Самые крутые внедорожники действительно делают в России. Уральские горы испокон веков славятся своими богатствами.Тут и "Малахитовая шкатулка", и золотые прииски, и Чусовая со всем из нее вытекающим. В этот список с уверенностью можно добавить и новый полноприводный грузовик Урал-Next 6х6.
Уральцам удалось доселе невиданное в России: мало того, что на бумаге машина выглядит чудовищно практичной и современной, так им ещё и дизайнера к разработке своей новинки удалось привлечь.
Грузовик вышел на загляденье - знатоки грузовой индустрии даже молвили, будто негоже русскому тяжеловозу, работяге и кормильцу, таким смазливым быть. Мол, должен быть кургуз и угловат, но чтоб лямку тянул исправно.
У "Группы ГАЗ" другие воззрения на рынок, ведь 30% машин уходит на экспорт, а с падением рубля эта цифра только растёт, открывая все новые и новые рынки. Не ударил в грязь лицом, создав должное первое впечатление перед заморским купцом, и, глядишь, откроются новые точки сбыта. Мудро. Правильно. Своевременно.
Двухъярусные фары, массивная решётка с выведенной латиницей, по образу новых пикапов "Форда", надписью URAL, могучие крылья, скрывающие гигантские колеса, и бампер из листовой стали. Снимай Майкл Бэй своих "Трансформеров" в России, быть тебе, Оптимус, "Уралом". По брутальности миассец "Петербилту" не уступит.
Грузовик строят вокруг рамы. Новый фундамент "Урала" - особый, с цельным усилителем лонжеронов, так что может запросто нести груз до 13 тонн. Кабина от "ГАЗели Next", благодаря загруженной ещё Бу Андерссоном программой унификации, мотор - 6.7-литровая "шестёрка" ЯМЗ, мощностью 312 л.с. Фишка, как показывает практика, тут не в поголовье, а в крутящем моменте: 1 240 Нм. Тысяча двести сорок!
Самый современный отечественный дизель тих и скромен, эффект пробудившегося вулкана остался в прошлом, а детонации не чувствуется. Парой ему выступает новая коробка ZF, производимая в России. Трансмиссия 6х6, "понижайка" и все возможные блокировки. Пофыркивая и щурясь, перед нами стоял внедорожный монстр. Монстр, которым надо было управлять. Град холодного пота начинал пробивать ещё на фазе открытия двери - маневрировать, да и просто ехать прямо на такой технике доселе не приходилось.
Хотя, по мере погружения в кабину, эмоции уступали место прагматическим рассуждениям. Приборка - ну точно, как у тривиальной "газели", длинной кочергой, которой упирается в водителя коробка передач, в России никого не удивить, а общий антураж пассажирского отсека вообще ничем не отличается от традиционного коммерческого транспорта - просто, надежно и неприхотливо. Надо бы распугать оставшихся в голове тараканов и всё же повернуть ключ в замке зажигания.
Мерно раскачиваясь в подрессоренном водительском кресле, к поведению которого, кстати, ещё надо привыкнуть, выслушиваю наставления инструктора, приставленного к каждому тестовому образцу. "Урал-Next" всё же не легковушка. Более того, завод перестал отдавать их клиенту сразу по внесению нужного количества дензнаков в кассу - машины перегоняет команда профессионалов прямо до места их службы. Уж слишком много техники купцы побили, пока транспортировали своим ходом. Время пришло - ключ в замке. Повернув треклятый осколок железа, ожидаю эффекта разорвавшейся бомбы. А его нет.
Вернее двигатель из кабины слышно, но таким же музыкальным сопровождением могут похвастаться многие легковушки, особенно дизельные, рожденные в прошлом веке. Кабина, как ни странно, не раскачивается, длинная палка выбора передач от вибрации не размалывает колени. Всё тихо, спокойно, цивилизованно. Хочется сказать, что разницы в управлении с обыкновенным фургоном нет, но это будет неправдой. Кое-какие тонкости всё же имеются. Например, нужно дождаться, пока он подкачает давление в тормозах.
