← Таможня и ВЭД

Почему таможню Сингапура считают лучшей в мире?

По оценке Всемирного Банка, таможня Сингапура по итогам 2016 года стала самой быстрой и эффективной в мире. Такие результаты приводятся в ежегодном исследовании "The Logistics Performance Index and Its Indicators 2016". Всего в исследовании принимали участие 160 стран, и по показателям, характеризующим работу таможенных органов Сингапуру удалось обогнать даже традиционных лидеров рейтинга - Германию и Нидерланды.  

Согласно исследованию, страна получила одни из самых высоких оценок по показателям удобства расположения морских портов и аэропортов, скорости таможенного оформления (менее 1 дня при экспорте и 1 день при импорте) и доле физических досмотров грузов (всего лишь 1%).
Тем не менее, высокий уровень таможенного сервиса стране просто необходим. Город-государство считается одним из крупнейших портов и экономических центров, и прочно удерживает первое место в мире по числу судозаходов. Кроме того, в Сингапуре действуют свободные экономические зоны и технопарки, которые производят продукцию на внешний и внутренний рынок, а внешнеторговый оборот города-государства составляет 624,4 млрд долларов, что больше российского объема торговли на треть. Поэтому снижение таможенных барьеров и упрощение формальностей - один из самых главных факторов привлечения инвесторов в страну.
Организация таможенного дела
Таможенное дело и сбор налогов в Сингапуре осуществляет таможенная служба, созданная при Министерстве финансов страны. На таможенные органы возлагаются задачи по сбору таможенных доходов, предотвращению уклонения от уплаты пошлин и налогов и соблюдению законодательства, а также упрощению торговых процедур. Кроме того, таможенные органы сами занимаются выдачей лицензий, сертификатов происхождения и классификационных решений.
Само ведомство окончательно сформировалось 1 апреля 2003 года, путем объединения Таможенного и акцизного управления, отдела содействия торговле и блока отделов статистики и аудита. Возглавляет ведомство Генеральный директор, которому помогают заместитель и помощники.
Помимо подразделений, которые непосредственно связаны с торговлей, тарифами и таможенными расследованиями, среди ключевых органов ведомства присутствуют контрольное подразделение, которое занимается управлением рисками и контролем таможенных схем и сделок на предприятиях, подразделения по управлению человеческими ресурсами, включая таможенную академию, и отделение внутреннего аудита, которое занимается контролем всей работы таможни.
Вся структура работы была переделана исходя из функций и принципов, которые диктуют Рамочные стандарты ВТО.
Переход к подобной организационной структуре стал результатом внедрения информационных технологий и изменения принципов работы. Налоговая администрация была реорганизована по функциям, а не по типам собираемых налогов, был усилен аудиторский блок и перестроена работа с клиентами. Кроме того, отдельно велась работа по упорядочиванию внутренних процедур взаимодействия самих сотрудников. Стоит добавить, что внутренние отчеты в организации передаются напрямую Генеральному директору, что существенно упрощает процесс принятия управленческих решений.
В целом оргструктура была, прежде всего, адаптирована для работы с бизнесом, и в ней были максимально снижены временные издержки и бюрократические барьеры.
Основываясь на рекомендациях ВТамО, таможенная служба теперь позиционирует себя, прежде всего, не как орган государственной власти, а, скорее, как бизнес-структура оказывающая государственные услуги.
sing1.gif
Бизнес-подход в качестве
Таможня Сингапура уделяет очень большое внимание качеству своей работы и созданию положительного имиджа. Поэтому на официальном сайте организации, подобно крупным фирмам указаны не только миссия и принципы работы, но и временные рамки, в течение которых таможня обязуется отвечать на электронные письма и запросы. По некоторым операциям процесс составляет всего несколько минут.
Ведомство отмечает, что стремится предоставить отличный сервис, и их главная гордость - это довольные клиенты.
sing2.gif
Единое окно Сингапура
Главным достижением Сингапурской таможни стала система единого окна, которая получила не одну награду от международных организаций.
Сингапур стал одним из первых государств, внедривших электронные технологии в таможенное оформление.
В 1989 году в стране заработала система TradeNet, которая в усовершенствованном виде работает и по сей день. Раньше она объединяла лишь несколько правительственных учреждений, а
сегодня позволяет участнику ВЭД подавать документы на рассмотрение во все нужные инстанции (35 ведомств) в электронном виде через единое окно. Уже через десять минут после подачи заявки заявитель получает ответ с разрешением или отказом в получении документа и объяснением причин.
Сегодня через систему подается 100% всех деклараций и за год через неё проходит 9 млн заявок на получение торговых разрешений.
Работа по её созданию началась ещё в 1986 году. Разработчики взяли за основу принцип уменьшения числа интерфейсов, с которыми должен был бы взаимодействовать пользователь. Была проведена огромная работа по стандартизации форм документов, изменения работы существующих ведомственных программ и перестройке всех процессов взаимодействия ведомств. Для создания системы и поддержания её работы была образована частная компания CrimsonLogic Pte Ltd.
TradeNet  - это многофункциональная система. Поданные документы в автоматическом режиме проверяются по кодам Гармонизированной системы, происходит синтаксическая проверка и анализ на основе нормативных актов. Также возможно отменить заявку и получить возмещение уже уплаченной суммы сбора за её рассмотрение. Более 90% заявок обрабатывается без ручного вмешательства таможенников или сотрудников других органов, и пользователи могут получить и распечатать разрешение на ввоз в течение 10 минут.
