Насколько значительно изменилась расстановка сил среди игроков на рынке лизинговых услуг, повлияют ли на работу компаний новые меры государственного регулирования отрасли и сохранит ли лидирующее положение сегмент автолизинга? Эти вопросы "Континент Сибирь" обсудил с экспертами и участниками рынка.
Совокупный объем рынка лизинга в России сейчас оценивается более чем в 3 трлн руб. В сентябре агентство "Эксперт РА" выпустило обзор лизингового рынка России по итогам первого полугодия 2016 года. Согласно его данным, объем нового бизнеса в первом полугодии 2016 года вырос на 13% и составил 275 млрд руб. вследствие увеличения розничного сегмента на 39%. В свою очередь во втором полугодии 2016 года рынок продолжил расти относительно низкой базы 2015 года за счет оживления розничных сделок. В итоге, по базовому прогнозу RAEX, новый бизнес за 2016 год вырастет на 5%, говорится в исследовании. При этом если ориентироваться на данные агентства, то в распределении нового бизнеса по регионам РФ Сибирский федеральный округ занимает 9-е место - это 7,5% от общего объема.
Рассуждая об итогах лизингового бизнеса в Сибири за три квартала 2016 года, опрошенные "КС" участники рынка в основном оказались настроены позитивно. По словам руководителя региональных филиалов ООО "Райффайзен-Лизинг" Андрея Донченко, в основных сегментах наблюдается рост объемов. "Растет инвестиционная активность на рынке, и компании готовы привлекать достаточно долгосрочные вложения, в том числе и в виде лизинга. Во многом этому способствуют стабилизация экономики в целом, уменьшение волатильности валютных курсов и снижение процентных ставок", - комментирует он. "Идет постепенное восстановление по сравнению с результатами 2015 года, - солидарен с коллегой директор новосибирского филиала "Балтийского лизинга" Михаил Талапов. - И если о повторении показателей 2014 года пока говорить рано, то прирост по сравнению с прошлым годом уже заметен. Относительная стабилизация в банковском сегменте в этом году начинает придавать уверенности нашим клиентам. Полагаю, что традиционное увеличение бизнес-активности в IV квартале года позволит предпринимателям во всех ключевых секторах экономики вновь поверить в свои силы, оценить реальные потребности своих предприятий в технике для роста и развития. Это окажет положительное влияние и на бизнес лизинговых компаний". Руководитель Сибирского Дивизиона ГК "Интерлизинг" Михаил Цыкунов связывает тенденцию к повышению объемов с удорожанием предметов лизинга. "Рост абсолютных показателей нового бизнеса происходит из-за возросшей стоимости имущества и из-за эффекта низкой базы аналогичных периодов предыдущего года", - говорит он.
По наблюдениям заместителя генерального директора по Западно-Сибирскому региону ООО "Сименс Финанс" Елены Дергач, рынок становится все более закрытым. "Со стороны наблюдаем слияния и поглощения. Рынок лизинга точно продолжает сокращаться, но итоговые результаты мы сможем оценить лишь по окончании 2016 календарного года", - уверена собеседница "КС".
В ожидании перемен
Как и в прошлом году, собеседники "КС" отмечают значительное влияние на развитие рынка мер государственной поддержки. И
главная новость этого сезона - появление проекта реформы лизинговой отрасли на государственном уровне.
Так что этой осенью рынок живет ожиданием законодательных изменений. В октябре национальный совет по обеспечению финансовой стабильности России одобрил концепцию реформы: было решено ввести регулирование отрасли в связи с ее быстрым ростом. Закон пока не принят, однако, вероятнее всего, лизинговые компании обяжут войти в реестр организаций, принять стандарты отчетности и обязательное саморегулирование. Невыполнение требований в первую очередь может сказаться на возможности получения льгот и субсидий. По мнению участников рынка, наиболее вероятно регулятором отрасли станет Центробанк. Предполагается, что переходный период составит около двух лет. Также весьма возможно, что в ходе реформы небольшие компании будут вынуждены покинуть рынок.
