение объема продаж.
Так, биржевые сделки с бензином Аи-92 в июне в Московском регионе подешевели почти на 1,5 тыс. рублей за тонну. В регионах (см. таблицу) этот эффект, учитывая инерционность мелкооптового рынка, отобразился месяц спустя снижением мелкооптового рынка в среднем на 200 рублей за тонну, хотя в отдельных областях провал достигает свыше тысячи рублей. К примеру, в Ростове (-1012 рублей) и Москве (-1 тыс. рублей). В среднем по стране, по данным информационно-аналитического центра "Кортес", стоимость бензина в мелком опте составляет 44,558 тыс. рублей за тонну. В рознице - 35,3 рубля. За месяц рост составил 59 копеек.
Больше всего участники рынка ждали снижения цен на дизельное топливо, которое в последнее время торгуется с премией к экспортному рынку примерно в 5 тыс. рублей.
- Это объясняется прежде всего высокими транспортными расходами поставщиков нефтепродуктов. Основные поставщики бензина и дизтоплива в Крым - это "Роснефть", "Лукойл" и "Газпром нефть". "Роснефть" поставляет нефтепродукты в Крым со своего Туапсинского НПЗ, "Лукойл" - с НПЗ в Волгограде, но обе компании используют паромную переправу для доставки нефтепродуктов в Крым, так как пока не построен автомобильный мост, других возможностей легально доставлять нефтепродукты в Крым не существует. "Газпром нефти" доставлять в этот регион нефтепродукты сложнее всего, так как в Крым эта компания поставляет в основном нефтепродукты, производимые ее дочерней компанией "Славнефть" в Белоруссии, соответственно, бензин и дизтопливо "Газпром нефти" при сравнимом качестве будут стоить дороже, чем у конкурентов, - говорит Наталья Мильчакова, заместитель директора аналитического отдела компании "Альпари".
В среднем же по России стоимость топлива в мелком опте составляет 37,668 тыс. рублей за тонну. В рознице - 35,58 рублей, за месяц цена упала на 10 копеек.
Как писали "Известия", ранее Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предъявляла претензии к нефтяным компаниям из-за столь высокой премии внутреннего рынка по дизтопливу. В мае, когда экспорт дизельного топлива был более привлекательным по сравнению с его реализацией на внутреннем рынке, нефтяные компании резко снизили продажи товара на бирже и увеличили экспортные поставки. Так, в марте 2016 года доминирующие компании реализовали на СПбМТСБ 339 тыс. т дизельного топлива в соответствии с требованиями совместного приказа ФАС России и Минэнерго России, по данным биржи, а в мае - уже 233 тыс. т. В итоге биржевая цена дизельного топлива на НПЗ Центрального федерального округа выросла более чем на 12% - до 34,35 тыс. рублей за тонну.
Но конъюнктура рынка поменялась в июне, а цены нет. Нефтяники заявляли "Известиям", что текущие отличия в показателях - следствие временного лага: активная биржевая торговля отличается от экспортных контрактов, которые, как правило, заключаются сроком на месяц.
- Как следствие, ожидается, что уже в ближайшее время ситуация с обеспечением ресурсом внутреннего рынка и площадки СПбМТСБ может радикально измениться, что неминуемо приведет к изменению стоимостных показателей. В связи с этим "Роснефть" считает действующий норматив продаж дизельного топлива на бирже оптимальным и соответствующим рыночным императивам ограничения дисбаланса в пользу какой-либо категории участников торгов, - говорили в "Роснефти".
По словам заместителя главы Федеральной антимонопольной службы Анатолия Голомолзина, сейчас на бирже торгуется свыше 7% от объема потребления дизельного топлива в стране при 5% обязательных. Кроме того, запасы этого вида топлива составляют свыше 2 млн т. По данным Минэнерго, за июль производство дизеля составило 6,43 млн т, что на 1,2% больше, чем месяцем ранее. Анатолий Голомолзин отмечает, что к осени, когда спадет сезонный спрос, цены должны еще снизиться.
Фото: photoicar.ru
Известия