← Автомобильные грузоперевозки

Из-за знака на дороге в Актобе рушится бизнес, люди теряют работу

В конце августа на углу пр. 312-й Стрелковой дивизии и ул. Нокина в Актобе установили знаки, запрещающие движение грузового транспорта. Из-за них без работы могут остаться сотни человек. Аким города на эту беду ответил: "Хватит плакаться!".

На пр. 312-й Стрелковой дивизии находятся разнообразные сервисы и услуги для большегрузных машин.
- У нас TIR-Parking - это стоянка для грузовых автомобилей. Мы занимаемся ею с 2009 года, когда президент сказал про транспортный коридор Западная Европа-Западный Китай. Мы построили шиномонтаж, мойку, столовую. Но из-за знаков теперь к нам никто не едет, бизнес под угрозой, - рассказал директор стоянки грузового автотранспорта Серик Калиев.
- С городским акимом встречались, его ответ был: "Хватит плакаться", - рассказал заместитель директора ТОО "Актобе-Автокомбинат №1" Евгений Мазурин.
- Скоро отопительный сезон, налоги: У нас не одно наше ТОО, много ИП. Одни занимаются шиномонтажом, другие автономными отопителями, кто-то грузы принимает, отправляет.
В районе промзоны все грузовые сервисы и магазины сотрудничают друг с другом. Сервис построен так, чтобы водители могли в одном месте отремонтировать, помыть машину, разгрузиться, отдохнуть и даже взвесить груз. Установка знаков стала для бизнесменов и водителей неприятным сюрпризом, заранее их никто не предупреждал. Теперь дальнобойщики объезжают промзону, а около 150 человек могут лишиться заработка.
- В этом месяце зарплату нечем платить, - возмущен владелец магазина Виталий Барладян.
- Если дальше так пойдет, придется писать в налоговый комитет письмо, чтобы мою деятельность приостановили, - говорит руководитель транспортной логистической компании Серик Таналиев. - Потому что мне нужно ежемесячно платить налоги, пенсионные, социальные отчисления. С чего мне платить? Я же не могу брать кредит, чтобы платить налоги.
Предприниматель Абзал Бисенов занимается ремонтом тахографов и радиостанций, отопительным оборудованием. Его клиенты из Уральска теперь предлагают выехать работать к ним.
- Это мне надо столько мобильных групп создать, столько людей нанять на работу, - говорит предприниматель Абзал Бисенов. - У меня сейчас четверо работают, они справляются. Если будут траты на дорогу, заработки будут в разы ниже. В прошлом году лучше было, в этом году мы еле-еле штаны дер-жим. При этом мы платим налоги, зарплату выплачиваем, даем рабочие места, а тут:
Тимофей Наумов занимается грузовым сервисом и ремонтом холодильных установок, которые необходимы фурам для перевозки продуктов, медикаментов.
- Вот сломалась охладительная установка у фуры, а она везет скоропортящуюся продукцию. И везет не только в Актобе, а через нас едут, - говорит Тимофей Наумов. - Они сломались, заехать сюда не могут, груз пропадает, нам приходится вести их под знак.
Новый знак возмущает не только бизнесменов, но и самих водителей.
- Самые большие проблемы у нас, - рассказал водитель Александр Плотников из Павлодара. - С 2018 года мораторий снимут на режим труда и отдыха водителей по Казахстану, ездить будем строго по тахографу. Вокруг города ни стоянок, ни столовых, негде отдохнуть. Есть в пром-зоне единственные нормальные стоянки, куда мы стремимся. Теперь же ни загрузиться, ни разгрузиться в городе невозможно. Такие сложности только в Актобе.
При этом по пр. 312-й Стрелковой дивизии один за одним проезжают груженные щебенкой КамАЗы. Предприниматели считают, что закон должен одинаково работать для всех.
- Основное движение здесь создают не фуры, а машины, которые возят щебень на КСМ, ЖБИ. Десятки машин туда-сюда носятся, - говорит Серик Калиев. - Но они остаются в стороне. Но если они будут объезжать, вырастут цены на продукцию.
- Полная фура груженая весит максимум 38 тонн, у нее 5 осей, она не может продавливать дорогу, - считает Серик Таналиев. - А КамАЗ с прицепом, груженный щебенкой, только щебенка весит 25-30 тонн, плюс сама машина весит тонн 15. Возможно, КамАЗы с прицепом и продавливают дорогу. Нужно привлечь экспертов, пусть они посмотрят.
В полиции ответили, что действие знака "Движение грузовых автомобилей запрещено" не распространяется на транспортные средства, которые обслуживают предприятие, находящееся в обозначенной зоне, а также обслуживают граждан или принадлежат гражданам, проживающим или работающим в обозначенной зоне. В этих случаях транспортные средства должны въезжать в обозначенную зону и выезжать из нее на ближайшем к месту назначения перекрестке.
- Из ответа не ясно, так могут к нам заезжать или нет? - рассуждают бизнесмены. - Что подразумевается под обслуживанием?
Дальнобойщики же предпочитают не углубляться в законодательство, не рисковать и объезжать пром-зону. Пока предприниматели еще держатся, но уверены, что долго так не протянут, придется закрываться. Десятки человек потеряют рабочие места. На стоянке грузового автотранспорта уже сократили одного дворника.
- У нас два дворника убирали за водителями, теперь подметать не за кем, - сетует Серик Калиев.
Больше всего у бизнесменов вызывает тревогу, что не за горами зима.
- К зиме ужас, что будет. Зимой должны машины останавливаться, отдыхать. Тогда МЧС должно дежурить на трассе, кормить и поить людей. Водитель не может оставить дорого-стоящий груз, ответственность же на нем, если машину разграбят - он будет платить. Мы бы даже не возмущались, если бы по объездной были стоянки. Но там единственный кармашек на 4 машины. А дело к зиме, она у нас не простая - бураны, снегопады. Зимой основная задача водителей не замерзнуть, чтобы машина доехала.
В городском отделе предпринимательства сообщили, что о проблеме они знают, в скором времени ее решат.
- Первоначально была ситуация, что в черте города ремонтируют дороги, а большегрузные машины разбивают их. На ремонт уходят деньги налогоплательщиков, - объяснил руководитель городского отдела предпринимательства Руслан Ажниязов. - Когда знаки установили, к нам обратились предприниматели с жалобой. Аким города дал поручение разобраться с ситуацией, выехать на место, уже назначена комиссия, куда входят представители отдела предприниматель-ства, палаты предпринимателей, полиции и другие ответственные лица. На следующей неделе вопрос будет решаться. Возможно, если комиссия решит, то знаки уберут или поставят другого рода ограничение.
Фото: Владимира Зобенко
Диапазон