В центральных СМИ и в сети Интернет активно обсуждается новость о создании и внедрении "черного ящика" - единого телематического терминала, объединяющего функции сразу трёх устройств - ГЛОНАСС/GPS трекера, тахографа и системы "Платон" в едином корпусе. Разработку планируется организовать на базе модуля Государственной системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА- ГЛОНАСС"
Вот что об этом пишут в "Известиях": "В Минпромторге РФ считают возможным совмещение в едином бортовом устройстве различных терминалов, которыми сейчас комплектуется автотранспорт. Устройство, сочетающее в себе функционал тахографа, системы взимания платы и терминала ЭРА-ГЛОНАСС, может устанавливаться в грузовые автомобили. Это будет полноценный "черный ящик", содержащий в себе подробнейшую информацию о маршруте передвижения транспортного средства и стиле езды водителя:"
Вторая новость, активно обсуждаемая в профессиональных сообществах и среди владельцев транспортного бизнеса посвящена "Единой государственной среде передачи навигационной информации, получаемой от тахографов и иных технических устройств с измерительными функциями" (ЕГСНИ). Идея её создания и воплощения была озвучена заместителем министра транспорта РФ Алексей Цыденовым на совещании у вице-премьера Дмитрия Рогозина и сразу поддержана им. Свои идеи по организации ЕГСНИ было поручено представить Минпромторгу, Минтрансу, Минэкономразвития, Минкомсвязи и госкомпании АО "ГЛОНАСС".
Предполагается, что ЕГСНИ может быть использована, в том числе и в целях фиксации нарушений правил дорожного движения, и дальнейшего привлечения нарушителей к административной ответственности. При этом функционировать система будет так же, на базе федерального проекта "ЭРА-ГЛОНАСС", терминалами которой должны быть уже к 2020 году оснащены все без исключения новые модели автомобилей, выпускаемых на территории Таможенного союза.
Это значит, что в самое ближайшее время, в каждом новом автомобиле, уже на этапе сборки и за счёт будущего владельца, планируют устанавливать не только единую телеметрическую ГЛОНАСС/GPS систему "ЭРА-ГЛОНАСС", изначально предназначенную для передачи экстренных сообщений в службу 112 и возможности спасения жизни владельца при серьёзном ДТП, но и систему ГЛОНАСС/GPS слежения с функциями контроля и сбора доказательств его виновности, для возможного административного наказания или сбора других платежей. Для каких же целей планируется объединение различных устройств в едином корпусе и его подключение к единой системе спутникового мониторинга, и контроля ЕГСНИ? Кому это может быть выгодно?
О возможных перспективах внедрения "черных ящиков" и последствий подобного внедрения для всех автовладельцев, рассказывает эксперт рынка ГЛОНАСС/GPS мониторинга и управления транспортом компании "АЙТОБ" - Коломенский Александр: - Идея объединить несколько терминалов в единый корпус не нова. Это решение достаточно логично, так как сейчас в некоторых грузовиках уже установлены три обязательных прибора - ГЛОНАСС/GPS трекер, тахограф, бортовое устройство "Платон" и очень скоро добавится еще "ЭРА-ГЛОНАСС".
Попытки совместить, например, тахограф и ГЛОНАСС/GPS трекер уже несколько лет предпринимаются различными производителями, но пока ни одной модели одинаково хорошо справляющейся с поставленными задачами, а именно, контролем режим работы труда и отдыха водителя и одновременно передавать телеметрические данные на сервер пока не появилось.
С технической точки зрения сделать терминал, объединяющий в себе три и более функций в одном корпусе возможно, но это требует серьёзного финансирования, тщательного тестирования в различных условиях и постоянных доработок, обязательной сертификации и поверки. На всё это уходит много средств и времени. Значит это должно быть кому-то выгодно, верно?
Давайте рассмотрим вариант, что закон по ЕГСНИ приняли, что у нас не вызывает сомнений, и к единой системе слежения в обязательном порядке должны быть подключены все автовладельцы. Значит необходимо создать единый телематический терминал, работающий по единому протоколу и отправляющий данные на единый сервер. Проще говоря создать единый государственный центр слежения за всеми автомобилями.
