Регионы, которые не отремонтируют дороги летом, заставят вернуть федеральные деньги, полученные на эти цели. Минтранс намерен следовать такому правилу не только в 2016 году. И полностью искоренить работы в снег и осенний дождь. Об этом рассказал первый заместитель министра транспорта Евгений Дитрих во время "горячей линии" в "РГ".
Евгений Иванович, федеральная дорожная сеть "переписана" полностью, региональная - почти полностью. А что с местной? Получается, есть в деревне дорога, но о ней никто не знает, потому и не ремонтируют. Много у нас таких дорог? И что с этим делать?
Действительно, пока еще не все муниципалитеты подали информацию о своей дорожной сети в полном объеме. Но, понятно, не должно быть бесхозных дорог. И если дорога не числится ни за Федерацией, ни за регионом, то можно смело писать в родной муниципалитет. Мы сейчас в порядке эксперимента работаем с регионами и городами, которые получают средства, собранные через систему "Платон". Дорожники составили перечни дорог, которые они должны отремонтировать.
Они опубликованы. Пользователи могут помочь правильно выбрать дороги, которые нужно пройти ремонтом. А потом и проконтролировать, как выполняются работы. Вот та идеология, которую мы сейчас отрабатываем. Если люди на нее среагируют и регионы будут использовать, тогда мы будем дальше применять такой порядок работы.
Есть некий изъян в этой идеологии. Мы же не жалуемся на гнилую рыбу владельцу гнилой рыбы. Мы жалуемся в Роспотребнадзор. Также мы можем жаловаться в прокуратуру, в суд. А тут вы предлагаете жаловаться тому, кто допустил это безобразие на дороге. А надзор-то есть?
Я сказал только о том, что есть путь, с которого нужно начать. У нас есть и надзирающие за дорогами органы - прокуратуры областные и местные, управления Ространснадзора, которые проверяют, как муниципальные власти содержат дороги. Есть службы государственной инспекции безопасности дорожного движения, которые также наделены правом выявлять, где и что не так. Представители этих ведомств имеют полномочия выехать на место, в том числе по жалобе граждан, и выдать предписание владельцу дороги, чтобы ее привели в надлежащий вид.
А минтранс может подтолкнуть регионы активнее ремонтировать дороги? В Красноярском крае из 14 тысяч километров региональных автомагистралей около трети нуждаются в ремонтах. Острая ситуация в Мотыгинском и Северо-Енисейском районах, трассу Кодинск - Братск, соединяющую край с соседней Иркутской областью, называют самой "убитой" в России.
Красноярску, как и другим регионам, Российская Федерация помогает приводить дороги в нормативное состояние. По условиям соглашений, подписанных Росавтодором с регионами, они должны составить программы приведения дорог в нормативное состояние. И сейчас мы добиваемся, чтобы эти программы были опубликованы.
На сайте Росавтодора размещена информация о мониторинге выполнения работ регионами. Вы можете увидеть фотоотчеты или выехать на место и посмотреть. И если работы выполняются некачественно, не вовремя, не запланированы на тех участках, где есть наибольшие проблемы, каждый гражданин может об этом сообщить в форме обратной связи. Мы обобщаем все поступающие замечания и предложения и будем рекомендовать регионам, куда направить усилия.
В Ростове-на-Дону в прошлом году очень поздно начали ремонтировать дороги. В итоге асфальт клали в снежную погоду. В администрации тогда ссылались на то, что деньги очень поздно пришли. Неужели причина в этом?
Должен сказать, что в этом году власти региона проводят работы несколько лучше. Средства до них доведены, контракты заключены, они уже приступили к производству работ по отдельным участкам и обещают закончить не позднее сентября, чтобы никакой снег или дождь не помешали.
Но особо отмечу, что предупредил все регионы относительно качества и сроков выполнения дорожных работ. Подведомственные Росавтодору управления федеральных дорог на местах будут контролировать работы, которые финансируются с участием федеральных средств.
Эти средства - плата за проезд грузовиков в системе "Платон" по федеральным трассам, мы не направили их на финансирование федеральных дорог, как это было предусмотрено при создании системы, а отвлекли на региональные. У нас 25 субъектов - получателей трансфертов из федеральной казны (в том числе 7 городов получат трансферты напрямую).
Если получатели федеральных средств не будут соблюдать технологии, укладываться в сроки, мы накажем их, вернем эти деньги в бюджет и будем выносить предписания. Почему половина получателей сегодня уже близка к тому, чтобы завершать работы, а остальные нам рассказывают, что им поздно довели деньги? Все в одной лодке. Все в одних условиях. Но у одних получается, у других - нет. Наверное, это не только проблема доведения денег, но и организация работы на местах. Вот с этой проблемой и продолжим бороться.
