← Автомобильные грузоперевозки

Судьба дальнобойщика - платить все больше

Ровно в годовщину массовых протестов группа активистов с символикой МПВП (Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов) и ОПР (Объединения перевозчиков России) выставила пикеты на стоянке комплекса "Мега" в Химках у Ленинградского шоссе. Незадолго до этого стало известно о намерениях Минтранса удвоить с начала 2017 года плату за проезд грузовиков по федеральным трассам. А еще одна организация перевозчиков - ассоциация "Дальнобойщик" провела пресс-конференцию.

Форма протеста в Химках на сей раз была выбрана самая мирная: пара частных автомобилей дальнобойщиков и микроавтобус, стоящие на стоянке строго по разметке, были украшены символикой МПВП (Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов) и ОПР (Объединения перевозчиков России). Через очень короткое время 14 активистов в Химках были задержаны полицейскими. На флаги ОПР они теперь реагируют почти автоматически. Заодно задержали и журналистов, пытавшихся освещать акцию. Были возбуждены административные дела.
В ходе пресс-конференции ассоциации "Дальнобойщик" ее руководители попытались обрисовать состояние сферы автомобильных грузовых перевозок. Отчасти это был ответ на бодрые отчеты Минтранса. Согласно им средства, полученные за год от покилометровых сборов с помощью системы "Платон" с большегрузных грузовиков, составили около 16 млрд руб. А еще данная система позволяет, согласно Минтрансу, "оптимизировать логистические потоки", вынуждая отправителей товаров больше пользоваться услугами железных дорог. Что очень важно для бюджета РЖД, дефицит которого составляет около 100 млрд руб.
То есть
Минтранс фактически признается, что пытается спасти одного монополиста за счет тысяч мелких предпринимателей.
На самом деле это вполне укладывается в логику полицейского государства, о котором мы когда-то читали в учебниках. В этой логике у силовых, административных методов - приоритет перед экономическими. А сиюминутная выгода, стремление угодить начальству и начальственная же прихоть куда важнее долгосрочной перспективы.
Но на самом деле даже и о сиюминутной выгоде говорить трудно. Допустим, что оператор "Платона" собрал около 16 млрд руб. (по другим данным, 20), хотя планировали около 40. Из этих 16 нужно вычесть ежегодное вознаграждение оператору - около 9 млрд. Если кто забыл: за сбор платежей и работу системы взимания платы с большегрузных машин "Платон" отвечает концессионер "РТ-Инвест Транспортные системы" (РТИТС) Игоря Ротенберга, сына "короля госзаказа" Аркадия Ротенберга.
А остальное - около 7 млрд - в бюджет? Не совсем. Помните, год назад президент обещал избавить дальнобойщиков от транспортного налога? Этот налог, правда, составлял примерно 1/7 от планировавшегося ежегодного оброка с большегрузов. Но все же, по недавно принятому закону, суммы транспортного налога грузовика стали вычитаться из суммы платежей в "Платон". Но транспортный налог собирают регионы -это из того немногого, что они еще могут собирать. Поэтому было решено, что государство компенсирует им эти выпадающие налоги, возвращая то, что дальнобойщики уплатили в "Платон". То есть тут государство перекладывает из кармана в карман.
И самое главное.
Минтранс вместе со своим оператором выжимают с помощью "Платона" эти средства из тех, кто еле держится на плаву. Они обдирают малый бизнес, который у нас и так еле дышит.
И нынешний-то тариф (1,5 руб.) индивидуальные перевозчики платят с трудом. А кто-то и вообще не платит, поскольку останется без всякого дохода. И каким образом эти люди будут платить 2 или 3 руб. за километр?
Фактически при этом отрасли наносится ущерб - из нее выбиваются тысячи мелких перевозчиков. Это тысячи, десятки тысяч безработных. Кстати, в Дагестане, где под угрозой оказались около 20 тыс. дальнобойщиков, другой работы попросту нет. Да, остаются крупные перевозчики, принадлежащие крупным холдингам, которые включают расходы на "Платон" в себестоимость продукции. И тут уже платим все мы. При этом - цитирую тут отраслевое издание "Дальнобойщик" - "потребности экономики сейчас совсем иные. В двух словах: оперативная доставка "от двери к двери" относительно мелких товарных партий. И еще оперативное реагирование на изменение конъюнктуры спроса и предложения - как по ассортименту, так и по географии".
Именно так. Поэтому малый бизнес и является становым хребтом мощнейших экономик мира.
Таким образом,
кризис углубляется, а инициативные люди, пытающиеся что-то предпринимать без участия государства, все более ощущают государственный гнет.
В то же время данное государство не забывает повышать зарплаты труженикам силовых структур. И еще регулярно напоминать с помощью хорошо оплаченных телеведущих о необходимости неустанной борьбы с сонмом внешних врагов. Это же государство, имеющее указанные выше полицейские приоритеты, постепенно освобождается от социальных обязательств. Подмосковным пенсионерам отменяют бесплатный проезд в Москву. В детских садах ликвидируют ясельные группы. Конечно, это происходит без лишней шумихи и обсуждений.
Обязательства государства перед малым бизнесом тоже постепенно выпадают из повестки дня. Ведь средства для бюджета нужно выкачивать именно из этого слоя. Кто же с этим будет спорить? Спорщики все же находятся, но их быстро нейтрализуют. И пока так будет продолжаться, мы будем все глубже погружаться в бедность и бесправие.
Об авторе: Илья Георгиевич Шаблинский - профессор кафедры конституционного и муниципального права Высшей школы экономики, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
Фото: mos7ya.ru
Независимая газета