← Автомобильные грузоперевозки

Шлагбаум для большегрузов

На въезде в рабочий поселок Юргамыш (Курганская область) стоит шлагбаум. Под ним беспрепятственно могут проехать "скорая помощь", пожарная машина и другой спецтранспорт. А вот фуры не пройдут.

- Мы вынуждены были закрыть въезд большегрузному транспорту в поселок после того, как водители проигнорировали знак "Грузовым автомобилям проезд запрещен", - рассказал "РГ" глава Юргамышского поссовета Алексей Першин. - Для тяжелых транзитных машин есть специальная объездная трасса, а внутрипоселковая для них не предназначена.
За два года муниципалитет потратил на ремонт центральной муниципальной дороги около 17 миллионов рублей, а сейчас ее уже снова нужно латать. По словам главы, местные власти борются с транзитным транспортом давно, но безуспешно. Запрещающий знак для большегрузов стоит почти десять лет, а толку-то!
- По большому счету, дальнобойщики здесь ни при чем, - признается Алексей Першин. - Просто федеральная трасса в таком состоянии, что по ней, особенно в дождливую погоду, опасно ездить. Но и нас понять можно: в поселковом бюджете нет денег, чтобы каждый год ремонтировать эту дорогу. Кроме нее на балансе поссовета еще 90 километров, и все их нужно содержать.
По словам главы муниципалитета, власти пытались регулировать поток машин с помощью передвижного пункта весового контроля. Расчет был такой: если водителя уличат в превышении допустимой нагрузки, его накажут и в следующий раз он подумает, ехать через поселок или нет. Напомним, штрафы за перегруз нешуточные, исчисляются десятками тысяч рублей для водителей и сотнями тысяч - для предприятий. Однако попытка провалилась:
приглашенные 13 сентября со своим оборудованием специалисты из регионального автодорожного надзора ни одного перегруза в поселке не зафиксировали.
- У каждого водителя есть рация. Один заметил пост и тут же сообщил другому. А как только контролеры уехали, машины снова пошли потоком, - говорит Алексей Першин.
В региональном автодорнадзоре советуют муниципалитетам приобретать собственные пункты весового контроля.
- Надо решать вопрос об оборудовании круглосуточных стационарных постов, чтобы перевозчики знали и видели их, - рекомендует замначальника управления Александр Архипов.
В Юргамыше такой вариант рассматривают, но вряд ли его удастся осуществить в ближайшее время: один пост стоит несколько миллионов рублей. К тому же на этот вид деятельности нужна лицензия, специальный обученный штат.
- Гораздо экономичнее было бы, если бы автодорожный надзор заключал с нами договор о платных услугах и выезжал со своим оборудованием несколько раз в неделю. А сегодня у нас в райцентре нет даже постоянно действующего поста полиции, - сетует юргамышский глава.
Поселок готов закупить часть оборудования на условиях софинансирования, скажем, на паях с соседями. Спецавтомобиль стоит три миллиона рублей, Юргамыш вложит миллион. Но все будут знать, что два-три раза в неделю весовой контроль дежурит здесь.
Тем временем от ограничительных мер страдают не только чужие, но и местные предприниматели. Руководство нефтепроводного управления  обратилось в поссовет с просьбой разрешить их автомобилям проезд через поселок. Неудобства испытывают и элеваторы. В Юргамыше их два, машины с зерном прибывают сюда со всей области и даже из Казахстана. Но глава занял принципиальную позицию: если одним разрешить, то завтра об этом попросят другие, и тогда все усилия по сохранению дороги окажутся напрасными.
Впрочем, многие предприниматели поддерживают главу. Один из них, депутат поселковой думы Евгений Клепинин, рассказал, что сам был в числе инициаторов установки шлагбаумов. По его мнению, надо ужесточать наказание за проезд под запрещающий знак. Сейчас по закону такое нарушение карается штрафом в 500 рублей. Если водитель заплатил в течение двух недель, то с него возьмут лишь половину суммы.
- Дальнобойщики сами предлагают: ребята, возьмите тысячу, только дайте проехать, - говорит Евгений Клепинин. - Они прекрасно понимают: если на объездной дороге у машины, к примеру, оборвет хотя бы брызговик, то за новый придется выложить сразу три тысячи рублей, а тут всего 250. Кстати, в Москве и Санкт-Петербурге проезд под знак наказывается пятью тысячами рублей штрафа. И там, я слышал, уже нет таких проблем. Если бы у нас ввели подобные санкции, думаю, ситуация бы изменилась в корне.
От большегрузного транспорта в Зауралье страдает не только Юргамышский район: похожая ситуация в Далматовском, Шатровском и ряде других. Власти этих муниципалитетов приглядываются к опыту Юргамыша.
Тем временем шлагбаум в поселке уже несколько раз сбивали. В поссовете подозревают, что умышленно. Двоих нарушителей выявили, и, если их вина будет доказана, администрация намерена через суд взыскать ущерб. А скоро ловить злоумышленников станет проще: вблизи шлагбаума собираются установить видеокамеры. Если же перечисленные меры не помогут, юргамышские чиновники грозятся поставить на въезде бетонные блоки. Хотя все понимают: это не выход. Не дай бог кто-то ночью не заметит и налетит!
На самом деле лучше всего было бы просто отремонтировать объездную трассу.
По данным областного управления автомобильных дорог, объездная трасса в Юргамыше протяженностью 9,3 километра - это часть автодороги общего пользования регионального значения "Байкал" - Юргамыш - Куртамыш. Она в основном используется для движения грузового и транзитного транспорта, минуя улично-дорожную сеть поселка. Из-за того что грунтовые воды находятсяслишком близко к дорожному полотну, а также из-за  значительного срока эксплуатации магистраль серьезно разрушена, под давлением грузового транспорта образовались глубокие колеи.
Говорит Сергей Зубарев, начальник управления автомобильных дорог Курганской области:
- В рамках госконтракта на содержание автомобильных дорог Юргамышского района подрядная организация проводит периодическое ремонтное профилирование грунто-щебеночного участка дороги и ямочный ремонт. Ограниченность средств дорожного фонда Курганской области не позволяет выполнить ремонт на всей трассе. Поэтому для обеспечения движения транспорта ежегодно проводится восстановительный ремонт наиболее разрушенных и опасных для движения участков. В 2016 году на 1,375 километра (участками) отремонтировано асфальтобетонное покрытие. На последующие годы также планируется работа в пределах выделенных средств. В том числе будет запланирован ремонт грунтового участка с усилением бутовым камнем и щебнем.
Фото: rg.ru
Российская газета