Вопрос о госрегулировании отрасли, по мнению генерального директора автолизинговой компании "Европлан" Александра Михайлова, очевидно, вызван проблемами с крупными лизингополучателями и лизингодателями в особо важных для государства отраслях, например, в авиационной. Но, по его мнению, регулирование затронет все лизинговые компании, независимо от их специализации. "Поэтому здесь особенно важно не навредить и не ограничить эффективную работу частного капитала - в частности, в сегменте лизингового финансирования транспорта для малого и среднего бизнеса", - считает Александр Михайлов.
В свою очередь Михаил Цыкунов считает, что рассматриваемые изменения могут быть самыми существенными, которые происходили с рынком с момента утверждения федерального закона о лизинге в 1998 году. "С одной стороны, ЦБ РФ ужесточит ряд требований к лизинговым компаниям, что приведет к естественному уходу наименее стабильных компаний с рынка, с другой стороны, это повысит открытость компаний и, как следствие, приведет к большему доверию со стороны инвесторов лизинговой отрасли", - предполагает Михаил Цыкунов.
При этом участники рынка в основном считают, что введение регулирования окажет скорее положительное влияние на отрасль. В частности, Андрей Донченко полагает, что оно будет способствовать росту инвестиционной привлекательности отрасли и росту спроса на лизинг. Однако Михаил Талапов добавляет, что конкретный формат госрегулирования еще не определен, и возможные механизмы только разрабатываются.
В числе других важных государственных инициатив для лизингового рынка называют программу "Лизинговые проекты" Фонда развития промышленности. Михаил Талапов, руководитель "Балтийского лизинга", ставшего одним изучастников рассматриваемой программы, считает, что этот проект создает предпосылки для увеличения реального спроса на новое отечественное промышленное оборудование и не имеющее российских аналогов иностранное.
Расстановка сил
По мнению Андрея Донченко, состав участников лизингового рынка в Сибири остается практически неизменным. "Здесь довольно успешно уживаются и крупные федеральные игроки, и региональные лизинговые компании. Последние в целом, имея более скромные возможности в получении более дешевого и длинного финансирования, обладают большей гибкостью и индивидуальностью при выстраивании отношений с клиентами", - комментирует он. "На рынке присутствует несколько крупных лизинговых компаний с государственным участием, занимающих значительную долю рынка. Однако частные лизинговые компании успешно составляют им конкуренцию", - добавляет Михаил Талапов. Примечательно, что
рынок движется в сторону укрупнения игроков.
"За 2015-2016 годы рынок лизинга сузился. Ушли небольшие компании при небольших частных банках и с нестабильными источниками фондирования", - констатирует Михаил Цыкунов.
Участники рынка указывают на то, что в Новосибирске закрылся ряд представительств лизинговых компаний. Так, сократили свое присутствие в регионе компании "УралСибЛизинг" (по сведениям "КС", активы приобрел "Интерлизинг"), CARCADE и "Газпромбанк-Лизинг". Не удалось связаться с руководством и выяснить судьбу организаций "Элемент-Лизинг" и "ВЕКТОР-Лизинг". Другие крупные федеральные игроки, такие как "Сбербанк-Лизинг", продолжают работать в регионе. Также в бизнес-кругах происходит обсуждение того, что "Европлан" может в скором времени купить розничный бизнес "ВЭБ-лизинга", что может сделать компанию лидером рынка в этом сегменте.
Сама автолизинговая компания "Европлан" сообщает о положительной динамике объемов нового бизнеса. По словам генерального директора Александра Михайлова, стоимость купленных для клиентов предметов лизинга за 9 месяцев 2016 года составила 25,8 млрд руб., что на 46% больше, чем за 9 месяцев 2015 года.
"Райффайзен-Лизинг", как ранее уже сообщал "КС", занял первое место в рейтинге "Эксперт РА" по объемам финансирования телекоммуникационного оборудования, оргтехники и компьютеров по итогам 2015 года. Руководитель региональных филиалов Андрей Донченко отмечает, что бизнес компании продолжает расти. "В этом году нас особенно радует рост объемов бизнеса в таких сложных и инвестиционно емких сегментах, как, например, сегмент лизинга производственного оборудования", - говорит он.
Для "Сименс Финанс" 2016 год также оказался успешным. "Мы закрыли 2016 финансовый год 30 сентября, и этот год был точно лучше предыдущих. Было реализовано много сделок по финансированию различного производственного оборудования", - отмечает заместитель гендиректора по Западно-Сибирскому региону Елена Дергач. Кстати, как ранее писал "КС", по итогам 2015 года "Сименс Финанс" заняла 6-е место в рейтинге RAEX.
