На казахстанском рынке логистики представлены как международные компании, так и местные, предоставляющие широкий спектр услуг. Казалось бы, на этом рынке в Казахстане нет места новым игрокам. Однако, учредитель Post Express Аскар Абдыкаримов придерживается иного мнения. Год назад он открыл логистическую компанию.
Post Express применяет бизнес-модель, описанную в книге Кима Чана и Рене Моборна "Стратегия голубого океана" - создает не существовавший ранее спрос на новом рынке ("голубой океан"), где практически отсутствуют конкуренты, вместо того, чтобы конкурировать с большим количеством игроков на малоприбыльных рынках ("красный океан"). Господин Абдыкаримов рассказал обозревателю Forbes.kz о своем опыте создания "голубого океана" на логистическом рынке РК.
Аскар Достанович, почему вы решили создать логистическую компанию?
- Наверное, мой рассказ будет мало отличаться от историй многих других бизнесменов. Находясь за рубежом, я часто пользовался услугами логистических компаний. В Казахстане я не мог воспользоваться теми видами услуг, которые предоставляли логистические компании за границей, просто на просто отсутствовал такой сервис. У меня появилась идея создать наш отечественный высококачественный сервис почтово- логистических услуг, который не будет уступать западным и европейским компаниям.
В конце осени 2014 я обсудил со своими друзьями идею создания казахстанской логистической компании, которая будет предоставлять широкий спектр услуг и конкурировать с лидерами рынка. Уже в марте у меня был готов проект. В начале 2015 я заказал 2 больших исследования рынков логистики и интернет-торговли. После этого мы внесли корректировки в план, просчитали несколько вариантов развития компании (оптимистичный, реальный и пессимистичный). Около 2 месяцев мы собирали команду. В мае 2015 мы начали работать в пилотном режиме, чтобы проверить слаженность работы всех наших IT-систем и подразделений. 1 сентября 2015 уже поехала первая машина, и в этом же месяце мы открыли первое отделение в Алматы. Через 6 месяцев работы к нам стали приходить новые клиенты по рекомендациям тех, кто уже пользовался нашими услугами. Для нас это важный показатель.
Первое отделение компании было открыто в Алматы. Сколько сейчас у вас отделений и в каких городах Казахстана они расположены?
- Мы постоянно открываем новые отделения. Для нас важно, чтобы они были в шаговой доступности. Нам также важно, чтобы ими было удобно воспользоваться, поэтому они работают с понедельника по пятницу с 8 утра до 9 вечера и ещё в субботу с 9 до 15.
В первую очередь мы развиваем сеть отделений в тех городах, где видим больший спрос - Алматы и Астана. Но и в других городах мы запускаем новые отделения. В Алматы у нас их функционирует уже 10, по республике - 18. Они представлены в Астане, Шымкенте, Актау, Атырау, Усть-Каменогорске и Караганде. Обычно мы открываем 1-2 отделения в месяц.
В Казахстане работают самые популярные международные логистические компании, помимо них множество отечественных. Чем ваша компания отличается от них?
- Если сравнивать нас с конкурентами, то у нас немного разные стратегии. Серьезные международные игроки в основном делают акцент на международный перевозках, отечественные компании зачастую очень узко сфокусированы.
Логистический рынок Казахстана находится в зачаточном состоянии, здесь не представлен широкий спектр услуг, который на самом деле могут предоставить логистические компании.
Мы заняли эту нишу. Мы можем разработать и реализовать оптимальный маршрут доставки с привлечением практически всех видов транспорта и доставить груз как автомобилем или по железной дороге, так и самолётом и даже морем.
Кто ваш основной клиент?
- B2B - это компании, которым необходимы отработанные логистические процессы и склады. Мы можем полностью обеспечить им логистический сервис. В результате этой компании не потребуется иметь собственную логистическую службу. Этому клиенту достаточно будет держать в штате одного менеджера для контакта с нами. Все процессы от сортировки, хранения до транспортировки можем сделать мы.
B2C - это интернет-магазины, за которых мы можем доставить товар конечному потребителю. Здесь мы опять готовы предоставить полный сервис - от сортировки и хранения до доставки покупателю. По большому счету, мы предполагаем им отдать нам товар, который мы отсортируем, сложим на наших складах, проведем синхронизацию с их сайтом, после чего, как только клиент сделает заказ, он поступит нам, и мы сразу сделаем доставку.
Третий наш сегмент - C2C - это когда мы с вами друг другу отправляем посылки и вещи. Сейчас люди отправляют только срочные посылки, и в основном это документы. Также они могут отправить книги, одежду и даже холодильник детям-студентам в Алматы или Астану.
У вас очень интересное предложение для e-commerce. Сколько денег ваша компания может помочь сохранить интернет-магазину?
- Если у представителя e-commerce есть свой склад, служба логистики, собственная доставка, и он готов от этого отказаться и отдать нам на аутсорсинг, компания сможет сократить затраты на логистику до 40%. Однако хочу отметить, что ключевой вопрос здесь не в экономии. В данном случае важнее то, что мы увеличиваем качество доставки. А это основной фактор, который побуждает покупателей вновь возвращаться в этот магазин. Таким образом мы помогаем интернет-магазинам не только не терять клиентов, но и увеличивать продажи.
Насколько сегодня популярны посылки друг другу?
- На данный момент от общего объема оказываемых нами услуг они занимают 13%. В этом сегменте основным барьером является отсутствие опыта у клиентов. Однако мы верим, что те казахстанцы, которые имеют опыт покупок через интернет, задумаются: "Могу ли я доставить посылку маме из Астаны в Алматы?". Как только он станет пользователем этой новой для него услуги, он рекомендует ее всем своим знакомым. Это также будет способствовать развитию вторичного рынка e-commerce, когда люди перепродают свои вещи через какую-то площадку. С помощью Post express они могут доставить покупку в другой город или в другую часть города.
Сколько это стоит?
- Подавляющее большинство таких посылок весит до 5 кг. Доставить посылку весом 5 кг из отделения в Алматы до отделения в Астане - 700 тенге, Алматы -Атырау - 1,3 тыс. тенге.
Вы также говорили о наборе инструментов, который может удовлетворить любую потребность. Что конкретно вы имеете в виду?
- Во-первых, мы очень гибкие. Клиент может прийти к нам и рассказать, что он хочет, а мы разработаем услугу конкретно под его потребности. Запускаем ее сначала в пилотном формате и после того, как клиент все одобряет, мы приступаем к работе. Также у нас уже есть продукты, которые не предложат ни в одной логистической компании. К примеру, наша услуга по переезду набирает популярность. Если вы заказываете у нас эту услугу, к вам приедут специалисты из Post express, упакуют все вещи, которые нужно перевезти, при необходимости разберут мебель, все загрузят и перевезут на новый адрес, выгрузят распакуют и расставят по указанным местам. Мы легко можем перевезти как офис, так и квартиру в рамках одного города или в другой город. Недавно мы перевезли двадцатиэтажный офис Halyk bank из здания на улице Ауэзова в здание на проспекте Аль-Фараби. Переезд офиса в рамках одного города на 50 рабочих мест с мебелью обойдется в 120-150 тыс. тенге, без мебели - 50 тыс. тенге. Перевезти трехкомнатную квартиру с мебелью из Алматы в Астану - 250 тыс. тенге.
Насколько вы конкурентоспособны по цене по сравнению с другими игроками на рынке?
- Мы работаем в одном ценовом сегменте с отечественными компаниями. Поэтому предлагаем нашим клиентам конкурентноспособные цены, а зачастую и более привлекательную комбинацию цена-сервис.
Фото: forbes.kz