Российский бизнесмен, политэкономист и ведущий, член федерального политсовета "Партии Роста" Дмитрий Потапенко провел в Ростове встречу с предпринимателями и журналистами. Начал он с того, что назвал недопустимым поведение властей по отношению к дальнобойщикам. А потом рассказал, почему в 2019 году мы можем получить разоренную страну, и что необходимо сделать, чтобы такого не произошло.
Дмитрий, в чем, на ваш взгляд, состоит специфика экономики Ростовской области? Какие вы можете отметить болевые точки или точки роста?
Начну с того, чего быть вообще не должно. Недавняя ситуация - поведение властей по отношению к дальнобойщикам. Это недопустимо. Отношение к сельхозпроизводителям, у которых отжимают все, тоже недопустимо. Да, мы все радуемся высоким урожаям, но при этом совсем не растет переработка. Не радуют и ростовские дороги. Они выглядят так, как будто их до сих пор бомбят.
Кроме того, власти экспериментируют с предпринимателями. Знаете, как с тараканами: оторвали две лапки, а он бежит, оторвали еще две, а он снова бежит. Хуруджи - ярчайший пример. Ему лапки отрывают, а он все бегает и бегает!
В Ростовской области очень силен аграрный бизнес. Что, на ваш взгляд, происходит в этой отрасли?
Сельхозотрасль, действительно, растет. Это происходит за счет погодных условий - у вас всегда тепло. Люди здесь трудолюбивые. Но каждый трудолюбивый фермер сталкивается с тем, что он не может чувствовать себя защищенным. Ведь у тех, кто поехал с челобитной к царю, у них были хорошие результаты, хорошие сборы с гектара.
Я подлетал на самолете и сверху видно, что земля вся распахана. А у меня в этот момент одна мысль: человек будет работать на этой земле, что-то заработает, а потом придут люди в погонах - и все отожмут. Это постоянный ужас мелкого бизнеса.
Бизнес не чувствует уверенности в завтрашнем дне. Ведь, по сути, можно разобраться без чиновников, главное - создать условия.
Например, нужно уменьшить кредитную ставку. Предпринимателям сразу станет значительно проще.
За счет чего можно уменьшить ставку?
Давайте начнем сначала. В 1991-м году в стране не было денег. Тогда банкиры ехали на Запад, чтобы купить доллары и продать их здесь еще дороже. Практически ничего не изменилось. Что мешало нам 25 лет строить в стране банковскую систему? Ведь ее в России нет. Банковская система должна зарабатывать на таких, как Ванеев. Вложиться в него, получить прибыль, а потом вложить ее, например, в Хуруджи и снова получить прибыль.
Сама банковская система задушена. Посмотрите, кроме ставки есть пакет документов, который нужно собрать предпринимателю для получения кредита. А этот пакет запретительный. Но без этого банки не могут выдавать деньги.
Возможно ли исправить эту ситуацию?
Да, но для этого нужно разогнать посредников, которые сидят в кабинетах, многочисленных чиновников, представителей всяких комиссий.
Сейчас создана масса программ по псевдоподдержке бизнеса.
То есть, в кабинете сидит какой-то чиновник и по своему распоряжению выдает разрешение на получение кредита.
Нам вообще нужно разгонять ту Госдуму, которая у нас сейчас есть, и делать все заново. Например, в случае с банковской системой, медленно распутывать тот клубок, который есть, отменять какие-то законы, чтобы система заработала. Но с Думой, которая есть сейчас, это сделать невозможно.
У меня дед был депутатом Ленинградского районного совета. Но раньше депутатство - это была работа после работы, сейчас все совершенно иначе. И это неправильно. Сейчас четыре бюджетные команды борются за процент влияния, как за доли в ООО.
Есть ли необходимость в отмене каких-то конкретных законов для обеспечения снижения ставки?
Это очень долгий процесс, нет какой-то пилюли, которая все исправит. Например, нужно отменять законы, связанные с резервированием, оценкой рисков.
Существует и проблема с громадной отчетностью, которую постоянно сдают предприниматели. Раньше отчетность ИП была значительно проще. Сейчас та отчетность, которую сдает предприниматель, близка к тому, что сдает ООО. Для этого нужен отдельный бухгалтер.
Но тут и бухгалтеры уже хватаются за голову, потому что каждый месяц добавляются новые отчеты. Например, недавно Росстат ввел для предпринимателей еще 6 новых отчетов. В итоге, все занимаются не клиентами, а пишут отчеты.
