В Кирове продолжается стачка дальнобойщиков, участвующих во всероссийской акции протеста. Их главное требование - отмена системы "Платон", по которой с грузовых автомобилей весом более 12 тонн взимаются дополнительные дорожные сборы. С 15 апреля тариф за проезд фур по федеральным трассам должен был вырасти в два раза - с 1,53 до 3,06 рублей за один километр, однако в итоге был повышен лишь на четверть. Но дальнобойщики считают, что и это перебор, и требуют полной отмены системы.
После автопробега 27 марта по Советскому тракту многие водители большегрузов в Кировской области перешли к так называемой "итальянской забастовке" - они просто поставили свои фуры на прикол и отказываются выходить в рейсы. Вечером 11 апреля несколько многотонных грузовиков встали лагерем на улице Луганской неподалеку от ТЭЦ-4. Менее чем за сутки их импровизированную стоянку посетили несколько десятков сотрудников силовых структур и даже врио губернатора Игорь Васильев.
Встреча с врио губернатора
15 пустых фур припарковались дружным строем на необорудованной стоянке вдоль пыльной улицы Луганской. В отличие от соседней парковки, где легковушки уже превратили оттаявшую землю в месиво, в лагере дальнобойщиков более-менее чисто. Говорят, что вчера даже устроили здесь небольшой субботник - собрали мусор и смели в кучи прошлогоднюю листву. Кто-то из водителей читает в кабине своей фуры, кто-то курит с коллегами, приехавшим гостям предлагают угоститься чаем - в кузове одного из грузовиков устроен походный "стол". Неподалёку припаркована машина ДПС, сотрудники полиции приглядывают за лагерем. Один из инспекторов подходит и вежливо интересуется, какое издание мы представляем. Всё мирно, напряжённости не чувствуется.
Мы оказываемся случайными свидетелями приезда в лагерь врио губернатора Игоря Васильева. В сопровождении нескольких телекамер и сотрудников правительства он подходит к дальнобойщикам и начинает убеждать их, чтобы они разъехались.
- Это малоперспективное дело, вы так ничего не добьётесь, - говорит он.
- Так вы бы иначе к нам не приехали, - отзываются водители. - Мы потому и стоим, что по-другому у нас не получается до властей достучаться.
- Да ладно, надо было прийти ко мне и просто поговорить, - не соглашается Васильев. - Мы же ни от кого не закрываемся, мы управление по-новому строим. Так что пора заканчивать с этим делом, - кивает он головой в сторону припаркованных грузовиков. - Если у вас есть инициативная группа - разложите картину, что вам нужно, сформируйте требования и давайте сядем за стол переговоров.
В ответ дальнобойщики соглашаются встретиться, но просят главу региона сделать так, чтобы полиция их "не прессовала". Накануне вечером в лагерь приезжали полицейские, всех участников забастовки по одному отводили в сторону, проверяли документы и требовали написать объяснения, на каком основании они тут собрались и что делают.
- По бытовухе обычно не дозвонишься, а тут 25 сотрудников полиции приезжают без всякого звонка, -
возмущается один из водителей.
- Работа у них такая. Они же вас и нас охраняют, - встаёт на защиту стражей порядка врио губернатора.
В итоге стороны договариваются встретиться на следующий день, а Игорь Васильев оставляет дальнобойщикам номер своего сотового для связи.
Чёрные списки "крыс"
Протесты дальнобойщиков уже третью неделю продолжаются по всей стране. По сообщениям федеральных СМИ, забастовки водителей проходят, по разным данным, на территории от 40 до 80 регионов. Наиболее массовые протесты дальнобойщиков наблюдаются в Дагестане и прочих республиках Северного Кавказа. По оценкам самих протестующих, там отказываются выходить в рейсы от 80 до 90% водителей фур. В 34 регионах, по данным общества защиты прав потребителей "Общественный контроль", из-за стачки дальнобойщиков уже наблюдаются перебои с поставками продуктов. "Всего за период с середины марта до настоящего дня Общество защиты прав потребителей зарегистрировало 116 заявлений из 34 регионов Российской Федерации, в которых граждане сообщают как конкретные факты заметного снижения ассортимента продуктов питания в предприятиях розничной торговли, так и отмечают существенный рост цен на отдельные позиции. Причём проявляется тенденция постоянного роста количества подобных обращений", - говорится в официальном сообщении организации.
