Рынок запчастей и компонентов специфичен: его состояние может не совпадать с картиной в других рыночных секторах. Поэтому сегодня в ситуации, весьма не определенной для большинства секторов экономики, интересно мнение специалистов, которые занимаются запчастями и компонентами. Каковы тенденции на рынке? Какими видятся прогнозы на будущее? На какие уловки идут недобросовестные поставщики "серых" запчастей? Специалисты отрасли отвечают на эти и другие вопросы.
В беседе, организованной журналом "Основные средства", приняли участие:
Вера Токсарова, руководитель отдела В2В маркетинга ООО "Шелл Нефть";
Джан Сеймен, руководитель департамента запчастей компании "Хидромек Рус", представителя турецкой компании Hidromek;
Артем Недорезов, руководитель направления Aftermarket компании Bosch Rexroth;
Александр Титов, руководитель отдела развития продаж и дилерской сети ООО "Камминз";
Владимир Куличев, руководитель подразделения Cummins Filtration в России и СНГ;
Михаил Ольшанский, коммерческий директор ООО "Технокор".
Какие изменения произошли на рынке запчастей за последнее время? Каковы тенденции на рынке? Ваши прогнозы на будущее?
Д. Сеймен, "Хидромек Рус": По нашему мнению, на рынке запчастей в сегменте дорожно-строительной техники существенных изменений не произошло. Резкое изменение курса рубля по отношению к иностранной валюте привело к существенному подорожанию техники и запчастей для российских покупателей. И это происходит на фоне общего снижения крупных объемов строительных работ в условиях жесткой конкуренции между подрядными строительными организациями, что не позволяет последним поднимать расценки на свои услуги. Конечно, в таких условиях нашим клиентам приходится находиться в режиме жесткой экономии, но
техника не будет работать вообще, если ее не ремонтировать, поэтому стабильно низкий спрос на запчасти все же присутствует.
А. Недорезов, Bosch Rex-roth: Рынку запчастей для гидросистем спецтехники свойственна сезонность. За прошедшие полгода возрос спрос на запчасти для сельскохозяйственной техники, потому что начался сезон сбора урожая.
На рынке в целом сформировалась тенденция растущего спроса именно на оригинальные запчасти,
и это не может не радовать. Владельцы техники все больше обращают внимание на поставщиков качественных запчастей и качественных услуг сервиса.
А. Титов, ООО "Камминз": В связи с тем, что начиная со второго квартала наблюдается относительная стабильность в экономике, и прежде всего в динамике изменения курса рубля, с небольшим положительным трендом, что не может не сказаться позитивно на продаже импортного товара, многие потребители улучшили положение своего бизнеса, это позволяет им нормализовать расходы на содержание и обслуживание техники.
М. Ольшанский, ООО "Технокор": Наша компания занимается продажами самоходных машин и тракторной спецтехники. В связи с сокращением финансовых возможностей предприятий, занимающихся закупкой и эксплуатацией техники, доля рынка запасных частей в последние полгода существенно возросла в сравнении с закупками самой техники. Экономя бюджет, организации стараются не закупать новую технику, а ремонтировать уже имеющиеся машины. И даже в процессе выполняемых ремонтных работ мы наблюдаем тенденцию к экономии средств:
если в прежние годы для ремонта закупались узлы и агрегаты машины целиком, то сегодня предпочтение отдается замене отдельных запчастей в этих узлах и агрегатах.
Ожидаем, что в ближайшие пару лет эта тенденция усилится.
Повлиял ли как-то курс правительства на импортозамещение на рынок запчастей? Возможно, появилось больше отечественных аналогов техники и соответственно возрос спрос на запчасти для нее? А может быть, в качестве импортозамещения где-то в России открылись или локализованы производства запчастей для импортной техники?
В. Токсарова, "Шелл Нефть": Уже 4 года "Шелл" производит смазочные материалы в России. Комплекс "Шелл" в Торжке, рассчитанный на производство 200 млн л смазочных материалов в год, является одним из крупнейших предприятий концерна "Шелл" по производству смазочных материалов в мире. Независимо от того, на каком предприятии производятся смазочные материалы "Шелл", они отвечают самым высоким требованиям к качеству продукции, стандартным спецификациям концерна, промышленным требованиям и ожиданиям клиентов.
