Несмотря на поручение президента Владимира Путина от апреля 2015 года разобраться с контролем качества топлива в стране, серьезных сдвигов в решении этого вопроса не произошло. Различные предложения не первый год обсуждаются участниками рынка. Отдельные спорные вопросы остаются на повестке обсуждения компаниями и Минэнерго. Но источники "Нефть и Капитала" на рынке подчеркивают, что времени осталось мало до того момента, как Путин потребует отчета о сделанной работе. В октябре Российский топливный союз (РТС), который объединяет розничных трейдеров, подготовил предложения по мерам противодействия обороту на внутреннем рынке контрафактного топлива.
"Нефть и Капитал" внимательно изучил все предложения и выяснил, что не дает отрасли двигаться дальше.
Как все начиналось
В апреле 2015 года Минэнерго сообщило, что объем нелегального топлива в целом по стране превышает 10 млн тонн, при том, что общее потребление моторных топлив в России (бензин и дизельное топливо) составляет 65-70 млн тонн в год. Тогда же на совещании с членами правительства президент Путин поручил Генпрокуратуре РФ проверить качество топлива по всей стране, а также разработать методы решения проблемы некачественного автомобильного топлива.
В мае начались проверки на АЗС, принадлежащих как крупным компаниям, так и частным лицам. Проверки проводились с привлечением сотрудников Росстандарта, а также сотрудников МЧС, Роспотребнадзора и других экспертов.
За три месяца были проверено 3109 АЗС страны, что в три раза больше, чем обычно проверяется за год.
Различного рода нарушения были зафиксированы на 43% заправок. По данным комитета Госдумы по энергетике, наибольший объем контрафактного топлива был зафиксирован в Южном, Уральском и Центральном федеральных округах. В Москве и Московской области доля некондиционного бензина составляет около 8% от общего объема реализуемого топлива, а по дизельному топливу - 30%. По фактам мошенничества МВД возбудило несколько уголовных дел, в том числе в Московской области.
На заседании комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК), проходившем в октябре 2015 года, Путин снова обратил на эту проблему особое внимание бизнеса и регулирующих органов. "Нужно пресекать производство и торговлю контрафактной продукцией. Ее распространение не только наносит ущерб компаниям, которые вложили серьезные средства в модернизацию, выпуск качественного топлива, но и в целом это же обман населения, прямой обман потребителя", - негодовал президент. Вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) вложили в 2015 году в модернизацию своих нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) 214 млрд руб., в том числе "Роснефть" - 108 млрд руб. По итогам 2016 года Министерство энергетики ожидает сопоставимый объем инвестиций.
Тогда же в СМИ появилось мнение о том, что кампанию против контрафактного топлива развернули крупные нефтекомпании, которые при слабом спросе на топливо хотели избавиться от недобросовестных конкурентов. Однако уже сейчас видно, что в борьбе за качественный бензин консолидировались все участники рынка.
Консолидация предложений
РТС собирал предложения по всему рынку, а ВИНКи подтвердили факт обсуждения и совместной подготовки этих предложений. Фактически письмо Союза в Минэнерго и ФАС объединяет большинство ранее высказанных идей и формирует их в конкретный план действий.
"Оборот на внутреннем рынке контрафактного моторного топлива наносит вред жизни и здоровью человека, его имуществу, окружающей среде, создает условия возникновения недобросовестной конкуренции в оптовой и розничной торговле, приводит к недополучению бюджетами различного уровня десятков, а то и сотен миллиардов рублей налоговых поступлений", - говорится в письме. Союз предлагает решить проблему "путем реализации комплекса экономических и административных мер", список состоит из 15 пунктов. Большинство из них известно.
Например, предлагается ужесточить контроль характеристик моторного топлива на этапах хранения и транспортировки.
Нефтебазы и бензовозы находятся в середине цепочки "производитель - конечный потребитель" и именно на этих этапах производится подмена топлива или документов, в результате чего на АЗС поступает некачественное топливо.
РТС предлагает создать электронную систему учета и контроля движения топлива на всех этапах от производителя до точки реализации конечному потребителю. Ранее Минэнерго говорило о необходимости создания подобной электронной системы и направляло предложение в правительство. Эта система должна быть похожа на Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС), которая сейчас применяется для контроля производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
"Петербургская топливная компания" (ПТК), один из членов совета директоров РТС, так объясняет необходимость ввода подобной системы. "Как схема работает сейчас? Если на АЗС обнаружили некачественное топливо, АЗС штрафуется. Проверяющие органы не интересует откуда оно пришло - источники его происхождения. Соответственно, остальные звенья цепочки системы нефтепродуктообеспечения остаются в тени, санкции к ним не применяются", - заявил источник в компании. По его словам, если в процессе доставки нефтепродуктов с нефтебазы присутствует сторонний перевозчик, то АЗС остается одно - работать на свой страх и риск. "Введение нового механизма позволит поставить на контроль и теневую часть рынка", - заключили в ПТК.
