Для доставки скоропортящихся грузов от мест производства до пунктов реализации с соблюдением заданных климатических условий (в первую очередь - температуры и режима работы рефрижераторной установки) в России задействованы сотни тысяч рефрижераторов. Транспортные компании осуществляют рефрижераторные перевозки по заказам своих клиентов - владельцев грузов, значительную часть которых составляют ритейлеры.
Ритейл (от английского "retail" - "розничный") - это реализация товаров конечным потребителям, то есть розничная торговля. Зоной особого внимания ритейлера в сфере транспортных услуг является доставка товаров со склада в точки розничной продажи - "последняя миля" на пути товара от производителя к потребителю.
Почему контроль температуры в рефрижераторе важен для владельца груза
Основой розничной торговли является постоянная доступность товаров для покупателей. Количество любого товара на прилавке должно всегда удовлетворять ожидаемый спрос на него. С другой стороны, избыток товаров, хранящихся в магазинах, снижает эффективность работы ритейлера, и это особенно важно при работе со скоропортящимися товарами, хранение которых требует создания специальных условий. Партии товаров должны прибывать в магазин строго по согласованному графику, а вероятность порчи груза должна быть минимизирована. Главная причина порчи во время доставки - нарушение условий перевозки. Именно поэтому их обеспечение и контроль всегда является неотъемлемой частью договора о транспортировке скоропортящегося груза.
Если груз всё же испорчен и магазин вынужден отказаться от его приёмки, то система контроля условий перевозки в рефрижераторе позволяет выявить виновника для предотвращения повтора ситуации в дальнейшем. Фиксация контрольно-измерительной аппаратурой значительного отклонения фактической температуры от требуемой - явный признак вины транспортной компании. В противном случае причина порчи груза может быть в нарушении технологии работы поставщиком товара или сотрудниками самого ритейлера.
Стоимость испорченного груза ритейлеру обычно компенсируется - после судебных разбирательств - если не перевозчиком, то страховой компанией. Но репутационные потери, связанные с отсутствием товара на прилавке, не возмещаются. Избежать этих потерь помогает контроль в режиме реального времени всего процесса доставки скоропортящегося груза, от мониторинга местоположения рефрижератора до контроля режима перевозки. При этом не просто фиксируются нарушения, но в большинстве случаев удается предотвратить отклонения режима перевозки от требуемых параметров.
Уровень мониторинга рефрижераторов как критерий выбора транспортной компании
Чтобы понять, способна ли транспортная компания обеспечить надёжную доставку скоропортящегося груза, заказчику перевозки стоит обратить внимание на то, как в этой компании организован контроль работы автомобилей с рефрижераторным оборудованием.
Минимальный допустимый уровень записи условий перевозки груза обеспечивает регистратор температуры - устройство, фиксирующее температуру с заданной периодичностью без участия человека. Вместе с температурным регистратором в рефрижераторе должны быть установлены датчики температуры, которые и производят измерения. Измеренные значения сохраняются в памяти регистратора, что позволяет просмотреть отчёт о температуре груза за весь период поездки сразу после её завершения. Если в составе регистратора температуры есть принтер, то водитель может напечатать отчёт о температуре и передать его получателю груза уже во время разгрузки, в противном случае для снятия данных регистратор необходимо подключить к компьютеру.
Но регистратор температуры - это просто измерительный прибор, позволяющий предъявить претензию перевозчику в случае, если груз уже испорчен.
Минимизировать или полностью устранить риск потери груза позволяет контроль работы рефрижераторной установки и режима перевозки на всем пути следования рефрижератора. Крупнейшие производители рефрижераторов производят телематические устройства, для которых источником информации является не набор отдельных датчиков, а контроллер (управляющий блок) рефрижератора - это значительно расширяет список отслеживаемых параметров работы установки: фиксируются режимы её работы, результаты самодиагностики и многое другое.
Общим недостатком "фирменных" устройств, помимо высокой стоимости, является сложность их интеграции в систему мониторинга перевозчика или заказчика перевозки. И, конечно, каждый производитель рефрижераторного оборудования предлагает устройство, которое работает только с его собственными установками.
Транспортные компании, следящие за техническими новинками, уже знают, что "фирменным" телематическим устройствам есть достойная альтернатива. В 2016 году российская компания "Кварта Технологии" начала выпуск адаптера-регистратора iQFreeze*, который по функциональным возможностям не уступает западным аналогам, но при этом инвариантен к производителю рефрижераторного оборудования и к системе мониторинга, в которую передаются данные. Владельцы рефрижераторов, выбравшие данное решение, с одной стороны, демонстрируют понимание важности качественного мониторинга режима перевозки скоропортящихся грузов, а с другой - не хотят нести неоправданные расходы и риски и перекладывать часть этих расходов и рисков на заказчиков перевозок. Именно с такими ответственными перевозчиками в последнее время и предпочитают работать владельцы режимных грузов!
Работа владельца груза с системой мониторинга транспорта
Современные технологии позволяют заказчику доставки груза получать информацию о выполнении заказа с той же оперативностью, с какой её получает сама транспортная компания.
Контроль состояния груза
Подключившись в качестве пользователя к системе мониторинга транспорта перевозчика, заказчик может в режиме реального времени следить за местоположением и состоянием груза, действиями сотрудников транспортной компании в нештатных ситуациях. Двойной контроль за скоропортящимися грузами на всем пути их следования помогает минимизировать возможность порчи груза.
Типовым нарушением условий перевозки является стартовое задание на рефрижераторе температуры, не соответствующей перевозимому грузу. Ввод требуемой температуры обычно выполняет водитель, и он может, например, ошибочно ввести неверное значение. Управляющий блок рефрижератора будет честно поддерживать заданную температуру, что весьма вероятно приведёт к порче или гибели перевозимой продукции.
Этого риска можно избежать, если ввести в систему мониторинга транспорта сведения о требуемых условиях перевозки груза, а именно температуры и режима работы рефрижераторной установки (непрерывный или старт/стоп). Оба эти параметра фиксируются при оформлении заказа на перевозку. Следовательно, есть возможность задать требуемую температуру груза к моменту начала каждой поездки. Анализ данных, поступающих в систему мониторинга, позволяет убедиться, что данная температура действительно установлена. Такая "обратная связь" возможна только при интеграции в систему мониторинга информации контроллера рефрижератора. Эту связь обеспечивает установленный на рефрижераторе адаптер-регистратор iQFreeze*.
Что важно, нет необходимости непрерывно следить за текущими показаниями рефрижератора! Наиболее популярные системы мониторинга позволяют настроить систему оповещений в случае нештатной ситуации и рассылают уведомления по различным каналам: смс, электронная почта, push-оповещения и др.
Грамотный выбор транспортной компании с проведением анализа используемых технических средств мониторинга рефрижераторов, личное участие в процессе перевозки скоропортящихся грузов в качестве дополнительной линии контроля - всё это позволяет ритейлеру избежать пустых прилавков и конфликтов с партнёрами. Когда доставка товаров работает без сбоев, можно больше времени уделить работе с персоналом и покупателями!
ООО "Кварта Техноло-гии"
+7 (495) 230-06-11
iqfreeze@quarta.ru