База для такого телематического блока уже создана и активно внедряется целым рядом производителей - АВТОВАЗ, FORD, SKODA уже устанавливают его в новые модели. Терминал в течении последних пяти лет разрабатывался различными производителями для системы экстренного реагирования "ЭРА-ГЛОНАСС" и по действующему закону данной должен быть установлен во все новые модели автомобилей, получающие одобрение типа на территории Таможенного союза. К 2020 году им должны быть оснащены все новые автомобили, а в дальнейшем планируется оснащение всех автомобилей без исключения!
На данный проект уже потрачены миллиарды рублей из бюджетных денег и надо их как-то возвращать! Но "ЭРА-ГЛОНАСС" и спасение жизней, это бесплатная для пользователя услуга и мы оплачиваем только конечную стоимость самого терминала, включенную в стоимость нового автомобиля производителем. Для государства же, это далеко не бесплатная услуга, как и содержание всей спутниковой группировки ГЛОНАСС, видимо поэтому было принято решение коммерциализировать ЭРА-ГЛОНАСС "принудительно", чтобы вернуть вложенные в систему средства.
Начали возврат инвестиций с коммерческого транспорта. Давайте разберемся, какие терминалы уже сейчас обязательны к установке на грузовики и автобусы, а какие, пока еще можно ставить факультативно и поймем выгодна ли установка единого терминала владельцам транспорта.
ГЛОНАСС/GPS терминалы (трекеры)
ГЛОНАСС/GPS терминалы (трекеры) обязательны к установке на автобусы, осуществляющие коммерческие перевозки и грузовики, перевозящие опасные грузы, согласно Приказа Минтранса РФ от 31 июля 2012 года №285. - автобусы категории М (коммерческие перевозки пассажиров);
- грузовики категории N (перевозка опасных грузов).
Подключение ГЛОНАСС трекеров осуществляется к системе спутникового мониторинга транспорта (ссылка) с единым центром контроля и надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (АЦКН).
Цель - повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов.
Задачи - обеспечить безопасность перевозок пассажиров и опасных грузов.
Тахографы
Обязательны к установке на грузовые автомобили перевозящие опасные грузы, автобусы, занимающиеся коммерческими перевозками и грузовики с полной массой свыше 15 тонн осуществляющие междугородние перевозки.
Согласно приказам Минтранса России №273 от 21.08.2013 года, №470 от 17.12.2013 и № 348 от 2 декабря 2015 г. должны быть установлены на транспортных средствах, предназначенных для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, в том числе опасных (исключения перечислены в дополнении к закону).
- грузовики категорий N2 и N3 (перевозка опасных грузов);
- автобусы категорий M2 и M3 (коммерческие перевозки пассажиров);
- грузовики категории N3 с полной массой свыше 15 тонн, предназначенные (междугородные перевозки);
- грузовики категории N3 (перевозка неопасных грузов);
- грузовики категории N2 (перевозка неопасных грузов).
Цель - контроль режима труда и отдыха водителей. По закону тахографы не должны передавать данные в какой-либо диспетчерский центр. Контроль соблюдения закона осуществляется сотрудниками ГИБДД.
Задача - контроль режима труда и отдыха водителей для обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов, в том числе опасных.
Не являются по факту телематическими устройствами и по закону не должны передавать информацию на сервер системы мониторинга и слежения.
"Платон" - система взимания платы
Бортовые устройства системы "Платон" БУ 1201 (по факту, это недорогие ГЛОНАСС/GPS трекеры) не являются обязательными к установке, так как, по закону, уплата за наносимый автодорогам вред, может осуществляться несколькими способами. Один из них - это как раз использование ГЛОНАСС/GPS трекера "Платон".
Согласно Федеральному Закону № 257-ФЗ от 8 ноября 2007 г., с дополнениями, должна взиматься с грузового транспорта имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн и использующего для движения федеральные автодороги.
Информация от ГЛОНАСС терминала системы "Платон" передается в диспетчерскую систему Оператора системы "Платон" "РТ-Инвест транспортные системы".
