Уже в середине 2017 года по дорогам Москвы начнут ездить первые беспилотные грузовые автомобили. Легкие коммерческие "ГАЗели" и Hyundai будут перевозить грузы самостоятельно, но пока под присмотром человека. Превратить часть своего грузового автопарка в беспилотный транспорт, который сможет передвигаться по дорогам общего пользования, намерена транспортная компания Traft.
Автономные грузовики компании Traft уже через полгода должны начать ездить по обычным дорогам не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Краснодаре.
Недавно компания объявила конкурс на закупку ПО для беспилотных грузовиков. Поставщика - интегратора беспилотного ПО, которым может стать российская или зарубежная компания, определят в начале марта 2017 года. На оснащение первых 20 автомобилей "ГАЗель" Next и Hyundai Porter уйдет восемь недель, после чего машины будут протестированы на специальном полигоне в Москве.
Как пояснили "Газете.Ru" в Traft, тестирование займет около пяти недель, и, если не произойдет сбоев, которые заставят компанию изменить свои планы, уже в начале лета 2017-го беспилотники поедут в коммерческие рейсы.
До конца 2017 года грузовой оператор собирается перевести на беспилотное пилотирование не менее 60% своего регулярного автопарка (140 грузовиков) - не только малотоннажные грузовики, но и фуры.
Правда, человек в кабине таких грузовиков присутствовать пока все же будет - этого требует действующее законодательство, в том числе Венская конвенция о дорожном движении, ратифицированная Россией.
"В связи с отсутствием на данный момент законодательной проработки вопроса управления беспилотным транспортом в каждой из машин на водительском кресле будет находиться оператор. Он будет контролировать работу системы, чтобы в любой момент вмешаться в функционирование роботизированных алгоритмов, - поясняет исполнительный директор Traft Артур Мурадян. - В результате глобальной кадровой реформы все действующие водители будут переучены по специальности операторов беспилотных транспортных средств".
Первопроходцы в области использования грузовых беспилотников в России намерены получить экономическую выгоду, объем которой составит более 500 млн руб. в год.
Главное, на чем собираются сэкономить в компании, - это топливо. "При выборе системы беспилотного управления немаловажным был факт потенциальной экономии топлива, которая может достигать 20%, и контроля износа двигателя грузовой фуры. Кроме того, за счет соблюдения беспилотником скоростного режима удается не только снизить расход топлива, но и минимизировать нагрузку на дорожное полотно", - поясняет Мурадян.
Минимальную экономию на фонде оплаты труда в компании оценивают в 60 млн руб. в год, но отмечают, что выйти на эти показатели удастся через полтора года.
Кроме того, беспилотники даже с элементарными функциями оценки обстановки будут в разы реже попадать в ДТП, что снизит затраты на ремонт.
Другие российские грузоперевозчики пока не спешат внедрять в свой бизнес такие инновации. Однако этим занимаются компании, работающие на рынке перевозок пассажирских перевозок легковым транспортом. Так, например, в октябре 2016 года столичное правительство анонсировало начало тестирования первых беспилотных такси, которым займется крупнейший каршеринговый оператор Москвы "Делимобиль".
Дорожные испытания первых образцов стартуют в 2017 году. Ожидается, что для массового использования в Москве беспилотные такси могут стать доступны в 2018 году.
Возвращаясь к беспилотным грузоперевозкам, можно отметить, что на 2018 год Росавтодором запланированы тесты беспилотных "КамАЗов", созданных совместно с российским разработчиком ПО Cognitive Technologies. Тестирование будет проводиться на отрезке федеральной трассы Казань - Набережные Челны.
Таким образом российские компании пытаются не отставать от достижений в области использования беспилотников иностранными компаниями.
Зарубежный опыт
За рубежом серьезный шаг уже сделан: в конце октября этого года в США был совершен первый коммерческий рейс - автономный грузовик Volvo компании Otto, которой с недавних пор владеет Uber, в своем первом беспилотном рейсе перевез 45 тыс. банок пива, преодолев около 160 км по штату Колорадо.
Если говорить о достижениях других первопроходцев в этой области, то все они пока заняты тестированием автономных машин, приспособленных для езды по обычным дорогам. Компания Google уже несколько лет тестирует свои беспилотники на базе Lexus RX, Toyota Prius и других моделей в Неваде, Калифорнии и Техасе.
В августе 2016 года в Хельсинки начались испытания двух компактных автобусов, передвигающихся без водителя. По результатам тестов автобусы, разработанные французской компанией EasyMile, могут быть включены в систему пассажирских перевозок Финляндии. В Японии в 2017 году стартуют испытания автономных фургонов для доставки посылок.
В 2020 году во всем мире по дорогам общего пользования будут передвигаться 10 млн беспилотных автомобилей, предрекают аналитики BI Intelligence. Компания IHS Automotive прогнозирует, что к 2035 году количество беспилотных машин превысит 21 млн единиц.
По оценкам экспертов, пик развития технологий, позволяющих наземному транспорту двигаться без помощи водителя, придется на 2020-2030 годы. Эксперты из компании AT Kearney предполагают, что через 20 лет этот рынок достигнет немыслимых на сегодняшний день $560 млрд.
Фото: newnum.ru