Кроме ремонта деньги от проезда фур по федеральным трассам хотели пустить на новые дороги. Есть проект по прокладке аваро-кахетинской дороги по маршруту Махачкала - Тбилиси по территории четырех районов Дагестана. Хотелось бы узнать, насколько реально строительство этой дороги?
Проект достаточно амбициозный, мощный. Насколько знаю, планируются проектные работы, которые должны показать, каким образом трасса будет проходить и сколько стоить.
Но уже ясно, что прокладка дороги в горной местности - дорогостоящий проект. Однако если этот маршрут будет востребован и люди готовы, можно предложить создать дорогу на основе государственно-частного партнерства и в дальнейшем эксплуатировать с взиманием платы.
Справедливо ли средства от "Платона" передавать на строительство платных дорог?
Первоначально, когда проект "Платон" вводился, средства предполагалось пускать на ремонт мостов: больших, малых, ветхих, аварийных, уникальных.
На эти цели мы направили 12 миллиардов рублей в этом году. Деньги получили 19 регионов.
И второе направление средств от системы "Платон" - на проекты государственно-частного партнерства. Недавно правительство одобрило методику отбора проектов, которые будут финансироваться за счет средств от "Платона". И думаю, в будущем году мы такие проекты увидим. Готов Хабаровск, на подходе Новосибирск, Петрозаводск и другие регионы.
Можно ли предположить, что часть денег от "Платона" в 2017 году пойдет все-таки на бесплатные дороги и их ремонт?
В условиях ограниченного бюджета мы должны искать возможности для привлечения инвесторов. Кстати, практика государственно-частного партнерства может предусматривать и бесплатность дорог для пользователя. Инвестор вкладывает деньги в строительство, ремонт. А государство после завершения проекта возмещает ему затраты в течение нескольких лет.
Спустя какое-то время - 20, 30, 40 лет - затраты окупаются. При этом инвестор может содержать дорогу и тоже получать за это определенный процент. А пользователь получает возможность проехать там, где еще вчера дорог не было. Будем развивать все формы ГЧП.
Главное, чтобы из зимы дороги не выходили в таком плохом состоянии, как сейчас. Вы как-то поощряете технологии, которые улучшают качество ремонта?
К концу года должны быть изменены нормативы содержания и ремонта федеральных трасс, в которых будет заложена возможность удлинять сроки до 18 лет для ремонта и до 24 лет для капремонта.
Но самое главное - будет нормативно заложен принцип: даже если срок пришел, но дорога в нормальном состоянии, не нужно проводить масштабных работ. Зачем каждый год перекладывать асфальт, если он не изношен? Такой подход даст экономию, уже сегодня мы видим 5-7 процентов и больше. По этому образу и подобию, как правило, и регионы переделывают собственные нормативы.
Ремонт дорог подешевеет
Минтранс подготовил пакет документов о корректировке правил содержания дорог, в чем его суть?
Он ориентирован на расширение практики применения более простых, более дешевых технологий ремонта дорог.
Речь идет о случаях, когда не нужны "слоеные пироги", которые предусмотрены в теле дороги, с основанием из четырех разных фильтрующих слоев, а нужна дорога до поселка, по которой можно было бы проехать. Например, положить асфальтовую крошку, которую сняли с федеральной дороги, и утрамбовать ее с битумом вяжущим. Пакет наших поправок предполагает эти возможности. Сделали даже норматив по дорогам с низкой интенсивностью движения, который позволяет экономить до 40 процентов стоимости. Убедим коллег из минстроя внести его в реестр обязательных и будем рекомендовать использовать.
Но такая дорога не выдержит нагрузки большегрузов, как проследить, чтобы они там не ездили?
В прошлом году в Приморском крае упали несколько мостов на региональных дорогах, в том числе потому, что по изношенным сооружениям шли грузовики, которые везли сверхнормативный груз. Мосты просто не выдержали этого.
Если на дороге стоит знак с запретом движения с определенными нагрузками, нужно контролировать, чтобы этот запрет соблюдался. Штрафы за перевес, перевозку сверхнормативного груза без получения специального разрешения значительные: до 500 тысяч рублей за каждый случай такого нарушения.
Сейчас в России создается система, которая исключит движение грузовиков со сверхнормативной нагрузкой по автомобильным дорогам. Есть задача сделать ее автоматической, когда грузовик фотографируют, взвешивают, передают информацию в центр и там, если действительно есть перевес, выписывают "письмо счастья" владельцу.
Мы еще обсуждаем с экспертами, как будет выглядеть система в конечном виде, как синхронизировать работу стационарных и автоматических пунктов весового контроля. Но совершенно ясно, она должна быть единая, чтобы потоки машин, которые едут с перегрузом, не уходили на региональную сеть. Федерация, думаю, здесь будет примером, а потом подтянутся и регионы. К концу года проект такой системы мы покажем.
Фото: mintrans.ru