В Кировской области, говорят участники протестного лагеря, бастуют не менее половины дальнобойщиков.
- У нас в регионе по данным Кировстата 52 тысячи грузовых автомобилей, из них 34 тысячи - это частники, и примерно треть из них, то есть около 10-12 тысяч - это 12-тонники и выше, которых как раз "Платон" коснулся, - говорит заместитель председателя Союза грузоперевозчиков Кировской области Юрий Куншин. - По нашим оценкам, около половины из них бастуют. Если команду дать, сюда приедет ещё сотня фур. Из Нижне-Ивкино звонили вот, предлагали подъехать, с Кумён, с Нолинска. Они там стоят все в гаражах, просто не выходят на работу. Просто мы не хотим создавать неудобства и ажиотаж. Мы не хотим обострять, мы не экстремисты. Мы хотим только привлечь внимание.
Участники стачки отмечают, что некоторые дальнобойщики продолжают работать. Некоторых из них забастовщики понимают и даже оправдывают.
- Часть из них - это те, кто просто не может бастовать, потому что у них хомут из кредитов и ипотек, и их банки просто возьмут за горло. Есть водители, которые связаны договорными отношениями с заводами, и если он машину не предоставит, то там санкции такие, что на всю жизнь попадёшь в кабалу, - отмечает Куншин. - Но есть третья категория - так называемые "крысы", у которых всё в жизни хорошо, но они сейчас на этой ситуации зарабатывают. С начала забастовки расценки на транспортные услуги в регионе сильно взлетели. И они этим пользуются и снимают сливки. Этих "крыс" мы сейчас заносим в чёрные списки. Что с ними делать собираемся? А потом им руки подавать не будем. Дорога одна, и на ней всякое бывает.
Пока протестный лагерь живёт более-менее мирно. От вежливого визита полицейских накануне вечером дальнобойщики также вежливо отбились. Водители рассказывают, что поначалу договорились с полицейскими, чтобы те взяли объяснение только с троих добровольцев-водителей, так сказать, самых бесстрашных, а остальных не трогали. Но потом полицейские начали тягать на опросы и остальных обитателей лагеря. После этого водилы просто развернулись и от полицейских, стоявших в стороне от лагеря, ушли.
- У нас есть мысли, что они найдут способ нас отсюда вытеснить. Субботник какой-нибудь организуют, трактора нагонят, - делится один из протестующих Андрей Желудков. - Когда мы в 2015 году стояли на площади Конева, они не могли найти причину нас разогнать, так прямо на наших глазах повесили знаки "Стоянка запрещена" и "Работает эвакуатор".
Пока никаких попыток разогнать лагерь на Луганской силовыми методами власти не предпринимали. Только одного из лидеров протеста, председателя Союза грузоперевозчиков Кировской области Валерия Сояка, прошлым вечером увезли в участок и там составили протокол за нарушение установленного порядка проведения шествия, а именно - автопробега 27 марта.
- Автопробег был согласован, но только до перекрёстка Производственной и Солнечной, - объясняет Андрей Желудков. - Мы думаем, что это было сделано намеренно. Потому что раньше, когда мы устраивали пробеги, нам их согласовывали до развязки за Новым мостом, и мы там могли развернуться и разъехаться. А тут, когда мы доехали до Солнечной, нам некуда было деться, мы вынуждены были ехать колонной дальше.
Сам Валерий Сояк пояснил, что когда дальнобойщики уехали за Новый мост, там они встали все вместе, чтобы обсудить автопробег и попрощаться:
- К нам подошёл блогер, стал нас снимать и задавать вопросы, и полиция усмотрела в этом пикет. Выписали на меня протокол. Скоро будет суд. Грозит штраф от 10 до 20 тысяч рублей либо исправительные работы. Это первое мое административное дело за участие в протесте. Раньше обходилось как-то без этого.
Опыт протеста
С системой "Платон" дальнобойщики борются уже полтора года, в самого её появления. Нынешний протест, по их словам, куда более серьёзен, чем предыдущие.
