← Автомобильные грузоперевозки

Плата за дороги: больше, чаще и автоматически

Те, кто внимательно следит за деятельностью властей, отлично знают эту фразу: "Комитет Госдумы потому-то и тому-то рекомендовал парламенту принять в первом чтении...". Фактически она означает принятый и утвержденный закон - что бы там Комитет ни рекомендовал. На сей раз речь идет о том, чтобы разрешить регионам делать платными дороги и проезды в зависимости от категории транспортных средств, экологического класса и даже дня недели.

Все это прописано в проекте закона "Об организации дорожного движения", который сочинили в Минтрансе. Собственно, ничего неожиданного в этом нет - начало этой инициативе было положено еще в 2005 году, когда было опубликовано минтрансовское же сочинение "Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года" - интереснейший документ, в котором есть все: и платные парковки, и ограничение въезда, и тарификация стоимости проезда в зависимости от множества факторов, и реформа столичного наземного транспорта и еще масса занимательных нововведений.
Нынешний закон вылеживался в Госдуме еще с осени и всплыл на поверхность за месяц до наступления Нового года. Замечено, что особо активно "бешеный принтер" начинает работать именно в декабре, когда граждане уже не отвлекаются на законодательные инициативы и заняты подготовкой к празднику. А тут еще Чемпионат мира по футболу на носу - нужно активнее освобождать дороги от автомобилистов.
В первом чтении законопроект будет принят (а то нет! - все же прописано в "Стратегии") 14 декабря, в окончательном варианте - уже в начале 2017 года. Столичные власти, разумеется, уверяют, что у них нет планов делать платным въезд в Москву или пределы ТТК. Однако внимательные автомобилисты уже давно заметили, что практически все съезды с кольца оборудованы камерами контроля въезда. Да и история с введением платных парковок за пределами Бульварного кольца еще "дымиться", когда в мэрии клялись опять-таки "отсутствием планов". Отношение к ретранслируемым властями тезисам очень метко еще в 2008 году отобразил в своем эссе "Навстречу кризису" Сергей Узун: "Однажды в телевизоре появился бледный, как смерть, Министр Финансов и заявил: "Финансовый кризис нас не затронет. Потому что. Я вам точно говорю. Руки мне можете отрубить, если что!". Население, знающее толк в заявлениях официальных лиц, выматерилось негромко и отправилось закупать соль, спички и сахар".
К тому же система "Платон" уже прошла обкатку на самых "проблемных" слоях населения - на дальнобойщиках, а дальше будет легче и проще - 3,5-тонники, а за ними и все остальные. Общественный деятель Петр Шкуматов, однако, считает, что до "Платона" дело дойдет не сразу, а с активным внедрением "черных ящиков" в частные автомобили. Пока же власти ограничатся уже налаженной и действующей системой контроля въезда: "Эти камеры, а только на МКАД их порядка 200 штук, прекрасно зарекомендовали себя при работе с грузовым транспортом на обоих периметрах - на кольце и "трешке". Перенастроить систему, чтобы охватить весь транспорт - не проблема. А дальше будет вот что. При платном въезде в пределы ТТК все заезды на него, пропускная способность которых и без того невелика, встанут колом. Дополнят картину многокилометровые "хвосты" по основным магистралям в сторону центра. Поэтому, скорее всего, для начала будет сделан платным въезд в Москву. Ликсутов же говорил, что половина автомобилей в городе - приезжие, и в Минтрансе подтвердили, что каждый второй на дороге - лишний. Пробок станет меньше, трафик сократится, а социальная напряженность станет неимоверно высокой. Те, кто будет вынужден из-за МКАДа добираться на работу на электричках, возненавидят москвичей еще больше, поскольку размер платы, который сейчас негласно обсуждается в минстрансовских кулуарах, составляет 1200 рублей в утренние и вечерние часы пик. Дальше стремительно начнет обесцениваться "замкадная" недвижимость, а цена на столичную очередной раз пойдет в "рост".
Напоследок еще раз обратимся к "Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года". Все, о чем шла речь выше, там есть - стоит только внимательно вчитаться и отбросить словесную шелуху. На чиновничьем языке это звучит как "Регулирование процесса автомобилизации и снижение его негативных последствий, прежде всего, в крупнейших городах". Так, может, можно на этом опусе "погадать", что нас еще ждет? Есть там, например, такой абзац: "На втором этапе по мере роста доходов населения и предприятий предполагается дальнейшее повышение налоговой нагрузки на пользователей автомобильных дорог, увеличение доли финансирования автомобильных дорог только за счет налогов и сборов с пользователей... существенное упрощение системы взимания дорожных сборов". Доходы населения, правда, оставляют желать лучшего, но ведь г-н Блинкин четко и ясно дал понять, что автомобиль должен снова стать роскошью.
Фото: quto.ru
Quto.ru