На фоне многотысячного утино-кроссовочного "гулянья", прошедшего в 26 марта во многих городах России, менее заметной оказалась другая акция протеста, стартовавшая в понедельник, 27 марта. Ее участники совершенно точно не прогуливались, а открытым текстом заявляли о своей причастности к акции и о требованиях. Речь о Всероссийской бессрочной стачке автоперевозчиков. Протестующих можно заметить на обочинах дорог: большие фуры, стоящие без движения, с наклейками, плакатами, флажками или надписями с требованием отменить систему "Платон".
На Урале мероприятия, организованные Объединением перевозчиков России, прошли во многих городах, том числе в Екатеринбурге, Сургуте, Челябинске, Кургане, Тюмени и прочих. Формы протеста, избранные активистами, - вполне мирные: автомобильные пробеги (на которые почти нигде не удалось получить разрешение у властей - мол, едущие фуры будут мешать другим участникам движения), а также митинги и пикеты.
С их санкционированием тоже далеко не все было гладко. "Автопробег по городу нам власти "зарубили", а митинг предложили проводить вдалеке от города, в лесу, где нас никто бы не увидел - чтобы между собой пошумели и разошлись, - рассказывает местный активист движения Наиль Нигаматуллин. - В итоге сошлись на другой площадке - та хоть за полсотни километров, но все-таки у федеральной трассы, и проезжающие нас видели. Еще когда подавали заявку на акцию, ко мне приходили втроем сотрудники неких структур, из которых лишь представитель полиции показал удостоверение, остальные отказались представляться, даже когда я спросил, кто они и откуда. Предупреждали меня об уголовной ответственности за "смуту", спрашивали о целях. Какие могут быть еще цели, если речь идет о выживании: когда при существующей системе налогов и сборов автоперевозчику трудно наскрести на запчасти, и на жизнь остается не более 20-30 тысяч - что остается? Когда объяснял все это, видел: они все понимают, отводят глаза. Ясно, люди подневольные, их обязали провести эту беседу".
В чем же состоят претензии и требования протестующих? Прежде всего, как уже сказано, они выступают за отмену системы взимания платы с грузовиков с разрешенной максимальной массой более 12 тонн, называемой "Платоном". "Она заявлялась как замена транспортному налогу и как способ обеспечить финансирование ремонта дорог, которые "разбивают" тяжелые фуры.
Но система убыточна и несправедлива, и по факту стала не заменой, а добавкой к остальным сборам, - считает координатор Объединения перевозчиков РФ Александр Черевко.
- Есть акциз на топливо, к которому мы не имеем вопросов: 9 рублей с литра, эти средства безо всяких посредников идут в дорожный фонд и направляются на ремонтные работы на дорогах. Все просто и прозрачно, средства не могут идти на другие цели. Есть транспортный налог, который имеет для грузовика размер от 7 до 40 тысяч рублей в зависимости от региона и мощности. Тут уже начинаются сложности: этот вид налога поступает в региональные бюджеты, которые распределяют деньги по своему усмотрению: на строительство, социалку, прочие нужды. То есть прямой зависимости между уплатой транспортного налога и состоянием дорог нет. Теперь смотрим, что собой представляет "Платон": до недавнего времени он составлял 1 рубль 53 коп. с километра, в этом году хотели повысить до 3,6 рубля, но потом "сжалились" и утвердили 1,9 руб. Посчитаем - пробег автоперевозчика - от 100 тыс. км (причем неважно, с грузом он идет или "пустой"), значит, в год предприниматель отдает только "Платону" около 200 тыс. рублей, а бывает, и 300 тысяч. Прибавим к этому расходы на прочие налоги, сборы и отчисления, бензин, недешевые запчасти (одно колесо стоит тысяч двадцать, а их у фуры много), ремонт, и на жизнь уже мало что остается, т.к. доход у такого работника - не более пятисот тысяч в год. А какие штрафы? За превышение допустимого веса, которое фиксирует весовой контроль, перевозчика штрафуют на полмиллиона рублей - тот же годовой доход! При этом заработать его можно и неумышленно (внезапное торможение, налипание снега), а отсутствие табло у встроенных весов еще и делает факт фиксации неизвестным для водителя до поры, пока ему не придет уведомление. Зато тот, кто заведомо знает о своем перегрузе - перевозчики наливных, сыпучих грузов, которые не хотели проходить долгую процедуру получения разрешения - те стараются "договариваться" с сотрудниками весовых постов, чтобы объехать встроенные весы по встречной полосе, и им это часто удается".