Цель - обеспечение взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого грузовиками общей массой более 12 тонн автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Задача - собрать плату с грузовых автомобилей, за использование автодорог общего пользования, находящихся в федеральном подчинении.
За свои услуги оператор системы получает единое вознаграждение из федерального бюджета от 10,6 млрд руб. в год, с момента запуска до завершения действия концессионного соглашения (12 лет). По прогнозу компании, доход госбюджета от введения системы составит до 40 млрд руб. в год. С 15 ноября 2015 г. по май 2016 года система "Платон" принесла в федеральный дорожный фонд более 8 млрд руб., в ней было зарегистрировано 248 000 грузоперевозчиков и логистических компаний и 719 000 транспортных средств. По расчётам чиновников, "Платон" в 2016 году соберёт в бюджет 20 млрд руб.
"ЭРА-ГЛОНАСС" - Государственная система экстренного реагирования при авариях
Терминалами "ЭРА-ГЛОНАСС" должны быть оснащены все автомобили, получающие одобрение типа на территории Таможенного союза (по факту, все новые модели автомобилей). Согласно Федеральному закону № 395-ФЗ от 28 декабря 2013 года и N 235-ФЗ от 13 июля 2015 г. все авто должны быть оснащены системой ЭРА-ГЛОНАСС в обязательном порядке к 2020 году. С 2017 года новые модели ВАЗ, FORD, SKODA уже оснащаются подобными системами на конвейере.
Данные от терминала ЭРА-ГЛОНАСС в случае серьёзного ДТП передаются в диспетчерский пункт системы-112. Диспетчер, связавшись с водителем и получив подтверждение об аварии, организует выезд на место происшествия служб экстренного реагирования (МЧС, ГИБДД, Скорая помощь).
Цель - повышения безопасности на транспорте.
Задача - сократить время до начала оказания помощи при авариях до 30%, что позволит ежегодно спасать более 4 тысяч человек.
Всего на создание ЭРА-ГЛОНАСС в 2011-2013 годах государство выделило 3,9 млрд рублей и финансирование не прекращается.
Как видим, цели и задачи внедрения перечисленных выше систем разные. Они охватывают целый комплекс задач - от обеспечения безопасности перевозок и контроля за режимом труда водителя, до взимания платы за проезд и вызова экстренных служб к месту серьёзного ДТП. У них безусловно много общего, но всё же они разные.
Все системы, кроме Платона, объединяет тема безопасности автомобилистов и перевозки грузов. Все системы, кроме ЭРА-ГЛОНАСС, объединяет слово коммерческий. Все системы, кроме тахографов, объединяет слово ГЛОНАСС. Вывод тут напрашивается следующий:
Занимаешься транспортным бизнесом - установи ГЛОНАСС и заплати за обеспечение "безопасности" твоих перевозок.
Как видим, не все системы обязательны к установке на весь коммерческий транспорт! Например, тахограф и "Платон" не требуются в грузовиках и автобусах, работающих в черте города, а легкому коммерческому транспорту, перевозящему грузы и осуществляющими доставку в городе, пока вообще ничего не требуется к установке. Тогда зачем их владельцам ставить единый ГЛОНАСС комплекс-комбайн и платить за него дополнительные деньги? Очевидно, что им это не нужно!
Надо отметить, что сегодня обязательные к установке приборы установлены далеко не в каждом транспортном средстве, так как владельцы не считают нужным это делать и выжидают пока не будет соответствующий контроль за исполнением закона. Но, есть и еще одна проблема, разные терминалы сейчас передают разные данные и в разные системы спутникового ГЛОНАСС GPS мониторинга, а с карты-водителя применяемой в тахографе, необходимо не реже раза в месяц выгружать данные вручную, что очень неудобно владельцам транспортного бизнеса. Значит единый телематический центр по приёму всех необходимых государству данных был бы удобен владельцам транспортного бизнеса, но не выгоден, так как это лишняя финансовая нагрузка, которую они вынуждены включать в цену. Кому же тогда это выгодно? Представим, что в терминал "ЭРА-ГЛОНАСС" добавили функционал тахографа, системы "Платон", и включили на нём функцию ГЛОНАСС/GPS трекера, которая в нём изначально была заложена по тех. заданию. Подключили этот ГЛОНАСС-комбайн к единой государственной системе спутникового мониторинга и контроля ЕГСНИ. Хорошая идея! Но, чиновники планируют наделить терминалы еще и дополнительными функциями - слежения за нарушением ПДД, возможностью блокировки двигателя и возможно еще какими-то мерами принуждения и взыскания. Система безопасности и спасения жизни обязательная к установке на все автомобили, становится системой слежения и контроля ВСЕХ АВТОВЛАДЕЛЬЦЕВ, а не только владельцев коммерческого транспорта.
