- Разговоры о необходимости повышения тарифов системы "Платон" в правительстве поднимаются регулярно, однако нам удается донести до чиновников простые истины - без должной организации экономического эффекта поднятие тарифов не даст, - рассказал корреспонденту ФБА "Экономика сегодня" президент ассоциации "Грузавтотранс" Владимир Матягин.
- К примеру, мы доносим до чиновников общеизвестные цифры. В январе 2016 в системе "Платон" по всей России были задействованы 350 тысяч грузовиков, сбор составлял порядка 40 миллионов рублей в день, - рассказал В. Матягин. - В августе в системе были зарегистрированы уже свыше 700 тысяч машин, но ежедневный сбор вырос всего до 50 миллионов. При двукратном увеличении транспорта сборы повысились лишь на 25 процентов. Вывод - хромает организационная сторона системы".
2 ноября СМИ со ссылкой на неназванные источники в правительстве сообщили, что Аркадий Дворкович предлагает повысить сборы с грузовиков по системе "Платон" вдвое к середине 2017 года. Увеличение тарифа подается как поэтапное: в феврале до 2,6 рубля за километр против сегодняшнего льготного тарифа в 1,53 рубля. А к июню цена может выйти на изначально запланированную при запуске системы цифру - 3,06 рубля за километр. По данным журналистов, предложение уже направлено премьер-министру Дмитрию Медведеву "В прошлый раз тариф предлагали поднять еще с сентября текущего года. Однако мы донесли до чиновников мнение перевозчиков: система сбора отлажена недостаточно хорошо, потому обязательность оплаты не обеспечена.
Системой все еще не охвачены порядка 30 процентов грузоперевозчиков страны.
Соответственно, эти фирмы и шоферы создают нездоровую конкуренцию тем, кто добросовестно платит. Есть проблема и штрафов - Росавтодор заявляет, что спускает ГИБДД огромное число штрафов за нарушения перевозчиками условий работы по "Платону". Однако дорожная полиция собирает минимум из них - почти все списываются нарушителям. Видя это, перестают платить и те, кто еще недавно добросовестно вносил деньги - зачем, если деньги можно направить на другие нужды?", - подчеркивает специалист.
Неравные условия и теневые доходы
"Платон" - российская система взимания платы с грузовиков, расшифровывается как "плата за тонны". Распространяется на грузовики массой свыше 12 тонн при проезде по федеральным трассам. Деньги должны направляться на ремонт существующих и строительство новых трасс, а также на улучшение дорожной инфраструктуры.
"Перевозчики против повышения тарифов по простой причине - экономического эффекта, которого ждут чиновники, не будет.
Эта мера ударит лишь по добросовестным перевозчикам, "уклонисты" продолжат избегать оплаты. В правительстве признают:
существенная часть рынка грузоперевозок находится "в тени", но вместо того, чтобы помочь бизнесменам выйти на легальную работу, их в очередной раз "ударят дубинкой" - повышенными тарифами.
В рамки разумного подхода это не вписывается.
Есть еще один существенный нюанс. Перевозчики бывают разные. Если ретейлер просто включит повышенные тарифы "Платона" в стоимость товара, привезенного на полки его магазинов, то в конечном счете заплатит эти деньги конечный потребитель - рядовые россияне. Но предприниматели, занимающиеся, к примеру, перевозкой песка, щебня и других стройматериалов, не могут себе этого позволить - многие из них уже несколько лет работают с минимальными прибылями. А те же госорганы, предлагающие участие в тендерах, не учитывают в коммерческих условиях платы по"Платону", и эти торги становятся в таких условиях даже убыточными.
Сейчас даже законопослушные перевозчики признаются: если еще несколько месяцев назад они отправляли в оплату по 3-4 миллиона ежемесячно за свой автопарк, то сейчас снизили эти суммы в 10-20 раз.
Ибо не видят смысла отдавать крупные суммы в неравных условиях - штрафы все равно спишут. Тогда как "серые" перевозчики вообще ничего не вносят, распределяя прибыль на ремонт машин и расширение автопарка. Пока систему не отладят, не организуют должным образом и не сделают равной для всех, смысла повышать тарифы "Платона" просто нет - государство лишь загонит отрасль "в тень", - подытоживает Владимир Матягин.
Фото: avsavtotrans.ru