Словом, проблем немало. Неудивительно, что в Сургуте, где власти не согласовали акцию, все-таки собралось два десятка дальнобойщиков, они выставили свои машины на обочине вдоль Тюменского тракта. И когда местная полиция начала производить задержания (задержали почти всех и отпустили из отделения лишь поздно ночью), один из участников протестовал активнее обычного. "Накипело у человека, - поясняет участник событий Владимир Цильцин. - Его отделили от нас, в машине его устроили обыск, вменили ему статью 20.2 как организатору несанкционированной акции. Я сам не плательщик "Платона". Но в перспективе мне это предстоит. Не хочу этого кошмара, поэтому я - с ними. То, что акция была не согласована - так я видел ролики из других городов, где мероприятия разрешили, - и там их огородили, как обезьян, отделили от остальных людей. А мы хотим, чтобы о наших трудностях знали".
Кстати, ввиду последних событий в Росавтодоре решили рассказать СМИ о плюсах системы "Платон". "Грузоперевозчики Югры сэкономили на транспортном налоге 282 млн. рублей благодаря системе "Платон", - говорится в одном из пресс-релизов ведомства. - Фактически перевозчики были освобождены от уплаты транспортного налога, если сумма перечисленных ими сборов в дорожный фонд страны за проезд по федеральным трассам превысила или была равна сумме налога. Выпадающие доходы от налоговой льготы в декабре прошлого года в полном объеме были компенсированы региону из федерального бюджета за счет сборов системы "Платон". На сегодняшний день сборы в дорожный фонд страны от системы превысили 22 млрд рублей. Все эти средства направлены на ремонт самых проблемных дорог и аварийных мостов, восстановление которых без "Платона" было бы невозможно в ближайшее десятилетие. Их ремонт значительно повышает безопасность дорожного движения для всех автомобилистов. При этом система работает в интересах всех законопослушных предпринимателей, так как конкуренция на рынке грузоперевозок приобретает цивилизованный характер", - подчеркнул глава Федерального дорожного агентства Роман Старовойт.
Александр Черевко скептически относится к этой информации. "Все средства направлены на ремонт - это громко сказано, - утверждает он. - Эти данные легко найти на сайте Минтранса. По договору концессии оператор "Платона" - компания "РТ-Инвест" - получила из этих денег 10,6 млрд рублей за год на установку рамок, содержание офисов и персонала, прочие расходы. А около восьми миллиардов государство перечислило в региональные бюджеты в качестве компенсации за тот самый транспортный налог.
Вообще, это странная ситуация, когда частная компания с уставным капиталом 10 тыс. рублей вдруг становится оператором федеральной системы, сразу получает на это большие средства из государственного бюджета (то есть деньги налогоплательщиков).
И что касается ремонтирования дорог из средств, собранных "Платоном": недавняя проверка, проведенная во Владимирской области, показала: половина построенных осенью дорог практически сошла вместе со снегом, то есть в очень плохом состоянии.
"По-моему, ни власть, ни большая часть граждан не понимают, к чему приведет эта система, если нее не привести в порядок, - считает Наиль Нигаматуллин. - Будут серьезно расти цены. Взять хлеб: сначала зерно надо привезти на мельницу, потом с мельницы муку - на завод, с завода - в торговые сети: каждый километр будет прибавлять почти два рубля к себестоимости товара, а возложат эти издержки на потребителя. Сегодня в Екатеринбурге обычный тариф за перевозку фурой - 44 рубля за километр, но это уже невыгодно, так что думаю, частный бизнес будет задушен. А оставшиеся крупные игроки взвинтят тарифы - перевозка будет стоить более сотни рублей за километр. Это сегодня мы пока можем купить булку хлеба и литр молока на 100 рублей - через некоторое время понадобится вдвое большая сумма".
Следует добавить, что поскольку в системе автоперевозок накопился целый ворох проблем, отмена "Платона" стала не единственным требованием протестующих автоперевозчиков. Требуют также отменить транспортный налог, скорректировать нормы режима труда и отдыха перевозчиков, норм весогабаритного контроля, дать четкое обоснование акцизов на топливо. Отставка правительства РФ за неэффективную внутреннюю экономическую политику и высказывание недоверия президенту страны как гаранту конституционных прав граждан - об этом тоже говорили на митингах и пикетах. При этом участники подчеркивают: акции организованы исключительно дальнобойщиками и преследуют цели защиты их прав.
На днях председатель Совета Федерации ФС РФ Валентина Матвиенко сказала по поводу воскресных "гуляний": - "Власть не должна просто констатировать либо делать вид, что ничего не происходит. Все представители власти - депутаты, сенаторы, органы исполнительной власти в регионах, должны встречаться с людьми, понимать, что их волнует и обсуждать способы решения этих вопросов". Ну что ж, это нормальный сценарий. Главное, чтобы встречи и обсуждения в итоге приводили к желанному результату - решению проблем.
Фото: ural-meridian.ru