← Автомобильные грузоперевозки

"Машин нет". Чего добились алтайские дальнобойщики участием в стачке

Около сотни мелких грузоперевозчиков присоединились к всероссийской стачке дальнобойщиков. С 27 марта они поставили свои машины на прикол. Акция протеста не получилась массовой, но в отдельных сегментах рынка транспортники смогли создать дефицит машин. Большинство же грузоотправителей не испытали проблем с отправкой товаров.

                       
То, что дальнобойщики по всему региону 29 марта отказались предоставлять свои машины на погрузку, altapress.ru подтвердили пятеро игроков рынка.
Евгений Сухарев, предприниматель из Рубцовска:
- Многие действительно временно отменили рейсы. Некоторые возвращаются из поездок и тоже намерены бастовать - дома стоять дешевле, чем где-то на трассе.
Барнаульский перевозчик Федор Глечиков останавливать работу не стал, но протестующих поддерживает. Он отмечает:
предприниматели на рынке разобщены, в регионе нет объединения или сильного лидера, который мог бы вдохновить и организовать массовую протестную акцию. Поэтому к стачке присоединилось немного предпринимателей и эффект от нее оказался минимальным.
Крупные перевозчики, в том числе входящие в Сибирскую ассоциацию автоперевозчиков (СААП), участвовать в забастовке не стали.
Андрей Казанцев, директор транспортной компании "Сигма-5":
- Сотня протестующих - капля в море. В Алтайском крае больше тысячи перевозчиков. Если бы все остановились, это была бы революция.
Тем не менее, даже выпадение сотни игроков рынка способно создать небольшой дефицит транспорта, отмечает он. А это - одна из целей стачки: столкнувшись с нехваткой машин, грузоотправители будут сговорчивее при обсуждении ставок и возьмут на себя выросшие из-за системы "Платон" издержки.
Отметим, весной многие перевозчики традиционно берут паузу. Она связана со временными ограничениями для большегрузов (действуют в течение апреля). Однако мера имеет немало исключений (например, не запрещено доставлять скоропортящиеся продукты питания) и, по словам перевозчиков, не сильно влияет на грузооборот.
Руководитель компании "Автосоюз" Оксана Просяных - одна из тех, кто перестал грузить свои машины. Она сетует на коллег, кто не присоединился к акции. По ее словам, в сегменте перевозки круп дефицит ощущается.
Оксана Просяных, руководитель компании "Автосоюз":
- К нам обращаются давние клиенты и говорят: машин нет. И на электронной бирже заявок западное направление очень медленно закрывается. Например, заявки на Питер, Москву, Зеленодольск висят подолгу, хотя обычно они закрываются в течение 2-3 минут.
Отдельные грузоотправители подтверждают ситуацию.
Андрей Локтеонов, начальник транспортного цеха "Барнаульского пивоваренного завода":
- Определенный дефицит действительно есть. Нас выручает то, что у нас имеется собственный транспорт. Но в той части, где мы привлекаем сторонник перевозчиков, проблема есть, нарушаются графики поставки. Но пока некритично.
Другие опрошенные корреспондентом altapress.ru промышленники нехватки машин не почувствовали. Среди них - директор компании "Полимер-Пласт" Олег Шелудяков и председатель правления "Алтайского союза предпринимателей" Юрий Фриц. Последний отметил, что союз поддерживает дальнобойщиков и опасается дальнейшей стагнации рынка.
Гендиректор компании "Мартика" Виталий Смокотин рассказал, что его фирма не только не ощутила напряженности, но и даже получила предложение от перевозчиков погрузить дополнительные машины. "Впрочем, мы нанимаем сторонних перевозчиков на дальние, высокорентабельные для них направления. Возможно, поэтому никто не хочет от них отказываться", - уточнил предприниматель.
По данным организаторов, всероссийскую стачку грузоперевозчиков поддержали более 10 тыс. человек в 50 регионах. Дальнобойщики проводят митинги, автопробеги и отказываются возить грузы. В регионах, где протест наиболее активен (в основном на юге страны), бастующие угрожают расправой тем, кто игнорирует акцию и продолжает работать.
Свою стачку перевозчики называют бессрочной и выдвигают властям несколько требований. Среди них: полная отмена системы "Платон" и транспортного налога (поскольку перевозчики уже платят налог - акциз в плате за топливо), строительство адекватной инфраструктуры для отдыха водителей на трассах, особенно в Сибири, а также корректировка норм в сфере контроля весогабаритных параметров. Также многие протестующие призывают к отставке правительства.
Фото: foodmarkets.ru
altapress.ru