Д. Сеймен, "Хидромек Рус": Честно говоря, мы еще не слышали об открывшихся на территории РФ производственных компаниях по производству запчастей с контролем качества производителем техники. А что касается курса правительства на импортозамещение, то могу сказать, что идея хорошая для российской экономики. Многие страны поддерживают в значительной степени именно отечественных производителей. Так что будем надеяться, что эта программа приведет к укреплению российской экономики и, как следствие, к общему улучшению покупательской способности наших клиентов.
В. Куличев, Cummins Filt-ration: Компания Сummins Filt-ration локализовала производство высокотехнологичной гибридной охлаждающей жидкости под брендом ES Compleat, которая находит широкое применение для машин и оборудования во всех отраслях (грузовые автомобили, сельскохозяйственная, дорожно-строительная и др. техника), там, где требуются бесперебойная работа и экономия средств.
М. Ольшанский, ООО "Технокор": Вследствие курса на импортозамещение, проводимого нашим правительством, доля отечественных машин в парках эксплуатирующих организаций во всех отраслях возросла (речь идет и о магистральной, и о коммунальной, и о строительной технике). Соответственно постепенно растет и спрос на запчасти для отечественной спецтехники. Перебоев с запчастями для машин российского или белорусского производства рынок не ощущает.
Предлагает ли Ваша компания покупателям какие-либо альтернативы оригинальным запчастям, например, детали, восстановленные в заводских условиях или запчасти-аналоги?
Д. Сеймен, "Хидромек Рус": Само понятие "оригинальная запчасть" предполагает высокий уровень качества, гарантированный самим производителем. Наша компания понимает свою ответственность перед конечными пользователями техники и поэтому предлагает к продаже только запчасти, соответствующие этому уровню качества, поскольку некачественная запчасть может привести к неисправности, устранение которой будет стоить в десятки раз больше, чем полученная экономия при покупке и плюс неизбежный простой техники. Продажа запчастей/ аналогов - это не наш путь. Другой вопрос, что производитель постоянно работает над снижением стоимости запчастей: путем улучшения логистических схем доставки запчастей на территорию РФ, снижением номенклатуры запчастей, закупаемых на стороне (для этого строятся новые производственные мощности), снижением издержек на производство и т. д.
А. Недорезов, Bosch Rexroth: Собственный сервис-центр Rexroth в г. Химки, на данный момент единственный сертифицированный в России, предоставляет полный спектр сервисных услуг, в том числе капитальное восстановление гидроагрегатов с последующей гарантией от производителя 12 месяцев. С некоторыми из наших клиентов мы развиваем программу восстановления узлов и агрегатов, опять же силами нашего сервис-центра. Заказчик, например, раз в квартал приво-зит несколько агрегатов, забирает такие же, но уже восстановленные, тем самым он минимизирует время простоя техники и снижает эксплуатационные затраты.
В. Куличев, Cummins Filt-ration: Продукция Fleetguard представлена в широком ассортименте и применима не только на двигателях Cummins. Большая часть ассортимента находит широкое применение на двигателях Caterpillar, MAN, Volvo и др.
Какие примеры новых технологий идентификации оригинальных запчастей для защиты от подделок Вы можете привести?
В. Токсарова, "Шелл Нефть": Для подтверждения высокого качества своей продукции весной 2016 г. концерн "Шелл" начал поэтапно вводить инновационную систему маркировки, включающую уникальную голограмму с многоуровневой защитой. Каждый стикер состоит из двух слоев и обеспечивает многоуровневую высокотехнологичную защиту. Внешний слой стикера содержит 4-значный код, изменяющий свой цвет при попадании воды; специальный цветовой элемент, а также голограмму. Внутренний слой стикера содержит QR-код, который можно сканировать смартфоном, и 16-значный код, который можно проверить на сайте ac.shell.com. Таким образом, потребитель может убедиться в том, что он приобрел оригинальную продукцию "Шелл".
Д. Сеймен, "Хидромек Рус": Примеров существует много, к ним можно отнести и нанесение QR-кода на упаковку, и голографические наклейки - только насколько это все эффективно? Как известно, подделывают всё: от подписи родителей в дневнике до произведений искусства, было бы желание. Думаю, самый надежный способ защититься от подделки - это приобретать запчасти у авторизованного/ официального дилера производителя. Только в таком случае техника будет служить долго и приносить прибыль от эксплуатации.
А. Недорезов, Bosch Rex-roth: Какие бы технологии ни внедрялись нами как производителем гидрооборудования, подделки, к сожалению, все равно присутствуют на рынке в большом количестве. Единственно верный способ защитить себя от подделок - покупать запчасти для продукции Rexroth только у сертифицированных партнеров "Бош Рексрот".
