Автотранспорт в 2017 году займет практически 70 процентов рынка грузоперевозок из-за ослабления других видов транспорта. Однако прирастать автосегмент будет преимущественно на коротких расстояниях до 1000 километров. На длинных маршрутах автодорога не выдержит конкуренции с железной дорогой из-за усиления контроля, в том числе по весу. Максимальный прирост ждем в секторе автоперевозок строительных и тарно-штучных грузов.
Рынок железнодорожных перевозок прирастет в сегменте транспортировки угля и зерна и немного сократится по объему руд и черных металлов. Если правительство примет предложенные РЖД изменения в тарифное руководство, в зоне риска ухода с железной дороги в автомобильный сегмент окажутся перевозки цемента, черных металлов и скоропортящихся продуктов; ухода в автомобильный и водный сегменты - транспортировка строительных грузов. Меньше всего по железной дороге в 2017 году будут перевозить нефть и нефтепродукты, которые постепенно переключаются на трубопроводы.
Озабоченность вызывает водный транспорт - из-за обмеления рек в европейской части страны экономика при перевозках грузов становится отрицательной. Объемы, которые уйдут с рек, скорее всего, достанутся автотранспорту.
Тарифы на грузоперевозки в 2017 году вырастут, но этот рост по-разному скажется на разных видах транспорта. Так, тарифная политика на железнодорожном рынке заставит грузы переключиться на альтернативные виды транспорта. Железнодорожные тарифы - регулируемые, они устанавливаются раз в год, и в 2017 году уровень их индексации будет выше инфляции. В 2016 году тариф был проиндексирован на 9 процентов, в 2017 ожидается рост от 6,8-9,6 процента. И если на протяжении последних нескольких лет индексация была "плоская", то есть для всех одинаковая, то в 2017 году РЖД предлагает вернуться к дифференцированной схеме. Иначе говоря, монополия хочет опережающими темпами повысить тарифы на уголь и не индексировать высокодоходные грузы. Это приведет к росту транспортной нагрузки на большинство грузовладельцев.
В автосегменте гибкое свободное ценообразование, но с учетом введения системы "Платон" суммарный годовой рост тарифов может составить по определенным группам до 15 процентов. Однако на конкурентоспособность автомобильного транспорта это не повлияет.
На тарифах в водном сегменте скажется сезонность перевозок и обмеление рек в европейской части страны, которое добавит серьезную лепту в рост тарифных ставок за счет мертвого фрахта (когда судно водоизмещением 5 тысяч тонн вынуждено везти всего 2-2,5 тысячи тонн, чтобы не сесть на мель). На Урале и в Сибири индексация будет в пределах инфляции.
Система "Платон", ставшая хедлайнером на рынке автомобильных перевозок в этом году, в 2017-м расширит свое влияние и затронет грузоперевозки в других сегментах.
Так, она может подтолкнуть РЖД к развитию такого вида услуги, как контрейлерные перевозки, когда груженая или порожняя фура ставится на вагон и перемещается из точки "А" в точку "Б". Если железнодорожникам удастся сделать эту услугу и конкурентоспособной, они смогут привлечь дополнительный объем грузов. На дальних расстояниях технология будет эффективной, на коротких плечах соотношение "скорость-цена" сложится не в ее пользу. Сегодня конечный потребитель оценивает виды транспорта не только по стоимости услуги, но и по ее качеству. Так, если дорога может обеспечить выполнение условия "точно в срок", но перевозки по ней на 15 процентов дороже, грузовладелец выберет ее.
2017-й станет непростым для железной дороги. В случае точечных изменений в тарифной политике будет меняться карта грузопотоков, и участникам рынка придется разрабатывать новые логистические схемы, из которых железную дорогу частично исключат. Такое изменение логистики приведет к дополнительному оттоку грузов с железнодорожного на другие виды транспорта, где и сроки доставки на 20-25 процентов меньше, и качество услуги выше. 2017-й станет годом борьбы за клиента, который будет голосовать рублем и объемами.
Фото: xn-----olcjghbgeesdfjfdqsl.xn--p1ai