← ЭДО, ИТ в логистике

Вы уверены, что Ваши сотрудники не воруют топливо?

В Хабаровском крае были раскрыты факты хищений топлива с нефтевозов (бензовозов), совершаемых по предварительному сговору. В преступной группе состояло девять человек. В течении года они воровали топливо с вверенных им топливозаправщиков и нефтевозов (бензовозов).

Схема преступления
Получив от начальника смены путевые листы с "коротким плечом" и все необходимые документы водители нефтевозов (бензовозов) заправляли топливо в цистерны с открытым донным клапаном, используя рукава как емкости временного хранения.
1ht20916.jpg
После окончания отпуска топлива водители перекрывали донный клапан, отъезжали на небольшое расстояние от НПЗ и залитое в рукава топливо разливали по заготовленным заранее канистрам.
2ht20916.jpg
По документам всё сходилось, претензий ни со стороны НПЗ, ни со стороны АЗС никому не поступало, так как похищенное топливо, имеющимися на АЗС средствами измерения учесть было невозможно, и оно просто списывалось на различные коэффициенты. Поймали группу с поличным, сразу после слива 285 литров бензина и 300 литров дизельного топлива.
3ht20916.jpg
Мнение эксперта
Схема, надо признать, простая по исполнению и в то же время очень сложно контролируемая. Так как претензий ни от кого не поступает и за один раз сливается небольшое количество топлива, то фиксировать его имеющимися стандартными средствами невозможно.  Данный несанкционированный слив не зафиксирует ни одна из современных систем контроля уровня топлива. Объем залитого в бензовоз топлива соответствует всем документам и при перевозке не изменяется. Исчезновение нескольких десятков литров с многотонной цистерны в процентном соотношении очень невелико и не зафиксируется системой, так как находится в пределах погрешности от 1 до 3%.
Эта схема становится действительно выгодна только при коротких плечах "доставки" топлива, когда нефтевоз за день успевает делать несколько доставок. Поэтому подобная схема может долговременно существовать только при сговоре нескольких сотрудников компании, в том числе и занимающих руководящие должности. Как правило, все схемы, касающиеся воровства топлива большими объемами, происходят организованной группой сотрудников компании, где каждый отвечает за свой участок и "прикрывает" других. Поэтому во многих транспортных предприятиях при внедрении систем спутникового мониторинга и контроля уровня топлива мы встречаем сопротивление и даже откровенный саботаж. Установленные терминалы и датчики выводят из строя, глушат сигналы системGPS и GSM, придумывают другие "хитрости".
В описанном случае контроль с помощью датчиков уровня топлива не дал бы весомого результата, так как слива, зафиксированного системой, не было. На НПЗ заливают топливо согласно накладным, а там на отпуске обязательно стоят точные счётчики. При сдаче топлива на АЗС тоже всё вроде по накладным и "недолив" нескольких десятков литров, возможно, фиксирующийся системой приёма топлива, списывался на погрешности, поэтому и претензий никто не предъявлял. На большинстве АЗС до сих пор используются примитивные средства измерения в виде мерных линеек и при сливе топлива на АЗС отсутствие этого количества топлива даже "не замечали".  Так как водители работали в сговоре, то показания по машинам также не сильно различались, и в разные смены картина была бы примерно одинаковой.
Решение по контролю уровня топлива
На бензовозах, скорее всего, не была установлена система спутникового мониторинга и контроля уровня топлива, которая позволяет отслеживать количество заправленного и слитого в цистерну топлива, но надо признать, что и данная система, позволяющая учитывать быстрое движение топлива (залив и слив), если даже она настроена точно, позволяет учитывать проходящее через цистерну топливо с точностью до 1% от общего объема. Залив большого объема система чётко зафиксировала бы, а слива как бы и не было.
Решение подобной задачи весьма непростое, но оно существует.
1. Для контроля и пресечения подобных противоправных действий необходимо в первую очередь фиксировать каждое открытие и закрытие донного клапана и сопоставлять данные события с местоположением топливовоза отображающегося и хранящегося в системе GPS ГЛОНАСС мониторинга.
2. Необходимо контролировать продолжительность стоянок транспорта вне НПЗ и фиксировать все "случайные" совпадения одновременно простаивающих на одной стоянке транспортных средств.
3. Вести управленческий учёт по фактически отгруженному (заправка) и отпущенному (слив) топливу и постоянно фиксировать разницу в показаниях. В случае подозрений отправлять полученные данные в отдел безопасности.
Всё это позволяет делать система контроля движения топлива. Зная где, сколько по времени и в каком количестве "испаряется" топливо специалистам будет несложно провести внутреннюю проверку и вычислить воров. К сожалению, надо отметить тот факт, что в нашей практике встречались случаи, когда и сотрудники службы безопасности были задействованы в преступной схеме. Естественно результатов подобные проверки не приносили!
Конечно, при определенных знаниях в области транспортной телематики можно обмануть несовершенную систему спутникового мониторинга и всё-таки слить себе несколько литров "для личного пользования". Но поверьте нашему десятилетнему опыту, отсутствие подобной системы открывает такую массу возможностей, что потери могут исчисляться уже не десятками литров, а тоннами, а возможность доказать факты воровства будет стремится к нулю.
Узнайте больше о возможностях систем спутникового мониторинга, планирования маршрутов и транспортной безопасности от фирмы "АЙТОБ" или закажите бесплатную демонстрацию программы.
+7 (495) 545-5458