Традиционно в весенний период для сохранения асфальтового покрытия вводятся ограничения на движение тяжелых большегрузов. Но фактически это работает только на бумаге - дороги продолжают разрушаться. Представители областного правительства, мэрии Новосибирска, перевозчики и эксперты в начале февраля обсудили на круглом столе - как правильнее ограничивать движение, чтобы защитить дороги в реальности.
Чтобы применить подобный подход в Новосибирской области, необходимо распределить дороги по качеству дорожной одежды и нагрузки на дорожное полотно согласно нормативным документам, что само по себе достаточно ресурсозатратно.
Для разрешения, хотя бы частичного, сложившейся ситуации с запретом движения по весенним дорогам, президент СААП предложил сразу несколько вариантов развития событий. Так, одним из предложений состоявшегося круглого стола было озвучено дифференцирование предельно допустимых нагрузок на ось в зависимости от количества осей транспортного средства.
Также облегчить профессиональную деятельность транспортных компаний помогло бы увеличение предельно допустимых нагрузок на ось в период временных ограничений до 7-8 тонн. В этом случае ограничения должны распространяться на перевозку всех грузов без исключений. Потому что, по словам Вячеслава Трунаева,
временные ограничения в нынешнем виде превратились для одних компаний в запрет на перевозки, и лазейку, в виде исключений из общего правила, для других.
Сейчас перевозка некоторых видов грузов, таких как продукты питания, медикаменты, фуражное зерно, почта и другие любые грузы в международном сообщении, не попадает под действие временных ограничений.
"Не секрет, что, несмотря на сезонные ограничения, грузы все равно перевозятся, а сохранность дорог оказывается фикцией. По ослабленным весенним дорогам легально проезжают фуры общей массой 40 тонн и более", - добавил президент СААП.
Синхронизированные сроки временных ограничений на движение большегрузов по региональным, межмуниципальным, и муниципальным дорогам помогли бы систематизировать работу транспортных компаний. Поскольку по словам Вячеслава Трунаева, в последние годы федеральные трассы весной для большегрузного транспорта не закрывают, но проехать, например, из Омска в Барнаул, минуя Новосибирск невозможно. И заезжая на закрытые муниципальные трассы весной, перевозчик автоматически становится нарушителем.
"Экономический эффект от тотального закрытия дорог будет колоссальным, - выступил на круглом столе председатель правления СААП Алексей Лядусов. - И я об этом говорю не первый год. Если тотальный запрет в том виде, в каком он регламентируется всевозможными документам, будет осуществлен, то наступит коллапс. В таком случае, позиция очень быстро будет пересмотрена, и будет найдено здоровое конструктивное решение".
Благо в убыток
Предприятия, которые зарабатывают с помощью перевозок, заявляют, что могут понести крупные денежные потери во время ограничения движения большегрузного транспорта.
По словам директора по транспорту и логистике "Искитимцемент" Константина Троегубова, компания зарабатывает за счет крупных поставок цемента в разные регионы. Связь с ними осуществляется по новосибирским дорогам. По прошлогоднему ограничению уже сделаны выводы - предприятие понесло большие убытки.
"Что касается весеннего ограничения - у нас начинается коллапс. Мы вынуждены останавливать перевозки по причине того, что весь транспорт, который присутствует на перевозке цемента, не может перевозить меньше 12 тонн", - сказал Троегубов.
Он добавил, что
стоимость на специальные разрешения на перевозки, которые может получить компания, в некоторых случаях доходит до 65 тысяч за один рейс. Сама такая поставка выходит максимум на 69 тысяч.
Соответственно - это не выгодно.
Мы согласны платить, но разумные платы за причиненный ущерб. Но нужно сделать не запрет сплошной, а нужно сделать так, чтобы за нормальную плату везти груз", - предложил Троегубов.
Заместитель мэра Новосибирска Данияр Сафиуллин моментально отреагировал на жалобу "Искитимцемента". "Больше этого не будет", - сказал он, имея ввиду высокую стоимость на специальные разрешения перевозок большого груза во время весеннего ограничения.
Предугадать опасность
По мнению экспертов, одна из важных проблем, которая ведет к разрушению дорог - это не столько влияние большегрузов, сколько определение точного времени, когда их движение нужно ограничить.
Весенние ограничение, как правило, действует месяц, но его сроки в Новосибирской области могут не совпадать со сроками других регионов. А перевозчики часто везут груз по маршруту, включающему несколько регионов. Соответственно, ограничение для них может увеличиваться до полутора месяцев.
Чтобы решить данную проблему, эксперт по проектированию и постройке железных и автомобильных дорог СГУПСа Денис Разуваев предложил провести диагностику дорог и оборудовать метеостанции специальными приборами мониторинга, которые помогут отслеживать температуру почвы. Сибиряки покорили Африку на "шестерке"
"Это не обязательно все дороги. Можно исследовать только востребованные дороги, и определить, соответственно, допустимую нагрузку на ось, не обязательно она будет везде одинаковой, здесь возможна вариация от 3 до 10 тонн", - объяснил Разуваев.
В прошлом году в Новосибирской области на региональных дорогах действовало ограничение в 5 тонн на ось. Сейчас эксперты предлагают пересмотреть эти параметры и перейти к практике соседних регионов. Например, Омской области повсеместная нагрузка идет 6 тонн на ось. В случае с некоторыми дорогам с хорошим техническим состоянием нагрузка на ось допускается до 10 тонн. В Томской области пошли еще дальше: там ежегодно издается приказ об ограничении осевой нагрузки, которая варьируется от 10 тонн в зависимости от конкретного участка дороги и количества осей в транспортном средстве.
Некоторые участники круглого стола отметили, что в ряде соседних регионов таких как Алтайский край, Кемеровская область и другие, введена плата за проезд большегрузов, чей вес превышает положенную норму в 5 тонн. И это дает своеобразную свободу выбора для перевозчиков: простаивать бесплатно или продолжать свою деятельность за дополнительные средства.
Другим предложением послужило создание складских помещений крупных ритейлеров вблизи городской черты. В таком случае перевозчикам не было бы необходимости заезжать в Новосибирск, и они бы могли оставлять груз на подступах к городу. Однако, эта идея не вызывает всеобщего одобрения у тех же самых ритейлеров, которые при любом удобном случае пытаются сократить транспортные издержки.
Готовы меняться
По итогам круглого стола руководитель общественного совета при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Вячеслав Ашурков озвучил меры, которые будут рассматриваться для изменения ситуации.
Уже в 2017 году планируется провести диагностику основных дорог, востребованных перевозчиками. Это позволит определить максимальную нагрузку на отдельные дорожные участки. Однако применить ограничения на основе карты диагностики на практике удастся лишь в 2018 году.
Также власти области задумались об установке приборов мониторинга температуры почвы, чтобы спрогнозировать более точные сроки ввода весеннего ограничения. Эксперты уверены, что большегрузы наносят вредеще до введения этого запрета.
Мэрия пообещала проработать схему сквозных маршрутов: изучить городские дороги, где сможет передвигаться большегрузный транспорт. Кроме этого, будет пересмотрена система стоимости специальных разрешений на перевозки.
До публикации распоряжения Министерства транспорта Новосибирской области о тотальном запрете на въезд большегрузам в Новосибирск осталось почти месяц. Но и в течение этого месяца СААП планирует повлиять на политику Минтранса и добиться изменений в планируемый запрет, который при благоприятном раскладе будет адаптирован под работу транспортных компаний с учетом муниципальных интересов.
По материалам ksonline.ru и info.sibnet.ru
Фото: ksonline.ru