"Балтийский лизинг" также констатирует рост. "Заключено уже 7422 сделки финансового и операционного лизинга. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество новых договоров лизинга увеличилось на 27%. Значительно увеличилась доля клиентов сегмента малого предпринимательства - она превысила 80% от объема нового бизнеса компании. Мы продолжаем активное сотрудничество с сегментом МСП, улучшая условия заключения лизинговых сделок и разрабатывая специальные программы совместно с ведущими российскими и мировыми поставщиками", - рассказывает Михаил Талапов. По оценкам агентства "Эксперт РА", компания возглавила рэнкинг лизинговых компаний России по объему нового бизнеса за первое полугодие 2016 года в сегменте сельскохозяйственной техники.
По информации Миаила Цыкунова, деятельность ГК "Интерлизинг" развивается в направлении лизинга оборудования, грузового и легкового автотранспорта, строительной техники. "В Сибирском федеральном округе за III квартал мы профинансировали сделок на 133 млн руб., что больше, чем во II квартале, на 25%", - рассказывает он.
Судьба автолизинга
Положительное влияние на развитие автолизинга оказало возобновление программы субсидирования при поддержке Минпромторга РФ. Фото Андрея Баулина
По данным "Эксперт РА", в сравнении с первым полугодием 2015 года в первые шесть месяцев 2016 года доля лизинга автотранспорта в России увеличилась на 6% (до 40%).
В стоимостном выражении произошел рост на 31% (годом ранее сокращение составило 21%), по количеству новых договоров - на 26%. При этом доля грузовых автомобилей составляет практически половину от названной цифры (19,8%)".
В 2016 году, по мнению лизинговых компаний, сектор автолизинга оказался драйвером рынка. Положительное влияние на его развитие в первую очередь оказало возобновление в 2016 году программы субсидирования лизинга при поддержке Минпромторга РФ. И, соответственно, ожидаемое закрытие льготной программы по финансированию отечественного транспорта в следующем году участники рынка называют среди основных негативных изменений в этом секторе.
Недавно министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сообщил, что в федеральный бюджет 2017 года меры поддержки спроса на авторынке закладываться не будут. Но есть вероятность, что они будут включены в антикризисный фонд. Окончательное решение по этому поводу будет принято к декабрю. Но уже можно предвидеть, что в случае если поддержка автолизинга со стороны государства не будет продлена, это может сильно ударить по данному сектору рынка.
"Судя по всему, государственная программа субсидирования автолизинга не будет продлена в 2017 году, но лизингополучатели все равно смогут получить лизинговое финансирование на комфортных условиях, воспользовавшись российскими региональными программами субсидирования, программой республики Беларусь и работая со специализирующимися на автолизинге компаниями (за счет специальных программ с автопроизводителями по более чем 60 маркам транспорта)", - комментирует Александр Михайлов.
Собеседники "КС" отметили разностороннее положительное влияние указанной программы на состояние рынка. "Помимо того, что сама эта программа дала большие выгоды лизингополучателям, она дополнительно повысила популярность в целом лизинга автотранспорта. Именно поэтому автолизинг в последнее время стал обгонять по объемам таких лидеров рынка, как авиализинг и лизинг подвижного ж/д состава", - комментирует Андрей Донченко. "Проанализировав сделки нашей компании этого года, мы наблюдаем увеличение парка отечественных автомобилей. Конечно, это произошло за счет роста валюты и, соответственно, резкого роста стоимости импортной техники, но также и за счет программы Минпромторга, в которой мы успешно участвовали", - добавляет Михаил Цыкунов.
Взгляд в будущее
Среди других позитивных изменений этого года участники рынка отмечают рост спроса на оборудование. По наблюдениям Елены Дергач, восстановился спрос на оборудование: российское, китайское, европейское. "Каждый выбирает по возможностям и исходя из целей бизнеса. Поставщики адаптировались к новым условиям", - отмечает собеседница "КС". С другой стороны, по ее мнению,
дополнительно "подстегнуть" лизинговый бизнес могло бы восстановление рынка спецтехники, который пока пребывает в кризисе.