В. Куличев, Cummins Filtration: Продукция Fleetguard (производство Cummins Filtration), разработанная, например, для двигателей Cummins серии ISF, которые устанавливаются на автомобилях ГАЗ, маркируется объемной голограммой Fleetguard. Знание того, как проверить подлинность голограммы, позволяет отличить примитивные подделки этих фильтров.
Удовлетворяют ли Вас законодательные нормы по защите оригинальных запчастей от подделок, существующие в России, или законодательство следует усовершенствовать?
Д. Сеймен, "Хидромек Рус": Мое мнение таково: если все будут соблюдать существующие нормы, то этого будет вполне достаточно, а улучшать можно до бесконечности или абсурда.
А. Титов, ООО "Камминз":
Проблема ввоза в нашу страну поддельной продукции и внимание к данной проблеме имеет пока непродолжительную историю, и поэтому наше законодательство не готово к данному явлению в полной мере.
Меру эту и необходимые к ее достижению действия, безусловно, должны оценить эксперты в данной области.
В. Куличев, Cummins Filtration: Думаю, что важнее отладить применение существующего законодательства.
М. Ольшанский, ООО "Технокор": В рамках федерального законодательства, регулирующего сегодня госзакупки, победителем конкурсных и аукционных процедур в настоящее время признается зачастую поставщик, предлагающий более дешевые аналоги оригинальных запчастей. Основным критерием оценки предложений потенциальных поставщиков в любой закупке является, увы, цена - то есть оригинальные, фирменные запчасти при проведении госзакупок заведомо остаются в проигрыше по сравнению с продукцией предприятий, изготавливающих дешевые, "пиратские" копии оригинальных запчастей, чаще всего в ущерб их качеству.
О каких уловках недобросовестных поставщиков "серых" запчастей Вы могли бы предупредить наших чита-телей?
Д. Сеймен, "Хидромек Рус": О-о-о! Здесь человеческая фантазия безгранична! Все знают и про переупаковку, и про рассказы ": мы просто не такие жадные, как дилеры!", и многое другое. Мне кажется, что при покупке запасной части покупатель в первую очередь должен руководствоваться здравым смыслом: если какая-то запчасть стоит у дилера 100 руб., то как она может стоить на стороне 70 руб. или ниже? Покупая такую "дешевую" запчасть, надо быть готовым к тому, что в реальности вам продали в лучшем случае "серую" запчасть, на которую не распространяется заводская гарантия, а в худшем - подделку - и заработали на этой продаже очень хорошие деньги (заметьте, намного больше, чем заработал бы дилер, продав оригинальную запчасть). Пока наши покупатели будут поощрять таких "серых" продавцов, этот бизнес будет существовать и наносить вред конечным пользователям техники по причинам, оговоренным мною ранее.
А. Недорезов, Bosch Rexroth:
Если речь идет о поставщиках запчастей, нужно проверять подлинность статуса дилера/партнера производителя этих запчастей.
Крупные производители гидрооборудования дорожат своей репутацией, поэтому статус партнера получают только действительно честные компании - поставщики запчастей.
Если речь идет об услугах сервиса гидравлических узлов, здесь тяжелее проверить подлинность деталей, которые во время ремонта были установлены внутри агрегата. Но опять же, сертифицированные партнеры, которые дорожат своей репутацией, хотят предоставлять услуги исключительно высокого качества, поэтому они уверены в оригинальности запчастей, готовы предоставлять клиенту отчет о стендовых испытаниях, а также гарантию на отремонтированные агрегаты.
А. Титов, ООО "Камминз": В качестве предупреждения я бы рекомендовал не рассматривать как поставщиков той или иной продукции компании, которые не имеют на то авторизации производителя, так как подобные поставки могут нести массу рисков для потребителя, связанные и с качеством, и с оригинальностью происхождения поставляемой продукции, обеспечением гарантией производителя, с элементарным мошенничеством.
В. Куличев, Cummins Filt-ration: Потребителю следует обращать внимание на поставщика продукции. Официальные дистрибьюторы дорожат репутацией, а их список можно найти на официальном сайте cumminsfiltration.com. Сегодня производители подделок известных брендов научились достаточно хорошо воспроизводить их внешний вид, но не характеристики и качество. Лучшая защита от контрафакта и неприятных сюрпризов при эксплуатации техники - приобретение продукции у надежного поставщика.
Фото: cumminsengines.com