Но всё это, к сожалению, занимает всего несколько минут, поэтому, несмотря на все страхи, эту махину пора приводить в движение. Желательно без далекоидущих последствий для площадки и самой техники. Как самому удачливому новичку, в качестве тестового экземпляра мне достаётся техничка заводской гоночной команды "ГАЗ Рейд Спорт", то есть самый длинный и самый мощный "Урал". Завод предлагает силовые установки различной форсировки, от 240 до 312 сил. И весь этот подкапотный дьявольский шабаш приходит в движение сразу, как только нога опускается на педаль акселератора.
Как человек, знакомый с ГАЗ-66, она же "Шишига", ожидаю сложностей с выбором передачи, да и просто с включением оной, если быть до конца откровенным. Но синхронизатор мягко подтыкает первую, и мы трогаемся. Я умом, а он, то есть грузовик, всем своим туловищем. С первых минут сложно определить, сдвинулся "Урал", или планета под ним провернулась - от рывка адреналин начинает капать из глаз и ушей. Повороты проходят, естественно, в атмосфере гробовой тишины, изредка нарушаемой скрежетом зубов и скрипом сдавленного до белых костяшек руля.
Возможно, опытные мастера грузовой журналистики воспринимают подобный "экшн" проще, но моя задача была проста как никогда: не ударить в грязь лицом и не ударить "Уралом" другой "Урал". Наличие деревьев, камней и прочего обязательного антуража испытательного полигона осталось где-то вне сознания. Под дружескую похвалу и успокоительные речи, начинаю привыкать к автомобилю. Передачи переключаю всё плавнее, а я всё ещё не сношу корабельные сосны, не выкорчевываю вековые пни, не вминаю в землю покрытые мхом валуны. По мнению инструктора, совсем неплохо, особенно с учетом длины кузова более чем в 10 метров.
А на прямой и вовсе чувствую себя асом - разрешили переключиться на третью! На третью, Карл! Рассказы о хитрой махинации с селектором, резкому движению кочерги на себя, благодаря которому можно воспользоваться высокими передачами, тем самым "Топ Гиром", уже пропускаю мимо ушей. Этот урок будет интересен в следующий раз. А сейчас важно не застрять в метровой колее и преодолеть метровую же грязевую ванну. Метр - это в глубину, если что. С надрывом гляжу в глаза моего сенсея - мол, помоги, надо ж врубать все на свете помощники, чтобы выбраться из этой западни, ведь выкапывать такой большой грузовик бесполезно.
Под радостный вой толпы, наш инструктор позволяет понажимать кнопочки включения блокировок. Но тут же честно предупреждает: яма сия для "Урала" - семечки. Машине требуются блокировки для преодоления грязевых ванн выше капота. А тут всё не серьезно, на потеху толпы. И, действительно, потряхивая скарбом, разлетающимся по внутренностям гигантского кунга, грузовик спокойно проезжает дальше. Не чавкнул, не вякнул - просто проехал. Разве что колеса испачкал.
Ещё меньше усилий машина тратит на сыпучих грунтах - в карьере чудо миасского автозавода поднимает столбы пыли и задорно кружится по искусственным коридорам из дюн. Отвал золоторудного производства не вызывает никаких эмоций ни у машины, ни у водителя - полнейшая гармония. Как не вызовет проблем брод, скользкий косогор, снежный завал, и прочая отечественная специфика. Но даже не это главное достижение инженеров, создававших "Урал-Next", ведь проблем не было и у обычного "Урала" без приставки Next.
Новую машину удалось сделать простой и понятной в управлении, не требующей от водителя богатырской силы и многовекового опыта. Неделя обучения - и вперёд, на выполнение любой задачи. Даже нескольких часов достаточно, чтобы пересесть с легкового авто на "Урал". И не просто пересесть, а начать использовать сильные стороны уральского внедорожника. Он перестал быть испытанием на смелость и сноровку, оставшись уникальным инструментом для решения непростых задач в сложных регионах.
Нам же, на прощание и на долгую память, остается пожелать этой диковинке с Уральского хребта такой же долгой и запоминающейся судьбы, какая была у его предшественника. Такого же уважения и почтения среди простого народа, который годами будет крутить этот удобный руль с гидроусилителем, сидеть в теплой кабине и наслаждаться всем необходимым арсеналом благ цивилизации, которыми оборудован новый "Урал-Next". По старой традиции, два коротких, один длинный: ура-ура-Ураааааааааал!
Фото: Евгений Васин