← Автомобильные грузоперевозки

Что происходит под "пакетом Яровой"?

Еще на стадии обсуждения "пакета Яровой" участники транспортно-логистического рынка и отраслевые эксперты указывали на серьезные риски снижения эффективности перевозок и даже возникновения "тромбов" в наиболее узких местах. Там, где усложнение процедур приемки-передачи груза грозило разрывом устоявшихся схем доставки. Справедливо указывалось, что дьявол скрывается в деталях и реальные изменения будут зависеть от практических регламентов, принимаемых компаниями для реализации законодательных установок. Попробуем разобраться, что же происходит "на земле".

Новые правила, с которыми крупные игроки ознакомили своих клиентов, мало отличаются друг от друга. Так, например, "Деловые линии" обращают внимание, что "прием груза будет осуществляться по факту предоставления документов, удостоверяющих личность, а при передаче груза от другого лица (юридического, физического) также доверенности". Особых нареканий это не вызывает. Сложности возникают в толковании, что считать "документом, удостоверяющим личность". Зачастую это решается уже на месте. Кому-то из специалистов достаточно водительского удостоверения, кто-то требует непременно паспорт. Возникающие при этом нестыковки "на уровне личного взаимодействия" скорее следует отнести к некой общей атмосфере повышения бдительности, поскольку груз и без распоряжений законодателя кому попало не отдавали и просто под честное слово не принимали.
Чуть сложнее ситуация с доверенностями. Какие-то компании требуют исключительно оригинал, какие-то  довольствуются заверенной копией, кто-то, как те же "Деловые линии", принимает документы исключительно согласно образцу, размещенному на сайте. Здесь уже проблем возникает значительно больше.
"Раньше доверенности спрашивали крайне редко, а уж про документы при заборе вообще не спрашивали",  - пояснили в одной из подмосковных  компаний.  В итоге,
нередко экспедитор вынужден запасаться целым комплектом различных вариантов данного документа, чтобы уж точно осуществить приемку-передачу.
Есть еще один момент.
"В моем случае проблема в том, что выдавать груз будет кладовщик моего заказчика и доверенность на него. А кто именно это будет, не знает сам менеджер, который работает со мной, - сетует руководитель другой компании. - Кладовщиков несколько, и кто будет свободен в данный момент времени - естественно не угадаешь".
Еще больше путаницы возникает при формировании пакета документов о грузе. Скупые формулировки закона (наименование, характер, свойства и  т.д.)  на практике конвертируются в достаточно своеобразные запросы. Случается, что требуют не только накладную, счет-фактуру, упаковочный лист, но и сертификаты соответствия, акты, подтверждающие  упаковочные листы и т.д.
Некоторые из опрошенных даже сообщили, что пришлось покупать новые сумки для документов, поскольку в старые все бумаги просто не помещались.
"Доходит до смешного - однажды попросили доверенность, подтверждающую право выдавать доверенность", - делится коммерческий директор одной из компаний-автоперевозчиков.
Заметное увеличение документооборота отмечают все участники рынка. Причем большинство из них склоняется к тому, что это только начало.
Если сейчас отчасти всё еще решается на личных контактах и путем телефонных переговоров, то в скором времени ожидается очередное закручивание гаек.
Кроме того, ощутимо возросла нагрузка на средний персонал, менеджеры вынуждены решать вопросы соответствия документов, консультировать клиентов и собственных сотрудников по особенностям новых правил и т.д. Немаловажно еще и то, что, как и предсказывалось, процесс сверки документов и фактически предоставляемого груза стал занимать гораздо больше времени. "Пока серьезных задержек удается избежать, если все-таки побеждает здравый смысл, но по закону очереди бы растянулись на километр и более, поскольку по каждой позиции теперь надо сверять несколько бумажек, и не дай бог, если хоть одна из них окажется  неправильно оформлена", ? достаточно расхожая точка зрения.
Самый беспокоящий участников рынка аспект - полное отсутствие понимания, зачем это нужно и кто будет проверять исполнение новых требований.
Санкции за неисполнение достаточно серьезные, но главное - парализовать работу компании проверкой в наших условиях очень просто. "Возникает ощущение, что проверяющие подогнали очередной бронепоезд на свои запасные пути, - категоричен в своих высказываниях еще один представитель экспедиторской компании. - Буквально на днях представитель компетентных органов так и сказал "ты думаешь, что у тебя все в порядке, может, прийти соблюдение "пакета Яровой" проверить?".
Фото: komkur.info
ПРОВЭД