← Дороги, инфраструктура

"Фурам на смех"

Этой зимой грузоперевозчики столкнулись с острой нехваткой дорожной инфраструктуры Новосибирской области: кафе, мотелей, заправок и СТО. Из-за того, что Новосибирск в снегопады был закрыт для большегрузного транспорта, на въездах в город скапливались десятки, а то и сотни фур.

- Дальнобойщик сигнал по радиостанции не получил, подъехал - город закрыт. Но это же человек. Где ему, простите, нужду справить, чая-кофе попить? Элементарный вопрос, ответ на который просто отсутствует, - спрашивает президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев.
- Сегодня по Новосибирской области проходит 626 км федеральных дорог на которых расположен 101 объект придорожного сервиса. Из них 37 на дороге Р-254 "Иртыш" от Новосибирска до границы с Омском, 23 на Р-255 "Сибирь" от Новосибирска до Кемерово, и 35 на Р-256 "Чуйский тракт" от Новосибирска до Алтая. 6 объектов находится в стадии строительства на Северном объезде, - сообщил на пресс-конференции начальник отдела имущественных отношений ФУАД "Сибирь" Игорь Осипов.
При этом он отметил, что за 2014-2016 годы в регионе закрыто 11 объектов сервиса, по 48 суд принял решение принудить собственников к выполнению технических условий их содержания: обустройство переходно-скоростными полосами, освещением, дорожными знаками, парковочными местами с твердым покрытием. За три года 50% объектов дорожного сервиса из 101 были приведены в нормативное состояние.
К соответствующим современным требованиям многофункциональным центрам дорожного сервиса участники пресс-конференции отнесли такие объекты как "У Шмаковых" (1270 км, М-51 (Р-254), "На посту" (1150 км, М-51), "Капитан" (г Обь), "Цезарь" (149 км, Р-255), отметив, что их собственники совершенствуют инфраструктуру, строят новые объекты и наращивают объемы обслуживания. Например, "Цезарь" планирует расширить парковочное место для участников дорожного движения на 3.5 га.
И все же пока придорожных центров, где есть автозаправка, станция технического обслуживания, гостиница и специализированная стоянка для фур в Новосибирской области единицы. Дело это очень дорогостоящее. Меж тем, по требованиям закона такой объект должен быть как минимум один на сто километров пути. Более того, парковка в придорожном сервисе должна быть рассчитана минимум на 50 фур. В регионе таким требованиям с трудом соответствуют лишь две площадки, и обе находятся на Омском тракте.
По каким дорогам в России ездить комфортно? Этот вопрос корреспонденты ОТС задали дальнобойщику со стажем. Выяснилось, что это трассы М-4 и М-5.
Конечно, остановок с кафе типа "забегаловка" в Новосибирской области хватает. Только на дорогах регионального значения - Павлодар, Колывань и Ленинск-Кузецкий - подобных  пунктов около трехсот. Но количество не переходит в качество.
- Большинство из них появились в 90-е годы и были построены без соблюдения необходимых норм. Как показывают периодические обследования, до сих пор многие из таких заведений находятся в ненадлежащем состоянии. В основном, неправильно обустроенные примыкания, отсутствие переходноскоростных полос, парковок, специальных знаков и некачественное содержание. 60% таких объектов располагается на опорной сети дорог: Новосибирск-Кочки - Павлодар, Новосибирск-Ленинск-Кузнецкий и Новосибирск- Колывань-Томск. В основном это придорожные кафе и закусочные, расположенные вблизи населённых пунктов, где проживают их владельцы. По нашим оценкам, очень серьезной проблемой является неравномерное распределение таких объектов по автомобильной сети дорог, - констатировал начальник отдела весового контроля, сервисного обустройства и рекламы ТУАД Новосибирской области Игорь Горожанин.
По его словам, основная причина по которой инвесторы не хотят вкладываться в обустройство и строительство придорожной инфраструктуры - большой объем вложения и долгий срок окупаемости. Средняя стоимость одной площадки составляет 70-100 млн руб. Игорь Осипов добавил, что для дорог второй категории необходимо построить переходно-скоростные полосы: торможения 260 м и разгона 220 м, плюс само сопряжение. В асфальто-бетонном покрытии это обойдется в 3,5-4,5 млн руб, установка опор освещения - около 700 тыс рублей, плюс подводящая линия и оплата счета РЭС, а примыкание на Северном обходе в цементно-бетонном покрытии обойдется уже в 18-24 млн.
- Для решения вопроса развития придорожного сервиса в 2013 году в Новосибирской области было принято постановление правительство о создании парковочных пространств на автодорогах регионального значения за счет бюджета. В 2014 году минтранс и ТУАД разместили заказ на проведение проектных работ и разработку проектно-сметной документации по подведению инженерной инфраструктуры, обустройство примыканий с дорогами, строительство переходных полос, освещения. Тогда же планировалось учредить управляющую компанию, которая занималась бы выдачей технических условий для последующего строительства на этих площадках других объектов. Всего было разработано 8 проектов, но из-за отсутствия средств в бюджете работа была заморожена, - пояснил он.
Президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев отметил, что грузоперевозчики давно призывали власть реализовывать такие проекты в рамках государственно-частного партнерства: создавать условия при которых бизнес вкладывал бы в них свои средства. Президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири Сергей Максимов отметил, что ассоциация выступала с аналогичной инициативой.
- Мы обсуждали его в минтрансе и поучили одобрение. Предложено формировать типовой проект, привязывать его к местности и далее привлекать инвесторов, в том числе формируя пул, для реализации. Мы также предлагаем рассмотреть возможность организации многофункциональных центров дорожного сервиса в составе логопарков, которые создаются вокруг Новосибирска и где сосредотачивается большой поток большегрузного транспорта, - заявил он.
По словам Игоря Осипова, у "Росавтодора" нет возможности выделять участки под строительство объектов придорожного сервиса и производить с ними какие-то действия. К федеральной собственности относится от 1 до 3 метров земли по краю дороги и здесь по госнормативам нельзя ничего размещать. Во-вторых, предприимчивые люди уже давно раскупили земли вокруг федеральных трасс, чтобы претендовать на компенсацию от государства при реконструкции дорог.
- На совещании в федеральном дорожном агентство обсуждалась возможность, как помочь бизнесу и соблюсти новый норматив, согласно которому расстояние между объектами придорожного сервиса должно быть не более 50 км. При новом строительстве и реконструкции существующих дорог можно будет запроектировать площадку в твердом покрытии на 50 автомобилей со строительством переходных полос. По такому пути мы уже идем: на трассе М-51 в границах Коченевского района. Но, захотят ли владельцы земли, расположенной вокруг этого участка предоставлять ее инвесторам для объектов придорожного сервиса и на каких условиях? - говорит Осипов. - Этот вопрос нужно решать на уровне правительства Новосибирской области. В частности, сейчас по дорогам, которые входят в агломерацию, мы просим создать регламент для выделения участков под объекты придорожного сервиса. При строительстве Восточного обхода уже запланированы две площадки справа и слева от трассы в районе села Ленинское. При выходе с Восточного обхода - еще одна.
Предложение про включение в список объектов сервиса логопарки, по его словам Росавтодор не примет, так как это не предусмотрено действующим законодательством. Но, Осипов посчитал его интересным и рекомендовал Максимову обращаться к региональным законодателям и выходить с соответствующей инициативой на федеральный уровень.
Впрочем, спикеры отметили, что в регионе появляются новые объекты придорожного сервиса за счет инвесторов. Собственник двухстороннего придорожного комплекса "Омич" (899 км Р-254) начал строительство аналогичного на 1054 км в Новосибирской области.
- Они получили техническое разрешение, сделали примыкание с двух сторон, переходно-скоростные полосы, поставили опоры освещения, построили две АЗС и развиваются дальше, - рассказал Осипов. По его словам в объект планируется вложить около 100 млн руб.
Сергей Максимов заявил, что на инвестсовет области вынесен проект по строительству двухстороннего многофункционального центра дорожного сервиса в Новосибирском районе на 53-54 км трассы Р-255. Проект разрабатывается по поддержке ОАО "Агентство инвестиционного развития". В общей сложности под объект будет занято 12 га земли, включая стоянки для большегрузного транспорта, минимаркет, АЗС, станцию техобслуживания, отель, кемпинги и СТО. Стоимость проекта около 600 млн руб. Реализует ООО "МКДС".
Еще одной проблемой эксперты считают нехватку мультимодальных складских комплексов. Причем, это ощущают не только транспортники, но и все жители мегаполиса.
- Фуры заполонили город настолько, что легковому и пассажирскому транспорту не проехать, создаются пробки. Стрелы критики направляются в наш адрес. Но я всегда говорю: уважаемые коллеги, мы с большим удовольствием не въезжали бы в такой крупный мегаполис как Новосибирск, а разгружались бы где-нибудь на подступах к городу, - говорит президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев.
За бюджетные деньги проблему не решить, нужны  частные инвестиции. Сейчас в регионе обсуждают проект, который позволит распределить складские комплексы равномерно между трассами М-53 и М-51. В решении проблем на Алтайском направлении должен помочь Восточный объезд. К слову, уже введенный Северный ежедневно избавляет Новосибирск от десяти тысяч фур.
Фото: vn.ru