- Первые попытки протеста были стихийные, но за полтора года многое произошло, что обычным людям не видно, - говорит Юрий Куншин. - А произошло то, что мы создали общественные организации. Флаги, под которыми мы стоим, - это флаги Союза грузоперевозчиков Кировской области, Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов, Объединения перевозчиков России. Они официально зарегистрированы, они созданы в каждом регионе, и мы делегировали им полномочия, чтобы они могли выступать от нашего имени и представлять наши интересы, в том числе на федеральном уровне. И сегодняшняя забастовка - вещь организованная.
Может быть, ещё слаба организация, но всё впереди. Да и с каждой новой забастовкой всё больше людей узнают о наших проблемах.
В нынешней стачке дальнобойщиков поддерживают и руководители транспортных компаний. Некоторые водители рассказывают, что взяли на работе отпуск за свой счёт, и их не только не уволили, но работодатель продолжает выплачивать им минимальный оклад.
Говорят, встать лагерем они решили, чтобы поддержать коллег из других регионов и добиться реакции властей. С 15 апреля уже должно произойти повышение тарифа, а реакции федеральных чиновников по-прежнему нет.
- На федеральном уровне проходят какие-то встречи Медведева с людьми, которые дальнобойщиками не являются, - негодуют участники кировского протеста. - Они от нашего имени с премьером общаются, а кто эти люди, никто не знает. Мы их впервые видим. Смотрели передачу "Час суда"? Так вот тут тоже сплошная инсценировка. Там одно только действующее лицо настоящее - сам Медведев, а остальные какие-то подсадные утки.
Когда речь заходит о "Платоне", мужчины начинают говорить наперебой, подкрепляя эмоции цифрами. Важная деталь, которая нетипична для подобных акций протеста - ни один из них не стремится спрятаться за маской анонимности и не боится называть свои имя и фамилию.
- Я как водитель зарабатываю 4-5 рублей с километра. А тут получается, три рубля с километра нужно отдать какой-то организации, то есть по сути посадить ещё одного человека, который не управляет машиной, не ремонтирует её,
- недоумевает Юрий Куншин.
- Раньше я с каждых 100 тысяч километров пробега платил 30 тысяч, а теперь должен буду заплатить 200 тысяч. То есть нам фактически налог подняли в 7 раз. Совсем с ума сошли? - возмущается один из протестующих Михаил Обухов. - Губернатор просил разойтись. А в каком смысле разойтись? Взять монтажки и разбежаться? Давайте договариваться. Только мы пока ещё ни одного предложения от них не слышали.
При этом дальнобойщики постоянно подчёркивают, что проблемы, о которых они говорят, не их личные, а общие, и они уже коснулись многих кировчан.
- Мы ставки свои ещё не подняли, а молоко и масло в магазинах уже подорожали. Уже среагировал рынок. А если мы после повышения "Платона" свои ставки поднимем? - рассуждает дальнобойщик Андрей Карпенко. - У меня соседка в магазине работает, она говорит, что ценники уже домой начала носить переписывать, потому что каждый день повышение то на 10, то на 20 копеек. А мы не ездим, ничего не делаем, и во всём виноваты оказываемся. Это значит, кучка "крыс" так цены поднимает.
Кроме "Платона"
Региональные власти вроде бы идут на диалог, отмечают дальнобойщики. На прошлой неделе с протестующими встречался председатель Заксобрания Владимир Быков. Требования выслушал, пообещал помочь, но протестующие прекрасно осознают, что "Платон" регионалы отменить не могут. От местных чиновников кировские дальнобойщики ожидают, что те хотя бы пошлют сигнал в Москву, а заодно наконец-то возьмутся за решение других, местных, проблем. Здесь у многих кировских водителей тоже наболело, причём не меньше, чем по поводу "Платона".
Во-первых, их категорически не устраивает состояние дорог. Отчего машины ломаются всё чаще, а расходы на запчасти растут.
- Если взять нас и перевозчиков европейских, у которых есть нормальные дороги, так
средний пробег грузовика по Европе без техобслуживания составляет 350-430 тысяч километров. А мы чинимся через каждые 100 тысяч километров.
