Владельцы крупных и мелких АЗС ЮКО умоляют вернуть госрегулирование цен на ГСМ. Тревогу забил президент ассоциации автозаправщиков ЮКО "Жанар Жагармай" Каипбек Камбаров. Накануне по его инициативе прошло совещание с руководителями АЗС в региональной палате предпринимателей, куда пригласили и заместителя акима области, чтобы просьба бизнесменов дошла до властей, передает корреспондент Liter.kz.
Более 300 средних и мелких АЗС региона на грани разорения по причине отпуска цен на самые популярные марки бензина в свободное плаванье. Если не вернуть госрегулирование цен на ГСМ, более крупные игроки топливного рынка поглотят мелких. Причем, по информации Каипбека Камбарова, каждая пятая АЗС уже закрылась по этой причине. Нельзя отпускать цены пока рынок станы не будет насыщен нефтепродуктами, уверен предприниматель, а сейчас это невозможно сделать.
"Пока полностью не будет обеспечена потребность в нефтепродуктах по стране, отпускать цены на них, особенно на дизтопливо и бензин АИ-92, который признан "народной" маркой, было преждевременно. Регулирование цен на нефтепродукты необходимо, поскольку наша страна импортозависима, и около 30% нефтепродуктов завозится извне", - отметил президент Ассоциации "ЖанарЖагармай" Каипбек Камбаров.
Напомним, ранее при государственном регулировании цен на ГСМ, бензин и дизельное топливо поставлялось во все регионы страны через операторов согласно выделенным Министерством энергетики РК объемам. Часть нефтепродуктов передавалась крупным компаниям, так называемым ресурсодержателям или "давальцам", на языке заправщиков, которые потом и отправляли ГСМ на продажу.
Минэнерго имело четкий график поставок, и контроль за реализацией нефтепродуктов вплоть до последнего получателя всей этой цепочки. И даже эта стройная система давала сбой, когда тот или иной из трех нефтеперегонных заводов страны вставал на капремонт и, несмотря на заверения производителей, в стране сразу образовывался дефицит ГСМ и скачок цен на него. Что и говорить теперь, что после полной отмены госрегулирования ни о какой прозрачности и контроле за ценами на местномуровне, властями городов и районов, не может быть и речи. Немедленно цены на бензин поползли вверх повсеместно, и стали намного выше тех, что устанавливает Министерство.
"Мы хотим, чтобы было жесткое распределение через акиматы, поскольку сейчас нет прозрачности, нет гласности, кому сколько выделено.
Ежегодно сокращается и выделенное операторам количество нефтепродуктов и увеличиваются объемы для таких крупных доминантов, как "SinоОil", "Гелиос", "Казмунайгаз", которые потом отправляют их в свободную продажу. За два года этот объем увеличился с 13 процентов до 47.
Именно из-за этого более 300-х автозаправочных станций вынуждены приобретать нефтепродукты по высокой оптовой цене", - возмущается председатель ассоциации.
Отпуск цен на ГСМ вызвал немедленный подъем цен у давальческих компаний, теперь они продают бензин и дизельное топливо мелким и средним АЗС по слишком высоким оптовым ценам, что исключает возможность выжить и заработать на продаже ГСМ, уверяют заправщики. И приводят пример, мол, если бензин АИ-92 в свободной продаже стоит 135 тенге, то оптовая реализация этого бензина осуществляется по цене 132-133 тенге. Даже пока еще регулируемый государством АИ-80 поставляется в ЮКО в объемах намного ниже требуемых, вместо нужных 15 тысяч тонн, всего 3-4 тысячи тонн в месяц, да и это количество, по словам заправщиков зачастую "превращается" в такой популярный АИ-92.
"Все это приводит к тому, что субъекты среднего и малого предпринимательства становятся неконкурентоспособными, поскольку они вынуждены продавать приобретенные им нефтепродукты по более высокой цене (с надбавкой в 7-8 тенге для покрытия своих расходов и получения хоть какого-то дохода). Они не выдерживают и погибают в этой недобросовестной конкуренции. Мало того сегодня наблюдаются случаи поступления на АЗС плохого по качеству бензина, не исключено, что это тот же 80-й, который просто вручную превращают в 92-й. Для чего это делается? Просто чтобы выжить на топливном рынке".
Затронули участники совещания и проблему отсутствия информации о переработке нефти и, самое главное, о реализации нефтепродуктов Шымкентского нефтеперерабатывающего завода (ПКОП). Информацию об этом в пресс-службе предприятия не могут добиться и журналисты, которые не раз обращались за разъяснениями, но на заводе всегда ссылаются, что лишь выполняют заказ Минэнерго, а куда дальше уходит бензин им якобы неизвестно.
"Неизвестно, сколько продукции перерабатывают местные НПЗ, и куда идет переработанная нефть. Нет прозрачности. И это также влияет на рост цен на бензин. Во время ремонта ПКОП операторы были вынуждены приобретать нефтепродукты Павлодарского нефтеперерабатывающего завода. Однако завод, находясь на ремонте, все же реализовывал нефтепродукты, причем непрерывно и по высокой цене",- утверждает Каипбек Камбаров.
Очередной капремонт ШНОС пережил осенью 2016 года, и хотя в распространенном для СМИ пресс-релизе утверждалось, что перед остановкой предприятия все хранилища были заполнены ГСМ сверх нормы, все равно цены на бензин и дизель резко взлетели, а некоторые АЗС стали выдавать топливо только по талонам, ссылаясь на дефицит.
"Отмена госрегулирования - это, безусловно, политическое решение нашего правительства по укрупнению бизнеса на топливном рынке страны. И изменить его, хоть и введен он в экспериментальном режиме, сложно. Но в любом случае, вам самим нужно все обосновать и бить по больному месту уверенными статданными: сколько налоговых поступлений потеряет регион, если вдруг лишится малого и среднего бизнеса на рынке нефтепродуктов? Сколько не досчитается рабочих мест и социальных отчислений? Сможете отбиться и доказать, что лучше вернуть госрегулирование, эксперимент отменят", - подсказал предпринимателям заместитель акима области Бауржан Джамалов.
А участники совещания подписали петицию с просьбой содействия НПП Атамекен в решении этого непросто вопроса. Участники встречи сошлись во мнении, что пока все три НПЗ не будут обеспечивать потребности страны, Министерству энергетики необходимо продолжить политику поставки в регионы нефтепродуктов по графику распределения, с участием операторов и реализации объемов до каждой сельской АЗС. Необходим мониторинг цен через акиматы регионов, контроль над ценообразованием, изменение процентного соотношения выделяемых нефтепродуктов в интересах субъектов среднего и малого предпринимательства, занятых на данном рынке.
Фото: kolesa.kz