Ямальские дальнобойщики, как и их коллеги по всей стране, второй год "отстёгивают" взносы за проезд по федеральным трассам. Если максимальная масса вашего автомобиля более 12 тонн - вы обязаны компенсировать вред, наносимый дорожному покрытию. Таков закон. И с этим считаются грузоперевозчики округа, зарегистрировавшие в "Платоне" более 4300 большегрузных машин.
Водители повозмущались и успокоились...
Год назад, когда система только вводилась в стране, водители некоторых регионов даже выходили на стихийные митинги. Требовали снизить тариф или вовсе отменить его. Ямальцы прилюдно не протестовали, но недовольные очередным сбором денег, конечно же, были и среди них.
Нынче страсти поутихли: дальнобойщикам необходимо зарабатывать, а предпринимателям, чьи заказы многие из них выполняют, делать бизнес.
- Вначале люди, приходящие к нам, часто были недовольны нововведением, - рассказала "КС" Светлана Теплухина, руководитель центра информационной поддержки пользователей системы "Платон". - Мол, если бы не штрафы, не пришли бы. Однако со временем успокоились. Все средства, собранные с водителей, аккумулируются в Дорожном фонде России.
По данным на 11 ноября 2016 года, с помощью "Платона" собрано более 16,5 миллиарда рублей. На эти деньги в стране уже отремонтировано более тысячи километров дорог. Отметим, что назвать конкретную сумму, которую перечислили в "Платон" ямальские владельцы многотонников, в центре отказались, сославшись: на конфиденциальность информации!
Заплати - и поедешь
Напомним, рассчитываться с системой можно двумя способами.
С помощью маршрутной карты, оформленной в личном кабинете на сайте platon.ru, либо в мобильном приложении или в Центре информационной поддержки пользователей.
Также можно использовать бортовое устройство для расчета платы в автоматическом режиме. Именно этот способ и предпочитают ямальцы: около 80 процентов большегрузов в округе, зарегистрированных в "Платоне", оборудованы бортовыми устройствами.
- По сути, это радар, - говорит Светлана Васильевна. - При выезде на федеральнуюавтодорогу навигационная система ГЛОНАСС/GPS, определяет географические координаты движущегося автомобиля и с заданной периодичностью через сети сотового оператора отправляет их в центр обработки данных.
Наша собеседница отметила, что устройство выдается бесплатно в новоуренгойском офисе "Платона" на Юбилейной, 5 и закрепляется за конкретным многотонником. После этого его уже нельзя использовать в другом грузовике. Как уже было сказано, закон не требует обязательной установки бортового устройства. А вот без расчетного счета, который владелец грузовика может пополнять с банковской карты, - не обойтись.
Кстати, система контроля передает в ГИБДД данные фото- и видеофиксации автомобилей, проезжающих без оплаты, в автоматическом режиме. Так что сами водители большегрузов утверждают, что колесить по трассам "зайцем" практически нереально.
Попытки проехать "даром" по федеральным дорогам караются весьма жестко. За первое нарушение - штраф с водителя пять тысяч рублей, а за повторную провинность уже 10 тысяч рублей. Такие же суммы возьмут с индивидуального предпринимателя и юридического лица. Нюанс в том, что если у предпринимателя данное правило нарушило сразу несколько машин, то штраф выставят за каждую.
Видимо, поэтому многие предпочитают всё-таки не испытывать судьбу, "тихо-мирно" рассчитаться с "Платоном" и поехать.
Цены выросли?
"КС" расспросил предпринимателей нефтяной столицы об их отношении к системе.
Руководитель сельскохозяйственного комплекса "Ноябрьский" Игорь Смирнов утверждает, что, по сравнению с 2015 годом, стоимость тонны сена, которую компания заказывает в Тобольском районе, увеличилась на триста рублей.
- Сейчас мы платим за нее 6700 рублей, - поясняет Игорь Валентинович. - Я считаю, что это повышение связано не столько с введением системы "Платон", сколько с увеличением цены на топливо и инфляционными процессами.
Предприниматель Александр Чумаченко, который занимается в Ноябрьске раздельным сбором мусора, тоже убежден, что "Платон" мало повлиял на ценообразование.
- Мы отправляем мусор попутным грузом. Те, кто хочет его взять и заработать, не повышают стоимости перевозки. Те же, кто хочет урвать побольше денег, поднимают расценки, сваливая вину на новую платежную систему.
На завод сухих смесей компании "СтройГрад" поставляется немало грузов из других городов. Коммерческий директор фирмы Юрий Весёлкин отмечает повышение стоимости перевозок.
- Трудно сказать, как сильно повлиял на это "Платон". Да, стало дороже, но мы не увеличиваем цену своей продукции.
На региональных трассах пока спокойно
Примечательно, что некоторые солидные транспортные компании региона вовсе не связаны с "Платоном".
К примеру, общество "Уренгойдорстрой" владеет крупным парком большегрузного транспорта, работающего на строительстве дорожных трасс округа. Однако он не связан с "Платоном". По словам специалистов компании, эта система предназначена только для федеральных дорог, которых на Ямале пока нет. А за пределы округа их больше-грузы не отправляются.
- Кроме того, 95 процентов техники работает на месторождениях, где дороги вообще отсутствуют, - уточняют транспортники.
Однако в настоящее время в правительстве страны рассматривается вопрос о сборе в системе "Платон" и по региональным дорогам.
- Если все одобрят, значит и мы, правда косвенно, как и наши поставщики, будем задействованы в этой программе, - подытожили дорожники.
Фото: ks-yanao.ru