С предложением создать электронную систему коррелируется и предложение о создании и ведении реестра объектов нефтепродуктообеспечения, осуществляющих производство, прием, хранение, отпуск и реализацию нефтепродуктов, как для собственных нужд, так и в коммерческий оборот.
Другие предложения РТС
РТС обращает внимание на необходимость насыщения топливного рынка для исключения нарушения баланса спроса-предложения, приводящего к ажиотажному спросу на биржевых торгах, большой волатильности биржевых цен, возникновения диспаритета оптовых и розничных цен и, как следствие, востребованности контрафакта. Для этого предлагается распространить существующие обязательства реализации нефтепродуктов на бирже для субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, на крупных производителей нефтепродуктов (ТАИФ, Танеко, ФортеИнвест, Марийский НПЗ, Антипинский НПЗ, Хабаровский НПЗ и др.), обеспечить продажу нефтепродуктов в первую торговую сессию субъектами, занимающими доминирующее положение, исключительно в рынок.
Немаловажными являются предложения о внесении изменений в действующие нормативные правовые акты и нормативные документы, а также включение их в перечень межгосударственных стандартов государств-членов Таможенного союза, в первую очередь с целью исключения возможности реализации на АЗС нефтепродуктов, не являющимися автомобильным бензином и дизельным топливом. Но на этом мы остановимся подробнее ниже.
Еще одно предложение касается штрафов.
"Сегодняшняя система контроля, реализуемая Росстандартом, не обеспечивает неотвратимости наказания. В распоряжении контрольно-надзорных органов имеется достаточный инструментарий штрафных санкций, которыми они просто не пользуются", - подчеркнул в интервью "Нефть и капиталу" президент РТС Евгений Аркуша. По его словам,
средний размер штрафа на одно нарушение составляет всего около 30000 рублей: "Этот штраф - смешной, на него никто даже внимания не обращает".
В то же время при нарушениях требований технического регламента КоАП предусматривает возможность наложения штрафов при повторном нарушении до 1 млн руб. и приостановку деятельности до 3 месяцев, а статья 14.7 "Обман потребителей" предусматривает штраф до 500 тыс. руб. Безусловно, для повсеместного использования таких высоких штрафов необходимо формировать судебную практику, но и результат будет, что называется, налицо, считает Аркуша.
Предложение заключается во введение в КоАП административного штрафа на первичное нарушение требований Технического регламента по топливу в части несоответствия требованиям по физико-химическим показателям в виде 1% от годового оборота АЗС по всем видам топлива, но не менее 500 тыс. руб., а при повторном нарушении - фиксированный штраф в размере 2 млн руб. Введение оборотного штрафа за однократное нарушение, причем без дифференциации в зависимости от степени нарушения противоречит логике применения оборотных штрафов, налагаемых при нарушениях, имеющих длительный, системный характер. Причем в цифровом выражении оборотный штраф за первое нарушение может превышать фиксированный штраф за повторное нарушение, что является абсолютно нелогичным.
РСПП уже обращался с письмом к Минэнерго и Минпромторгу против введения оборотных штрафов. Тогда в РСПП заявляли, что одним ужесточением наказания проблему контрафактного топлива не решить - требуется комплексный подход.
Среди остальных крупных предложений отметим внесение изменений в законодательство в части наделения контролирующего органа полномочиями проведения проверок характеристик топлива без предупреждения и по мере необходимости. В настоящее время плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года и с предупреждением. И применение дифференцированной ставки транспортного налога, возрастающего в зависимости от продолжительности срока эксплуатации автомобиля. Ранее РСПП уже предлагал ужесточить санкции за эксплуатацию устаревших транспортных средств. Также союз предпринимателей обращал внимание на необходимость запрета реализации дешевых аналогов дизельного топлива. На данный момент это предложение остается одним из главных в списке РТС, и на нем мы остановимся подробнее.
Средние дистилляты
Настоящим камнем преткновения для нефтяников стал пункт об уменьшении экономической эффективности продажи дешевых заменителей дизтоплива. Речь идет о средних дистиллятах, печном топливе, судовом маловязком топливе, дистилляте газового конденсата. Основная проблема с контрафактом, как говорят участники рынка - именно подмена дизельного топлива, с бензином таких больших проблем нет.
"Вместо дизеля на заправках продают другой продукт с похожими характеристиками, относящийся по сути к средним дистиллятам, но выпускаемый в оборот без уплаты акциза и, поэтому, существенно более дешевый. Таинственным образом меняются накладные и этот продукт становится дизтопливом.