В данный момент рассматривается возможность использования системы безопасности для удалённой блокировки зажигания на автомобилях злостных нарушителей, а также сбор телеметрической информации о всех нарушениях ПДД и передача их в соответствующие структуры. Таким образом водители будут самостоятельно собирать свой "портрет нарушителя" для различных служб, в этом заинтересованных. Они в свою очередь будут рассылать штрафы, высылать судебные иски от приставов или сразу наряды полиции, постоянно зная, где вы находитесь, на чем и куда передвигаетесь, и всё это, не выходя из кабинета. Согласитесь, ведь так удобно было бы различным государственным органам следить за всем, что делает водитель и штрафовать владельца автомобиля или руководителя транспортного предприятия одним письмом "счастья" за все нарушения сразу.
Сейчас рассматривается вопрос о передаче, полученной от терминалов "ЭРА-ГЛОНАСС" информации заинтересованным коммерческим структурам, включая страховые компании. Технически возможно использование единой федеральной системы спутникового мониторинга и для взимания оплаты за проезд по определённым категориям дорог, уплаты дифференцированного налога и других способов взимания дополнительных сборов со всех автовладельцев. Это позволит государству вести единую базу по всем нарушениям и неоплаченным штрафам и при необходимости конфисковать транспорт в счёт их уплаты.
В принципе, ничего нового чиновники не предложили, при создании "ЭРА-ГЛОНАСС" разработчиками изначально закладывались возможности подключения дополнительных сервисов, но по желанию владельцев автомобилей!!!
Процитирую сайт разработчика: "Владельцы могут использовать систему для оказания целого комплекса дополнительных услуг, связанных с навигацией, информационным обменом, удаленной диагностикой транспортных средств и т.д."
Видимо, свои желания владельцы новых автомобилей не озвучили, но их уже озвучили в Минтрансе, в ГИБДД, в налоговой и в других надзирающих органах. Результаты мы скоро увидим!
Теперь становится понятно, для чего создаётся данный комплекс и кому выгодно внедрение подобной системы.
Безусловно это удобно для государственных структур! Возможно от этого будет определённая польза законопослушным гражданам, например, в виде небольших бонусов от страховых компаний и шанса, что скорая вызванная через систему "ЭРА-ГЛОНАСС приедет вовремя. Возможно, это поможет переломить критическую ситуацию, возникшую сегодня с лихачами и другими хамами на дорогах, но..
Выдержат ли, в сложившихся условиях экономического спада, транспортные компании и простые владельцы автотранспорта новую финансовую нагрузку, возникающую при обязательном внедрении и обслуживании такой системы?
Можно, конечно написать - не нарушай и не будешь платить! Но, зная, как работают системы позиционирования и сервисы на них построенные, не понаслышке, задам встречный вопросы.
Все ли штрафы будут приходить корректно?
Можно ли будет отказаться от предложенной добровольно-обязательной услуги ЭРА-ГЛОНАСС или она будет принята на законодательном уровне как "Платон"?
Пока ответов на эти вопросы получить не у кого, и они повиснут в воздухе! Мы будем держать вас в курсе происходящего.
Узнайте больше о возможностях систем спутникового мониторинга, планирования маршрутов и управления автопарком от фирмы "АЙТОБ" или закажите бесплатную демонстрацию программы. тел.: +7 (495) 545-5458