У нас затраты на ремонт на 70% больше, чем у европейский перевозчиков. Доходы африканские, а поборы европейские. Вы не охренели, господа? - не скрывает гнева Михаил Обухов. - Пусть убирают "Платон", мы не собираемся кормить этих Ротенбергов! (система "Платон" принадлежит семейному клану предпринимателей-миллиардеров Ротенбергов - прим. ред.) Вы сами посудите, 23 миллиарда, Медведев сказал, с "Платона" соберут денег, а 11 миллиардов отдадут "Платону" обратно. А зачем нам кормить этот офисный планктон? У нас деньги из карманов валятся или как?
Вторая проблема - придорожная инфраструктура, которая не позволяет соблюдать требуемый режим труда и отдыха.
- По требованиям безопасности мы должны через каждые 4,5 часа останавливаться на 15-минутный отдых. За этим следит тахограф. При таком условии охраняемые стоянки должны находиться на расстоянии 60 километров друг от друга. То есть по тахографу ты должен остановиться и отдыхать, а остановиться негде. Представьте себе, я везу груз стоимостью несколько миллионов, а мне приходится останавливаться на стоянке в лесу, где солярку сливают. А если взять Омутнинский и Афанасьевский район - там на сто километров анархия полная, даже сотовая связь не берёт. А не остановился по тахографу - штраф 15 тысяч рублей.
Ещё одна головная боль, о которой дальнобойщики говорят уже с пеной у рта, - это многочисленные штрафы и поборы на пунктах весового и габаритного контроля.
- Высота грузовика должна быть не более 4 метров, на дорогах стоят рамки, которые измеряют эту высоту, там лазеры, специальное оборудование, всё такое, - рассказывает Андрей Желудков. - Человек едет, у него машина полностью соответствует параметрам, но ветром ему раздувает тент, и этот лазер измеряет неверную высоту, и всё, человеку пришёл штраф 300 тысяч рублей. И никак не оспорить, просто бумага и всё. И как человеку после такого жить?
- Ещё важно наладить работу весового контроля так, чтобы у грузоперевозчиков не возникало вопросов, а не так, что ты заведомо во всём виноват, - подхватывает Юрий Куншин. - Мы против недобросовестных перевозчиков, которые допускают перегруз, да ещё и отбирают работу у добросовестных водителей. Мы за то, чтобы весовой контроль работал. Но чтобы работал честно и правильно.
Бывает, погрузишь мешки с мукой, один мешок во время езды сдвинется, и на одном из колёс уже получается перегруз. Всего-то надо мешок взять и передвинуть его в другую часть кузова, а его не дают переместить, а ставят на штрафстоянку и штраф выписывают.
Штрафстоянка 120 рублей в час, а забрать машину ты сможешь только через 2-3 суток. К чести наших кировских властей, в нашем регионе такого беспредела нет, а вот где-нибудь в Татарстане или Башкирии, или южные регионы, - туда невозможно ездить. Либо штрафы, либо взятки. Чтобы устранить эту коррупцию, надо чтобы транспортное сообщество контролировало эту ситуацию с весовым контролем.
Штрафы за все эти нарушения, говорят дальнобойщики, действительно драконовские и доходят до 400 тысяч рублей, то есть сопоставимы со стоимостью фуры. И даже единичный такой штраф может оставить любого водителя без работы, а его семью - без средств к существованию.
- А если машина едет с Кирова до Краснодара две тысячи километров? - вступает в разговор ещё один водитель Антон Урбан. - Ты заработаешь с рейса 100 тысяч, а штрафов соберёшь на миллион. И просто ни за что. У вас в голове это укладывается?
При каких условиях кировские дальнобойщики снимут свой протестный лагерь, они ещё не решили. Говорят, что многое будет зависеть от встречи с губернатором и от того, насколько тот будет способен организовать диалог с Москвой. Но, по словам Сояка, врио губернатора сказал: если "водилы" не уйдут со стоянки, то и диалог не получится. С другой стороны, сейчас городские дороги закрыты и для их сохранности фурам лишний раз ездить по Кирову не стоит. На ночь в лагере для охраны машин остаются несколько человек, остальные дальнобойщики расходятся по домам.
На вопрос, прекратят ли они протесты, если на региональном уровне часть проблем удастся решить, но федеральная повестка не будет снята, Валерий Сояк отвечает:
- Посоветуемся с ребятами, я не командир, эти вопросы я не решаю. У нас демократия, так что будем решать голосованием.
Фото: kirov-portal.ru