В числе положительных изменений Елена Дергач называет постепенное снижение ставок финансирования. "ЦБ РФ снизил ключевую ставку на 0,5 п. п. - до 10%, тем самым дав толчок к снижению стоимости кредитования коммерческим банкам, и, как следствие, снижению стоимости фондирования лизинговых компаний. Это привело к более доступному предложению по лизингу, и мы надеемся, тренд на снижение сохранится до конца 2016 года и продолжится в 2017 году", - поясняет эту тенденцию Михаил Цыкунов.
Говоря о других тенденциях рынка, Михаил Талапов отмечает тренд по росту розничного сегмента на лизинговом рынке. По его словам, клиенты все больше заинтересованы в быстрых и гибких инструментах для развития своего бизнеса.
Андрей Донченко добавляет, что спрос на лизинг растет практически во всех сегментах. "Может быть, не так быстро, но, тем не менее, стабильно, - поясняет он и добавляет пример из собственного опыта. - Мы в этом году активно финансируем компании в таких высокотехнологичных областях, как фармацевтика, ИТ, связь и другие. Результат этого в итоге должен отразиться на росте эффективности бизнеса как самих компаний, так и конечных потребителей их продукции".
Выявляя негативные аспекты, директор Новосибирской лизинговой компании Олег Киселев говорит о снижении объемов бизнеса из-за сложностей в банковском кредитовании лизинговых сделок. "Труднее стало получить финансирование на лизинговые сделки. Это произошло в связи с нормативными ограничениями Центрального банка", - поясняет он.
Что касается перспектив рынка, то одно из направлений, которые отметили собеседники "КС", - это специализация компаний.
"Будущее рынка - за специализированными лизинговыми компаниями, которые сфокусированы на определенных сегментах
(например, частные лизинговые компании - на автолизинге, государственные - на авиализинге и других сложных, важных для реализации стратегических госпроектов сегментах), - говорит Александр Михайлов. - В результате все оказываются в плюсе: за счет специализации лизинговые компании хорошо знают профиль своих клиентов и понимают его реальные потребности, им не приходится разбрасываться и заниматься одновременно всем, тем самым неэффективно расходуя деньги налогоплательщиков (если говорить о лизинговых госкомпаниях). Невозможно одинаково хорошо финансировать и прокатные станы для заводов, и автомобили для малого бизнеса".
В заключение можно отметить, что, несмотря на кризисные явления в экономике и неясность нормативной базы, эксперты продолжают выделять лизинг как перспективную и активно развивающуюся отрасль в финансовом секторе Сибири.
Точка зрения
Михаил Талапов, директор филиала ООО "Балтийский лизинг" в Новосибирске:
- Как бы вы могли оценить результаты вашей компании за прошедшие три квартала 2016 года? Чего удалось достичь?
- Наша компания в текущем году демонстрирует стабильный рост показателей - заключено уже 7422 сделки финансового и операционного лизинга. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество новых договоров лизинга увеличилось на 27%. Объем нового бизнеса (стоимость лизингового имущества без НДС) компании превысил 17,9 млрд рублей. Значительно увеличилась доля клиентов сегмента малого предпринимательства - она превысила 80% от объема нового бизнеса компании.
"Балтийский лизинг" продолжает активное сотрудничество с сегментом МСП, работая над совместными проектами, связанными с улучшением условий заключения лизинговых сделок, и разрабатывая совместно специальные программы с крупными российскими и мировыми поставщиками.
Могу отметить, что, по оценкам агентства "Эксперт РА", мы значимся на первой строчке рейтинга лизинговых компаний России по объему нового бизнеса за первое полугодие 2016 года в сегменте сельскохозяйственной техники, и планируем продолжить удерживать компанию на тех же позициях в этом сегменте.
- Как на текущий момент вы оцениваете место своей компании на рынке лизинга Сибири?
- На сегодня компания входит в четверку стабильно работающих компаний по Сибирскому федеральному округу, где традиционно лизинг пользуется высоким спросом среди предприятий как малого и среднего, так и крупного бизнеса.
Компании, успешно работающие на рынке более 10 лет, за эти годы успели приобрести репутацию надежного партнера.
Юлия Тарасова, директор департамента маркетинга и развития компании CARCADE:
- Как бы вы оценили итоги на рынке лизинговых услуг в Сибири за 3 квартала 2016 года?
