← Дороги, инфраструктура

Экономика Красноярского края тормозит на дорогах

Сотрудники СФУ изучили темпы финансирования дорожной отрасли в Красноярском крае и пришли к выводу, что дефицит средств по этому направлению составляет как минимум 12,6 млрд руб. на ближайшие 3 года. При этом, по оценке ученых, потенциальные экономические потери по обороту предприятий только малого бизнеса края из-за плохого развития дорог составляют от 40 до 130 млрд рублей ежегодно.

В Минтрансе отмечают, что реальные объемы недофинансирования могут даже превышать суммы, названные экспертами. А работники дорожной отрасли подчеркивают, что в конечном счете недоста-точное развитие транспортной инфраструктуры тормозит диверсификацию экономики региона.
Ученые СФУ подготовили научную работу, в которой оценили экономические потери Красноярского края в результате отставания в развитии опорной сети автодорог и изучили влияние ожидаемого сокращения бюджетного финансирования на данный процесс.
Красноярский край является одним из лидеров среди регионов по количеству автомобилей на душу населения, и Красноярск занимает в данном рейтинге второе место среди городов страны. При этом из-за уникальных размеров региона автодороги являются ключевым фактором в его социально-экономическом развитии.
Однако, на фоне роста госдолга и проблем в российской экономике в последние годы в крае наметилась тенденция жесткой экономии бюджетных расходов на инфраструктурные проекты и, в частности, дороги.
"Низкий уровень развития опорной сети автомобильных дорог (прежде всего в центральных, части северных и южных районах края) не позволяет нарастить показатели оборота малого и среднего бизнеса, повысить производительность труда и, как следствие, конкурентоспособность. Отставание от средних показателей развития сети автодорог по Сибирскому федеральному округу определяет потенциальные экономические потери по обороту предприятий малого бизнеса в 39,2 млрд руб. ежегодно; отставание от средних показателей по России дает отставание уже в 123,2 млрд руб.", - сказано в работе.
Ученые подчеркивают, что на 1 рубль единовременных дополнительных вложений в развитие дорожного хозяйства можно обеспечить ежегодно не менее 2,5 руб. налоговых и неналоговых поступлений в бюджет.
"Наибольшие показатели финансирования дорожного хозяйства в текущих ценах приходятся на 2015 год. Чтобы сохранить данный уровень бюджетных расходов с учетом роста цен в отрасли, необходимо скорректировать плановые расходы бюджета края на дорожное хозяйство в размерах: +14% в 2016 году, +43 % в 2017 году и +64 % в 2018 году. Разрыв в представленных суммах огромен и за 3 плановых года составит 12,6 млрд руб.", - сказано в исследовании.
Министр транспорта Красноярского края Сергей Еремин с приведенными оценками согласен. "Цифра, о которой говорят ученые СФУ, обоснована. Но эта цифра пока находится за пределами бюджетных возможностей. Экономика не настолько сильна, чтобы удовлетворить потребности населения на уровне мировых стандартов. Вместо повышения качества дорог до среднемирового уровня мы пока вынуждены заниматься консервацией текущего состояния", - сказал Еремин. По его словам,
ежегодно в крае требуется ремонтировать порядка 1 тыс. км автодорог.
"Наши возможности в настоящий момент определяются цифрами в 200-300 км. Стоимость ремонта 1 км автомобильной дороги составляет от 3 до 10 млн рублей. Возьмем среднюю цифру в 5 млн. Умножив 5 миллионов на 700 километров, мы увидим, что каждый год для того, чтобы разрушения на автодорогах не носили необратимого характера, только в ремонт автодорог должно направляться дополнительно не менее 3,5 млрд руб. К ним надо прибавить еще порядка 4 млрд на содержание. Таким образом, совокупная цифра годового недофинансирования относительно некого идеала составляет порядка 7 млрд рублей в год", - привел собственные расчеты министр.
Еремин посетовал, что
на фоне спада в экономике, который влечет за собой сокращение инвестиций на дорожное строительство, нагрузка на дороги растет.
"Если 15 лет назад средний вес большегруза составлял 40 тонн, то сейчас и 60-тонные машины никого не удивляют. То есть масса машин, которые двигаются по нашим дорогам, растет, а наши возможности по компенсации того вреда, который эти машины наносят, снижаются. В конечном счете страдает экономика, бизнес несет дополнительные издержки, чтобы компенсировать явную нехватку скорости движения по нашим дорогам. Это напрямую отражается на себестоимости продукции", - сказал Еремин.
По словам председателя совета директоров компании "НБС-Сибирь" (занимается дорожным строительством) Василия Германа, судить о недофинансировании отрасли можно хотя бы по тому факту, что
в 2016 г. в Красноярском крае ни одного километра новой асфальтовой дороги построено не было.
"Если мы посмотрим на ситуацию в крае, то увидим, что за последние 3 года две крупнейшие дорожные компании у нас обанкротились. То есть недофинансирование очень остро сказывается на отрасли, на кадровом потенциале Красноярского края и его способности выполнять крупные инвестиционные проекты", - сказал Герман.
В долгосрочной перспективе недостаточные инвестиции в дороги сказываются и на развитии малого и среднего бизнеса. "Дело в том, что крупные компании имеют возможности и средства, чтобы использовать железнодорожный транспорт, развивать собственные сети дорог, а мелкие игрокиэтой возможности лишены. Малый бизнес вынужден пользоваться существующей инфраструктурой, и если, допустим, фермер решил обрабатывать поле, а к нему нет дороги, то он вынужден будет отказаться от своих планов. В долговременной перспективе недофинансирование дорог ведет к тому, что малый и средний бизнес стагнируют", - отметил председатель совета директоров НБС.
Таким образом, по его мнению, дефицит дорог тормозит диверсификацию экономики региона. "Одна из главных проблем края состоит в том, что его благосостояние напрямую зависит от того, как себя чувствуют крупные компании - флагманы экономики региона. Задача власти в том числе - увеличивать диверсификацию экономики, чтобы роль малого и среднего бизнеса росла. Но из-за того, что дорожная отрасль не финансируется, этого не происходит, а деньги, выделяемые на поддержку малого и среднего бизнеса, тратятся зачастую неэффективно. К примеру, у предпринимателя есть товар, но довезти его до точки сбыта он не может, потому что нет дороги. И диверсификации экономики не происходит", - пояснил Герман.
Руководитель группы ученых, подготовивших исследование, доцент кафедры социально-экономического планирования института экономики, управления и природопользования СФУ Михаил Двинский считает, что властям нужно во что бы то ни стало избегать сокращения расходов на дорожную отрасль - поскольку она является одной из важнейших для развития края в целом.
"В текущих условиях, когда бюджет не может расти желаемыми темпами по доходам, а расходы увеличиваются, постоянно идет сокращение несоциальных расходов. Тем не менее по некоторым направлениям, в том числе связанным с инфраструктурой и дорогами, расходы следует если не увеличивать, то хотя бы зафиксировать на одном уровне и не уменьшать. Нужно работать с федеральным центром, ведь Красноярский край - это территория, которая 60% налоговых сборов отдает в федеральный бюджет. Но для того, чтобы быть территорией-донором, нужно поддерживать инфраструктуру в надлежащем состоянии", - сказал Двинский.
Фото: dela.ru
DELA.ru