Современные электронные тормозные системы способны превратить любой полуприцеп в интеллектуальное транспортное средство. Модуляторы с обратной совместимостью позволяют настроить оборудование под разные транспортные задачи, утверждают компании-разработчики.
По оценкам Европейской комиссии, оснащение всех грузовых автомобилей и междугородних автобусов электронными системами позволило бы ежегодно снизить количество погибших в автомобильных авариях на 500 человек, а количество получивших тяжелые травмы - на 2500 человек. В настоящее время тройка мировых лидеров в технологиях тормозных систем для коммерческого транспорта - Haldex, Knorr-Bremse, WABCO форсируют разработку систем активной и пассивной безопасности в помощь водителю и тем самым вносят свой вклад в повышение безопасности на дорогах. В каталоги электронных систем входят обязательная к установке на грузовики и автобусы антиблокировочная тормозная система (ABS), тормозная система с электронным управлением (EBS), система контроля устойчивости (ESP) и адаптивный круиз-контроль (ACC).
Понятно, что новации, применяемые в автомобилестроении, востребованы и в прицепной технике. Вообще, тормозная система современного полуприцепа превратилась в высокотехнологичный центр, который обрабатывает не только данные о торможении, но и огромный объем информации от различных подсистем, анализирует ее и преобразует в многочисленные функции для повышения безопасности и эффективности управления автопоездом. При этом далеко не все эксплуатационники имеют полное представление об "интеллектуальных возможностях", заложенных в это оборудование. Попробуем внести ясность.
В качестве примера обратимся к продукции компании WABCO, поскольку эта марка давно представлена на российском рынке. Стоит отметить, что доля компонентов EBS и ESP в и без того широкой продуктовой линейке WABCO составляет солидные 11%, уступая в объеме продаж лишь компонентам автоматического управления трансмиссией.
Развитие электронной тормозной системы для прицепов Trailer EBS E продолжается с введением оборудования четвертого поколения - ТEBS E4. Заложенные в нем более 40 функций можно разделить на три группы: безопасность движения, удобство для водителя, топливная экономичность.
Активная безопасность
В числе средств активной безопасности, поддерживаемых TEBS E4, прежде всего следует упомянуть функцию поддержки поперечной устойчивости RSS (Rollover Stability Support), которая помогает стабилизировать прицеп в критических ситуациях, значительно снижая риск опрокидывания.
Система RSS без участия водителя активирует тормоза в опасных ситуациях (раздельно по левому и правому борту) и автоматически деактивирует их, когда прицеп стабилизирован. RSS стабилизирует автопоезд, даже если тягач не оборудован системой против опрокидывания.
Обновления коснулись системы оповещения об экстренном торможении. Теперь EBS переключает стоп-сигналы или дополнительный тормозной фонарь при скорости более 50 км/ч и замедлении, превышающем 4 м/c2, или при срабатывании ABS. Это служит дополнительным предупреждением для движущихся сзади транспортных средств.
Позаботилась WABCO и о без опасном снятии трейлера со стояночного тормоза. Водителям-профессионалам знакома ситуация, когда после разгрузки кинематической напряженности между тормозами и шасси задняя часть трейлера на некоторое время поднимается. Такие "подпрыгивания" могут привести к повреждению рампы, крыши полуприцепа и груза в нем. Реализованная
в TEBS E4 функция Bounce Control (контроль отскока) предусматривает импульсное растормаживание дозированной подачей воздуха в энергоаккумуляторы.
Для полуприцепов-цистерн и самосвалов предлагается функция "Безопасный старт". Концевые выключатели, установленные на полуприцепе, определяют поднятый кузов, открытую заливную горловину или поднятый люк технологического шкафа. При этом полуприцеп автоматически затормаживается.
Для полуприцепов-самосвалов Trailer EBS E активирует тормоза, предупреждая водителя о поднятом кузове при скорости свыше 18 км/ч. Как следствие, снижается вероятность ДТП, повреждения прицепа, груза и окружающих объектов.
В помощь водителю
"Интеллектуальный полуприцеп" окажет помощь водителю при трогании с места на скользкой поверхности и уклонах. Для этого TEBS может на время приподнять переднюю ось прицепа. Перераспределенная нагрузка догрузит ведущую ось грузовика и повысит тем самым коэффициент сцепления колеса с дорогой. Похожий алгоритм используется в системе помощи при маневрировании OptiTurn, когда за счет подъема оси (или стравливания воздуха из пневмобаллонов) перед поворотом уменьшается боковое проскальзывание шин и улучшается маневренность.
Если водитель имеет дело с телескопическим полуприцепом, то процесс складывания или раздвижения прицепа можно облегчить и ускорить благодаря специальной функции Trailer Lenght, которая без использования каких-либо дополнительных средств блокирует колеса трейлера, позволяя тягачу сдвинуть или раздвинуть раму.
А дополнительно установленные на полуприцепе датчики позволят отображать точную длину трейлера на панели управления. Эта информация необходима, чтобы соответствующим образом скорректировать траекторию движения.
Специально для работы полуприцепа-самосвала с асфальтоукладчиком в TEBS E4 заложена функция электронного тормоза-замедлителя Finisher Brake. Синхронизация скорости между самосвалом и асфальтоукладчиком позволяет избежать повреждения транспортного средства и рассыпания материала при разгрузке на уклонах. Функция Finisher Brake включается автоматически при опрокидывании самосвального кузова.
Другая актуальная для перевозчиков тема - контроль осевых нагрузок.
Система оптимизации загрузки OptiLoad предусматривает автоматическое интеллектуальное перераспределение загрузки (за счет изменения давления в пневмобаллонах), вследствие чего разгружается ведущая ось тягача и правильно загружается задняя тележка прицепа, без физического перемещения груза.
Также предлагается внешняя индикаторная лампа перегрузки Overload Indicator: расположенный снаружи транспортного средства световой прибор указывает на состояние загрузки, например, водителю колесного погрузчика, который работает с полуприцепом.
Помимо прочего, в блоке TEBS предусмотрена и функция защиты прицепа от угона. Введя PIN-код на пульте дистанционного управления или специальной панели, водитель задействует механический тормоз прицепа и заблокирует всю тормозную систему.
На рынке предлагается три варианта системы TEBS E4. Исполнение начального уровня - "Стандарт" предлагается в качестве замены системы ABS и поддерживает 15 функций, включая систему поддержки поперечной устойчивости RSS. Второй уровень - программа "Премиум" поддерживает 36 функций, включая систему OptiLevel, которая управляет пневматической подвеской по специальному алгоритму, позволяя уменьшить расход воздуха, оптимизировать работу компрессора, сократив те самым расход топлива. Наконец, третий уровень представлен системой MultiVoltage c поддержкой 37 функций и универсальным блоком питания для напряжения от 8 до 32 В.
Владельцы автопарков, заказав прицеп с одним из вариантов ТЕВS, могут уже с завода получить соответствующий набор "умных" функций. Все модуляторы обладают свойством обратной совместимости, а значит, они применимы и к старым моделям трейлеров. Однако для такого апгрейда сервисной станции требуется актуальная версия диагностического ПО. Стоимость комплекта TEBS WABCO в начальной версии составляет примерно 900 евро без монтажа, это всего в 1,5 раза дороже модулятора ABS. Комплект TEBS "Премиум" обойдется в 1350 евро.
Фото: uralst.ru