Объединение перевозчиков России (ОПР), Межрегиональный профсоюз водителей-профессионалов (МПВП) и ассоциация "Дальнобойщик" объявили о всероссийской акции протеста 27 марта. Ее цель - максимально затруднить товарооборот. Установлена координация и с фермерами, которые 28 марта планируют начать "Тракторный марш" на Москву. Кроме экономических требований появились политические - например, об отставке правительства.
Как сообщил корреспонденту "НГ" лидер ОПР Андрей Бажутин, 27 марта водители большегрузов планируют встать вдоль дорог в крупных городах по всей стране: "С этого дня и на неопределенный срок устроим стачку, чтобы максимально опустели полки магазинов - и власть нас услышала". Главное требование - отмена сборов по "Платону". Водители недовольны и высокими ценами на бензин, они потребуют представить им обоснования расчетов размера акциза на топливо. Более частные требования - наведение порядка в системах труда и отдыха водителей, "пересмотр драконовских размеров штрафов" и т.д. Появились и политические оттенки. "Мы требуем отставки правительства и выражаем недоверие президенту как гаранту Конституции. Мы на себе испытали весь арсенал противодействия со стороны правоохранителей и судебной системы, когда невозможно реализовать свое право на свободу собраний", - говорится в прокламации дальнобойщиков.
Бажутин подчеркнул, что они не лезли в политику, но раз власть водителей не слышит, то они требуют ее смены.
Расчет у них, очевидно, на то, что в год президентской кампании власть будет обращать большее внимание на общественное мнение. Впрочем, Бажутин пояснил, что фактор выборов не сыграл роли в определении даты стачки, хотя признал, что "у дальнобойщиков земля под ногами горит". 27 марта, во-первых, приурочили к очередному повышению "платоновского" тарифа, которое состоится 15 апреля. А во-вторых, эта дата - "компромиссный вариант между водителями с юга, которые хотели устроить акцию пораньше, и водителями с севера, которые хотели попозже". Ну и, в-третьих, есть и синхронизация с протестом фермеров.
В акции могут принять участие около 7 тыс. дальнобойщиков из не менее чем 45 регионов.
Ближе к 15 апреля запланированы и митинги в крупных городах. Как стало известно корреспонденту "НГ", фермеры действительно не отказываются от "Тракторного марша" 28 марта на Москву. Как пояснил "НГ" глава "Вежливых фермеров" Алексей Волченко, крестьяне согласовывают действия с водителями большегрузов. "Тракторный марш фермеров" должен стартовать из Ставрополя, причем, если это, конечно, получится, его конечной точкой должна стать Красная площадь.
По словам Волченко, пока о протестах в контексте предвыборного года крестьяне не думают, просто конец марта им объективно удобен. Техника не будет замерзать на остановках, а посевные работы наступают через три недели. "За это время надеемся доехать до Путина и рассказать ему о своих проблемах", - отметил он.
Впрочем, часть активистов приедет в столицу уже сейчас - и на общественном транспорте. Волченко рассказал, что на 3 марта назначена встреча с главой Следственного комитета (СК) России Александром Бастрыкиным. Ему пожалуются на уголовные дела в отношение фермеров. По словам Волченко, с 2010 года он встречался с главой СК по разным вопросам уже четыре раза - и результаты были превосходными. Например, именно тот прислал бригаду, она провела расследование по нашумевшему делу в Кущевке, с которым не справилась местная полиция. Сейчас же крестьяне рассчитывают на помощь Бастрыкина против рейдеров.
Как пояснил корреспонденту "НГ" руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов, протесты могли бы дать результат, но многое будет зависеть от их массовости и организованности. Общественное мнение поддержит акции водителей и фермеров и при том условии, что они будут справедливыми. "Нашу власть при этом пока не волнуют политические заявления протестантов, но если стачка действительно будет многочисленной и продолжительной - начнут волновать", - подчеркнул эксперт.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что по сравнению с 2015 годом дальнобойщики утратили важные преимущества - новизну и неожиданность выступлений. И к тому же власть уже научилась бороться - например, раскалывая движение на умеренных и радикалов и применяя против последних репрессии. По мнению Макаркина, водители могли бы воспользоваться предвыборным годом и достучаться до власти, но тут действительно не обойтись без общественного мнения. Однако, заметил эксперт, возможностей у водителей мало - на телевидение их никто не пустит, а основная масса людей как раз и смотрит государственные телеканалы.
Член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Илья Шаблинский, который находится в контакте с дальнобойщиками, напомнил, что 8 декабря прошлого года на встрече президента Владимира Путина с СПЧ тот пообещал подумать над вопросом об отмене этого спецналога на малый бизнес. "Я разочарован, у меня сложилось впечатление, что президент принял позицию Минтранса", - заявил Шаблинский.
Фото: ng.ru