В России в пилотном режиме начала работу автоматизированная системавесогабаритного контроля транспорта. Руководитель "Росавтодора" Роман Старовойт сообщает, что цель данной меры - "собрать 0 рублей и обеспечить безопасность и сохранность дорожного полотна". При этом в федеральном агентстве подсчитали: если бы за все несоответствия штрафовали с середины 2015 года, государство собрало бы 182 млрд рублей, что значительно превышает поступления от системы "Платон".
Миллионные штрафы
На данный момент грузовые автомобили в России проверяются в специальных пунктах. В прошедшем году за перевес было выписано больше 30 тыс. штрафов. Сумма каждого из них - от 150 до 500 тыс. рублей. Запущенная в тестовом режиме автоматическая система весогабаритного контроля (дорожные весы и комплексы фото- и видеофиксации) с начала года выявила в 30 раз больше нарушений (около 1 млн). Однако штрафы за них не выписывались.
С 1 октября ситуация изменилась, и теперь водителей будут ждать "письма счастья". Правда, пока система работает только в Вологодской области. Выбор пилотного региона в "Росавтодоре" объяснили тем, что он является вторым по количеству нарушений после Ленинградской области. Руководитель "Росавтодора" Роман Старовойт предупредил, что с запуском системы злостных нарушителей будут ждать миллионные штрафы. Три новых контрольных пункта работают на маршрутах Вологда - Москва, Вологда - Архангельск и Вологда - Санкт-Петербург. Затем их планируют установить в Московской и Калининградской областях.
Всего на сегодняшний день в России работает 23 пункта автоматического весового контроля.
В течение ближайших пяти лет федеральное ведомство планирует довести их количество до 387. Установка одной рамки обходится в 23-48 млн рублей в зависимости от категории дороги. Общая стоимость проекта оценивается в 20 млрд рублей.
"Перегруженный автомобиль - это убийца на дороге, его конструкция не справляется с превышением нагрузки. Каждый третий грузовик на федеральных трассах нарушает норматив - в среднем на 30%", - рассказывает о мотивах внедрения системы Старовойт.
За небольшое вознаграждение
Однако официальной причиной ужесточения весового контроля фур является разрушение дорожного полотна. "Когда грузовик с наращенными бортами едет с перегрузом, от дороги остается пыль. При этом плата за ущерб инфраструктуре не заложена в тарифе на перевозку", - сообщает директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.
Водители грузовиков сходятся во мнении, что штраф в данном случае - не дисциплинарная мера и приведет лишь к расцвету коррупции.
"Зачем заезжать на весы, если знаешь, что погрешность доходит до 50% и можно попасть на штраф в 200-400 тыс. рублей? Разумнее остановиться заранее и договориться за небольшое вознаграждение", - рассуждают предприниматели.
Координатор программ Ассоциации владельцев грузового транспорта и объектов транспортной инфраструктуры "Дальнобойщик" Валерий Войко считает, что не стоит проверять все грузоперевозки комплексным контролем. Как правило, нарушения происходят при перевозках леса, пиломатериалов, металлоизделий, сельхозпродуктов и контейнеров. Разумно контролировать транспорт на выезде из карьеров, портов, элеваторов и т.п. Однако сторонники нововведения настаивают на своем: "Перед стационарным пунктом контроля грузовик может избавиться от части груза".
Переживания у руководителей логистических компаний вызывает неизбежный рост тарифов. Многие грузоотправители уже переходят на другие виды транспорта. "Отправка железной дорогой или речным транспортом, конечно, создает свои сложности и дополнительные издержки. Но лучше так, чем значительно переплачивать за ущерб дорожной инфраструктуре", - говорят грузоотправители.
Несправедливая ситуация
"К чему все идет? Государство будет штрафовать - без возможности апелляции, без контрольных измерений. Попал на камеру - тебе пришел штраф, причем согласно закону, если перевес зафиксирован автоматически, то штраф максимальный. Совершенно несправедливая ситуация", - жалуются перевозчики.
"Сегодня все ложится на плечи коммерсантов, и государство активно стремится к тому, чтобы отнять последнее.
Штрафы за перевес космические - от 150 до 500 тыс. рублей. Объемы перевозок по дорогам уменьшаются. Логично, что в сложившейся ситуации растут перевозки по железнодорожным путям, которые в нашей стране осуществляет государственная компания-монополист. Я не понимаю, почему грузовик, рассчитанный на перевозку груза весом в 20 тонн, в Европе дороги не разрушает, а в России разрушает. Может быть, с вопросами стоит обратиться к дорожникам и проверить технологии укладки асфальта", - недоумевает генеральный директор ООО "Макс Транс" Сергей Немец.
"Раньше за рейс Тольятти - Москва - Тольятти можно было заработать 25 тыс. рублей. Сейчас отчисления в систему "Платон" отъедают от этой суммы 6 тыс., еще 2-3 тыс. уходит на то, чтобы договориться и успешно пройти контрольное взвешивание. В итоге в лучшем случае нам остается 17 тыс. рублей",
- приводит свою арифметику водитель грузовика.
Фото: ap-st.ru