Это те самые 10 млн тонн, о которых говорило Минэнерго", - разъяснил "Нефть и капитал" Аркуша.
По данным "Газпром нефти", из 10 млн тонн произведенного судового маловязкого топлива в России в 2015 году непосредственно на бункеровку поставлено около 2 млн тонн, а 80% - 8 млн тонн - было реализовано не по назначению, в основном через розничные сети под видом дизельного топлива.
В настоящее время многие нефтепродукты, которые фактически являются средними дистиллятами, вообще не облагаются акцизом, так как в Налоговом кодексе заложены определенные параметры идентификации средних дистиллятов. Согласно кодексу, значение показателя температуры кипения при атмосферном давлении 760 мм рт.ст. находится в диапазоне не ниже 215о C не выше 360о C. Таким образом, все продукты, которые не входят в этот диапазон температуры кипения или якобы не входят (согласно данным производителя), не облагаются акцизом.
История вопроса такова: весной 2015 года Минфин вынес вопрос о налогообложении средних дистиллятов и обратился к Минэнерго с просьбой определить параметры. В Минэнерго вывели цифры, приведенные ранее. "В Минэнерго ошиблись, случайно или неслучайно", - рассказывают "Нефть и капитал" два участника рынка, пожелавшие остаться анонимными.
Оказалось, что температура кипения в 215-360о C не включает в себя самые распространенные заменители дизтоплива, включая судовое маловязкое топливо. "Было большое совещание в Минэнерго. Присутствовали нефтекомпании и ученые, которые в один голос заявили, что эта температура кипения неправильная, поэтому очень легко обходить необходимость уплаты акцизов. По итогам совещания было поручено обратиться в Минфин, чтобы внести изменения", - рассказывает один из источников.
Однако в числе нефтепереработчиков есть и те, кто против изменения данных параметров, например - производители маловязкого судового топлива "ТАИФ" и "Танеко", рассказывают участники рынка. Все компании выдвигают свои предложения по температуре кипения или по плотности (сейчас в кодексе заложена плотность 750-930 кг/м3 при температуре 20о C), есть новые предложения по сере (ввести параметр 5-10 ppm). В связи с большим разнообразием подобных предложений к консенсусу компаниям прийти сложно.
По словам Аркуши, если уточнение идентификационных параметров средних дистиллятов не будет сделано в этом году, то изменения в Налоговый кодекс не смогут вступить в силу с первого января 2017 года.
Что это означает для рынка? Во-первых, бюджет недополучит доходы от акцизов. То, о чем говорит РТС в своем письме: "недополучение бюджетами различного уровня десятков, а то и сотен миллиардов рублей налоговых поступлений". Во-вторых, теряют нефтяники, так как вместо их качественного продукта покупают суррогат. В-третьих, страдают владельцы заправок.
В ПТК, владеющей сетью заправок на Северо-западе России, так прокомментировали этот вопрос: "На рынке бензинов ситуация с качеством стабильная. Частные автомобилисты дорожат своими автомобилями и заправляются на легальных АЗС, которые находятся под пристальным вниманием контролирующих органов. Совсем иная ситуация с дизтопливом. Конкуренция там высокая и важна экономия каждого рубля в себестоимости, даже в ущерб возможным последствиям из-за некачественного топлива, хотя ремонт топливной системы стоит огромных денег. О противопожарной безопасности, экологии, налогах и прочем говорить не приходится, об этом всегда думают потом", - говорят в ПТК.
В предложениях РТС для ФАС и Минэнерго вопросу о средних дистиллятах уделено особое внимание. Союз предлагает уточнить идентификационные признаки средних дистиллятов в Налоговом кодексе и повысить железнодорожный тариф на транспортировку дистиллята газового конденсата до уровня тарифа на перевозку дизельного топлива.
В состав Российского топливного союза входят 18 некоммерческих организаций, созданные участниками рынка нефтепродуктов различных регионов России: объединение "Московский межрегиональный нефтяной союз", Одинцовская региональная топливная компания, Московская топливная ассоциация, Владимирская, Рязанская, Костромская, Воронежская и Липецкая топливные ассоциации, некоммерческое партнерство "Нефтяной клуб Санкт-Петербурга", Ленинградский, Тюменский и Алтайский топливные союзы, Ассоциация предприятий нефтепродуктообеспечения (республика Татарстан), Топливный союз республики Башкортостан, Сочинский деловой клуб, Ассоциация независимых нефтетрейдеров "ГСМ-Сибирь" (Новосибирская область), Ассоциация автозаправочных станций (республика Бурятия), Некоммерческое партнерство владельцев автозаправочных станций Камчатки.
Фото: vodilacho.ru