← Автомобильные грузоперевозки

Автоперевозки юга погрязли в серых схемах

Отрасль автомобильных грузоперевозок несколько последних лет не может развиваться из-за низкой, не более шести процентов, рентабельности. Сегодня её характеризуют старый автопарк, отсутствие модернизации, серые схемы работы и усиление налогового давления. Сценарии обновления пытаются искать сами перевозчики, однако без государства, которое лишь ужесточает правила, например, введением "Платона", а не наводит порядок.

Автоперевозки могут быть рентабельными
По данным ЮТУ, в 2016 году увеличился поток товаров: на ввоз на 29%, на вывоз - 31%. За последние два года произошло перераспределение перевозок с железнодорожного транспорта на автомобильный до 90% по причине уменьшения сообщения с Украиной. По информации замруководителя Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области Марины Самойловой, на юге России по итогам 2015 года оказано услуг в международных перевозках почти на 140 млн долларов.
"С 2014 года в ЮФО по их объёмам на первое место вышла Ростовская область. Только за один год грузоперевозчики заработали более 10 млрд рублей региональной стоимости. В 2015 году добавленная стоимость, созданная грузоперевозчиками, возросла на 7,5%, что выше среднеобластных показателей роста регионального продукта", - уточнила Марина Самойлова.
На встрече с представителями отрасли, властии бизнеса, проходившей в ТПП Ростовской области, она пояснила, что
в регионе работает 53 крупные компании, 500 малых и микропредприятий, более 7 тысяч ИП и еще две тысячи тех, для кого перевозки - побочная деятельность.
В них задействованы более трети всех работающих в транспортной отрасли, примерно 45 тысяч человек, 127 тысяч - самозанятые водители. Но проблем более чем достаточно. Тревожная ситуация с состоянием автопарка: доля исправного транспорта у малых и сред предприятий - 87,5% , у ИП - 84%, степень износа 41,8%.
"Стоит всерьёз задуматься об инвестициях - по итогам 2015 года они уменьшились на 4% в сравнении с 2014 годом, а по итогам 6 месяцев 2016 года уменьшение ещё большее - 40% от общего объёма, и снижаются дальше", - предупредила замруководителя статведомства.
Отрасль "гуляет" сама по себе
Если в предыдущие годы главной бедой водители грузовиков называли дороги, то сегодня основной бедой все называют влияние серого бизнеса.
"При отмене в 2005 году лицензирования перевозок в эту отрасль хлынули серые схемы, - сказал первый заместитель министра транспорта Ростовской области Василий Гойда. - Когда этим стали заниматься физические лица, не имеющие ни оборудования, ни штата, получилось, что крупные автоперевозчики сохранились только в больших организациях, занимающихся производством, строительством и носят вспомогательный характер.Отрасли грузоперевозки как самостоятельной больше не существует. И нет единого управляющего и регламентирующего органа даже на федеральном уровне, только у ведомств отдельные полномочия по контролю, а система отсутствует".
Он привёл такой пример. В прошлом году, когда шла реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта, Госавтодорнадзор усилил контроль перегруза. Машинам пришлось ездить или наполовину заполненными, а перевозчикам терпеть убытки или нарушать закон. В этом году перевозить щебень (в области идёт строительство нового стадиона и аэропорта к ЧМ-2018 - прим. автора) вообще оказалось некому - транспорта не хватает. Железнодорожники на короткие расстояния возить не хотят, а официально работающих самосвалов мало.
"Думаю, и в следующем году будет то же, - подытожил чиновник. - Нам нужен большой цивилизованный перевозчик, который будет этим заниматься официально и профессионально, потому что конкуренты автотранспортом делиться не хотят".
Начальник Южного управления Госавтодорнадзора Игорь Высоцкий назвал конкуренцию в перевозках однобокой. По его словам, сегодня из  2925 транспортных средств 1 778 нарушений от тех машин, которые нигде не значатся, а 2000  водителей ни в каких отношениях не состоят ни с юрлицами, ни с предпринимателями. По его мнению, от этого страдают законопослушные предприятия, работающие "по-белому".
"Люди, осуществляющие перевозки, никак не защищены, - пояснил представитель контролирующей организации. - Если юрлицо платит 10 тысяч штрафа, то частники одну тысячу. Это основной тормоз развития отрасли - ни один нормальный перевозчик, который несет затраты на содержание, структуру, не вынесет конкуренции с ними".
От "серых схем" страдают и "легалы", и нелегалы
Однако простым водителям, работающим на себя, не так уж и сладко живётся.
По мнению гендиректора ООО "РУТЭП "Севкавмежавтотранс" Дмитрия Ирхина, отсутствие госконтроля за перевозками и уплатой налогов приводит к засилию теневых схем, которые не дают честно зарабатывать всем. Больше всего "химичат" с НДС  экспедиторы и так называемые фирмы-пустышки.
Руководитель южного обособленного подразделения ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы" Иван Вовчук уточнил, как работает схема: например, заказ из Краснодара в Москву стоит 50 тысяч рублей, диспетчер выставляет следующему диспетчеру за 30, а последний уже за 14 тысяч. В итоге едет на старой машине водитель со стёртыми колесами, без отдыха и соблюдения правил.
"Посредники находят перевозчика-лоха и играют с ним в тотализатор - кто дешевле найдёт водителя. А водитель весь в кредитах, у него ипотека, семья, вот и берётся. К тому же его обирают по "Платону", а ещё от 500 рублей до полутора тысяч взятка за перегруз",
- добавил индивидуальный предприниматель Вячеслав Бирюков.
По поводу последней проблемы и.о. начальника управления ГИБДД МВД РФ по Ростовской области Игорь Ключкин предложил грузоперевозчикам, в том числе из других регионов, сообщать проявлениях коррупции по телефону доверия: 249- 04-77. И уверил: "Мы готовы таких людей выгонять". Однако основной проблемы это не решит.
Предложений много, а государство выбирать не спешит
Дмитрий Ирхин уверен:
если убрать чёрные схемы, это принесёт и государству, и участникам рынка больше дохода, чем "Платон".
Он поднимает этот вопрос уже 10 лет в Госдуме, в минфине, налоговой службе, но получает лишь отписки: "ваши предложения буду учтены".
"Пока существуют фирмы-однодневки, эта тенденция будет продолжаться. Мы предлагаем ввести систему допуска фирм на этот рынок - позволять работать только тем, которые располагают  имущественным комплексом или серьезной банковской гарантией. Если их уличат, они должны ответить перед государством", - подытожил Дмитрий Ирхин.
Многие перевозчики готовы вернуться к системе лицензирования как к отправной точке, из которой началось падение перевозчиков. Часть считает, что это уже пройденный этап, возврат к нему не поможет, да и далеко не все представители малого бизнеса смогут купить лицензию. Звучало также предложение пойти по сценарию Германии: создать единый госреестр автоперевозчиков. И узаконить правило работать заказчикам только с организациями, которые в него внесены. К слову, эти предложения лежат в ГД, но так и не приняты. Еще один путь - создание единого диспетчерского центра. Пора уже перейти от обсуждений к действиям.
Фото: stolbik.ru
ПРОВЭД