Какая поддержка, на ваш взгляд, необходима сейчас малому бизнесу?
У бизнеса всегда одна просьба - не мешайте. Сейчас просто аморальное количество документооборота, проверок, регистрационных данных. Так не должно быть.
Допустим, вы решили оказывать услуги по написанию статей. Вы заходите на сайт госуслуг, пишете, что хотите оказывать услуги определенного характера. После этого, не открывая дополнительного счета, начинаете работать. И пока у вас годовой оборот не превышает 120 млн руб., государство вас не должно брать с вас налогов и пошлин. У вас с государством будут складываться нормальные отношения в рамках гражданского кодекса. Если вы начали писать с ошибками, государство с вами работает в рамках административного кодекса. Если вы пишете что-то экстремистское, государство работает с вами в рамках уголовного кодекса. Все остальное должно быть отменено.
Нужно сокращать бюрократизированный аппарат. Причем все это работает в некоторых бывших союзных республиках. Там можно купить патент за условные 300 руб. - и все.
У нас самозанятым не нужны даже патенты, уведомил, что ты собрался оказывать услуги, и работай.
Вы говорите о необходимости отмены налогов для достаточно большого количества предпринимателей. А за счет чего тогда можно будет пополнять бюджет?
Здесь важно понимать не как наполнить бюджет, а как накормить толпу людей, которые от него зависят. Новых кранов, из которых бы он пополнялся, нет.
Российский бюджет пополнять не надо вообще. Нужно секвестировать расходы на содержание госаппарата, у нас очень много чиновников. Если бы я мог повлиять на это, я бы начал именно с сокращений.
Кроме того, нужно делать перераспределение бюджетных расходов на военных и полицию. Но главное здесь - сокращение на уровне министерств и ведомств. Дальше нужно становиться инвестиционно привлекательными.
Одной из основных проблем в АПК сейчас является невозможность микро- и малого бизнеса работать с сетями. Фермеры не могут зайти со своей продукцией в сети. Как, на ваш взгляд, справиться с этой ситуацией?
Фермер вообще не должен работать с сетями. Ни в одной стране мира такого нет. Фермеры и сети находятся на разныхуровнях. Это достаточно сложный процесс, который состоит не только из производства и ритейла. Важную роль здесь занимает логистика. Но в сети фермерам идти не надо.
Например, абстрактная бабушка связала носки и хочет их продать. Значит, должна быть сеть ларьков, в которые она сможет прийти и реализовать свой товар. В случае с АПК у нас есть острая нехватка третьей стороны.
На Западе ни один фермер не работает сам. В сельской местности на каждые 100-200 км дороги стоит специальный хаб, в который фермер может привезти свой товар. Там его сертифицируют, перерабатывают, стандартизируют и после этого хаб предлагает его сетям и может заключать с ними договор. Хаб, но не фермер. Это и есть развитие экономики.
Сколько примерно нужно времени, чтобы реализовать и наладить эту систему?
Понимаете,
у нас нет времени. Делать все нужно уже сейчас. В 2019 г. - после Мундиаля - нас накроет так, что мы получим разоренную страну. Тогда уже придется резать по-живому.
Когда я накануне Олимпиады был в Сочи, все рассказывали о проекте "Сочи-2014". Я всегда просил рассказать мне о проекте "Сочи-2016" или "Сочи-2017". Олимпийские объекты стоят мертвые. Вы же понимаете, что если бросить квартиру, то она придет в упадок. Олимпийские объекты тоже нужно обслуживать, как квартиру. И это нормально.
А потом на нас лягут стадионы. Кто будет играть на большом олимпийском стадионе? Детские футбольные команды? Разве они смогут заплатить за аренду поля, освещения, подогрев сидений и все остальное? Нет, это все ляжет на бюджет, а это наши деньги. А потом их вложат, например, в тариф ЖКХ, поднимут его и скажут, что так сложилось. Мы годами будем расплачиваться за месяц праздника.
Вы говорили о тех изменениях, которые необходимо проводить: А какими механизмами, на ваш взгляд, необходимо пользоваться?
Инструмент - это законы, которые могут инициировать депутаты Госдумы. Но Дума - это маленький инструмент и его явно недостаточно. К приобретению большего инструментария нас подтолкнет сама экономика. Ее придется менять. Надо пытаться это делать уже сейчас.
Фото: rbc.ru