Данная система считается государственно-частной, поэтому за её пользование взимается плата, однако суммы достаточно скромные - 20 Сингапурских долларов (около 800 рублей) ежемесячно за наличие учётной записи и ещё по 2,88 сингапурских доллара (около 120 рублей) за каждую операцию. Стоит добавить, что деньги за операции и начисленные налоги списываются со счетов клиентов автоматически - система также связана с банками.
sing3.gif
В планах на будущее у сингапурских разработчиков - дальнейшая интеграция системы TradeNet с коммерческими информационными системами TradeXchange - платформы, которая упрощает обмен информацией в цепочке поставок между логистическими и торговыми компаниями.
Правила и упрощенные технологии
В Сингапуре существуют свои правила для компаний, которые хотят вести внешнюю торговлю. Для того, чтобы компания получила это право, в Сингапурской таможне необходимо создать учетную запись, которая делается 1-2 дня и действует в течение всего срока существования фирмы. Далее, чтобы ввезти или вывезти товар компании необходимо получить через систему "TradeNet" разрешение соответствующего типа - "IN" или "OUT", а также могут потребоваться разрешения от специализированных контролирующих органов, если везутся, к примеру, сигареты, медикаменты или продукты питания.
Несмотря на то, что в Сингапуре действует зона свободной торговли, и таможенными пошлинами большинство товаров не облагается, за некоторые товары всё же придётся уплатить налог - это алкогольные напитки, табачные изделия, автомобили и нефтепродукты. Кроме того, на все товары, ввозимые в страну для внутреннего потребления, распространяется налог на товары и услуги GST, который собирается Сингапурской таможней. Для всех товаров его размер одинаков - 7% от стоимости товаров.
Поскольку в стране размещено много производств, продукция которых затем вывозится в рамках реэкспорта, то существует ряд упрощений для бизнеса, связанных с возвратом GST или отсрочкой его уплаты. Так, например, для крупных торговых компаний есть программа, по которой они могут отложить уплату GST до конечной точки ввоза.
Также в морских портах и аэропортах действуют специальные зоны FTZs, где для импортируемых товаров временно не взимаются налоги. В свою очередь, GTS и пошлины нужно платить только после того, как товар покинет данную территорию и войдет в таможенную зону. Данная схема широко применяется при перевалке грузов и реэкспорте товаров.
Подобным образом действуют и лицензированные склады с нулевым GST - оплата пошлин и налогов на помещенные на его территорию товары откладывается до момента вывоза.
Борьба с коррупцией
Сегодня Сингапур наравне с Китаем считается одной из стран с самым низким уровнем коррупции на таможне. Однако, чтобы достичь подобных результатов, у властей страны на это ушел не один десяток лет. Подобно другим азиатским государствам исторически взяточничество было неотъемлемым элементом культуры и жизни общества.
Таможенные органы тоже не были исключением - за пропуск контрабанды и "ускорение" проверки транспортных средств необходимо было платить взятку. Однако со временем такой подход стал угрожать не только безопасности государства, но и дальнейшему экономическому росту. Поэтому, как и в Китае, власти решили бороться с коррупцией жесткими методами - введением уголовной ответственности и резким увеличением штрафов. При этом минимальный штраф за коррупционное преступление составляет от 100 тысяч сингапурских долларов.
Ещё одним элементом антикоррупционной программы стала презумпция виновности агента правительства или другого ведомства.
Согласно ей, доказывают свою невиновность перед судом служащий обязан самостоятельно. Более того, если обвиняемый жил не по средствам или владел чрезмерно дорогими объектами собственности, то это также будет подтверждать то, что обвиняемый имел коррупционные доходы. Если вину чиновника удается доказать, то ему грозит выплата штрафа, конфискация средств и тюремное заключение на срок от 10 лет, а семья взяточника будет считаться опозоренной, и никто из её членов не сможет устроиться на хорошую работу в Сингапуре.
Несмотря на всё это, работа сингапурского госслужащего считается не только престижной, но и высокооплачиваемой, при этом уровень заработной платы привязан к средней зарплате лиц, работающих в бизнесе на сопоставимых должностях.
Кроме того, большое внимание в рамках коррупционной борьбы уделяется её публичному освещению. Так, например, в 2016 году премьер-министр Сингапура Ли Сянь Лун вручил почётную награду таможенному офицеру Сиоу Тек Менга за то, что он отверг взятку туриста, приехавшего в Сингапур. Сам же нерадивый путешественник получил 3 недели тюремного заключения.
Помимо сотрудника таможни на торжественном мероприятии высокие оценки получили ещё 34 госслужащих и 13 гражданских лиц.
Основа работы - уполномоченные экономические операторы
В Сингапуре реализуется национальная программа безопасности в цепочке поставок - Партнерство по безопасности торговли STP, которое направлено на общее повышение уровня безопасности в международной торговле.
Она была запущена ещё в мае 2007 года на основе стандартов Всемирной таможенной организации и представляет собой реализацию института уполномоченных экономических операторов.
На практике это программа добровольной сертификации, в рамках которой компании обязуются выполнять более жесткие меры по безопасности в своих торговых операциях.
В частности, ведомством были созданы руководящие принципы, которые участники цепочки поставок должны соблюдать в своей работе. Они предназначаются для того, чтобы компании могли выявить и сосредоточиться на каком-либо пробеле безопасности в цепочке поставок, и, устранив его, предоставить клиенту лучший уровень сервиса и гарантию надежности.  В свою очередь, таможенные органы, проверив работу компаний, не только предоставляют сертификаты о соблюдении данных принципов, но и пользуются некоторыми преимуществами во внешней торговле.
Фото: steventking.com
ПРОВЭД