- Главный итог 9 месяцев - постепенное восстановление рынка. Снижение ставок кредитования, определенная стабилизация экономической ситуации и активное использование лизинговых механизмов в рамках госпрограмм определили умеренно-положительную динамику отрасли. Крупнейшим сегментом рынка по-прежнему остается автолизинг, доля которого составляет до 40%. В стоимостном выражении автолизинг в первом полугодии вырос на 31%, а тенденции развития рынка позволяют говорить о том, что сегмент сохранит темпы роста и во второй половине года.
Доля регионов Сибирского федерального округа в общем объеме нового лизингового бизнеса составляет 6-8% и принципиально не изменилась в сравнение с прошлым годом: рынок Сибири демонстрирует схожую динамику с российским рынком лизинга в целом.
- Какие ключевые изменения произошли на рынке за этот период (уход или появление игроков и т. п.)?
- В настоящее время активно обсуждается вероятная продажа розничных активов крупнейшей компании "ВЭБ-лизинг". Это событие станет знаковым и, кроме того, что приведет к перераспределению структуры рынка лизинговой "розницы", зафиксирует тренд на "разгосударствление" отрасли. В последние 3-5 лет компании с государственным участием поэтапно увеличивали свою долю, в том числе и за счет экспансии в розничных сегментах. Для развития рынка лизинга наиболее разумным был бы такой баланс, при котором частные компании конкурируют между собой в "рознице", а крупные игроки со значительным участием государственного капитала обеспечивают лизинговое финансирование инфраструктурных проектов в интересах всей национальной экономики.
- Какие новые тенденции и тренды рынка вы могли бы отметить на данный момент?
В масштабах всего рынка главным событием стал запуск большой программы реформирования отрасли лизинга, инициированной Центральным банком и Министерством финансов РФ. Внедрение элементов отраслевого регулирования, создание единых стандартов отчетности компаний, "диджитализация" лизинга и создание Саморегулируемой организации (СРО) в лизинговой отрасли должны сделать рынок привлекательным для банков и инвесторов. Вместе с тем, объективно повысятся операционные расходы лизинговых компаний, которые должны будут самостоятельно внедрять новые бизнес-процессы и технологии, а также финансировать работу СРО.
Реформа косвенно затронет и интересы клиентов лизинговых компаний. Лизингополучателям, особенно тем, кто рассматривает возможность заключения договора лизинга на длительный период, уже сейчас целесообразно ориентироваться на предложения известных федеральных компаний или сильных региональных операторов. Дело в том, что вероятна ситуация при которой небольшие компании, которые не будут соответствовать постепенно внедряемым нормативам, в течение нескольких лет покинут рынок.
- Оправдал ли 2016 год ваши ожидания?
- Ситуация на целевых рынках развивается так, как мы прогнозировали в начале года. Ключевые ожидания - дальнейшее падение авторынка в целом и рост доли лизинга в продажах автотранспорта - подтверждаются.
На сегодня в лизинг приобретается около 60% грузовиков (годом ранее - 56%)
и до 5% всех легковых автомобилей (в 2015 года - 4,2%). Рост доли свидетельствует о растущей привлекательности лизинга в качестве способа покупки автотранспорта российским бизнесом на фоне продолжающего снижения продаж автомобилей в целом.
Как и планировалось, в этом году CARCADE запустила новую партнерскую программу лизинга Porsche Financial Services, которая дает дополнительные преимущества финансовой аренде как способу покупки Porsche для предпринимателей и юрлиц. Привлекательные условия нового предложения обеспечили повышенный интерес наших клиентов к лизингу автомобилей этого бренда.
Второй год подряд CARCADE участвовала в государственной программе льготного автолизинга. В 2015-2016 гг. компания передала своим клиентам более 2,3 тыс. единиц автомобилей отечественной сборки, обеспечив им экономию свыше 300 млн рублей за счет скидок.
Год еще не закончился и впереди два интересных месяца. В автолизинге IV квартал - интенсивный период, на который приходится большее количество новых сделок. Кроме того, рынок лизинга плотно привязан к общей ситуации в национальной экономике, которая, как показывает практика последних 2-3 лет, может достаточно быстро измениться.
Фото: ksonline.ru