← Дороги, инфраструктура

Дорога жизни: финальный аккорд

На минувшей неделе зимняя трасса, связывающая Нарьян-Мар с Большой землей, завершила работу. Зимний путь на Усинск не красного словца ради называют в народе "дорогой жизни". В течение одного лишь сезона в окружную столицу доставляется по этой трассе свыше семи тысяч тонн различных грузов - от стирального порошка до свежего чеснока.

За сутки до закрытия зимника корреспондент "Наръяна Вындер" и окружной депутат Виктор Кмить, проехав значительную часть этого сложного пути на вездеходе, подвели предварительные итоги работы жизненно важной для жителей округа транспортной артерии.
Водители грузовых фур, с которыми им довелось пообщаться, уверяют, что дорога остается по-настоящему "палочкой-выручалочкой" для окружного бизнеса. Себестоимость доставки продуктов по зимней трассе, по оценкам дальнобойщиков, в несколько раз ниже, нежели авиатранспортом.
Спрятаться в "кармане"
В дальнюю дорогу с депутатом отправляемся на ТРЭКОЛе. Путь неблизкий. В этом году зимник вновь проходил вдоль строящейся дороги Нарьян-Мар - Усинск. Общая протяженность трассы, как и в прошлые годы, составила почти 86 км.
Скажу сразу, дело оказалось рискованное. Уже при въезде на Лая-Вожскую дорогу информационное табло предупредило нас, как, впрочем, и всех водителей, отъезжающих на Большую землю: "Движение по зимней автодороге Нарьян-Мар - Усинск ограничено для неполноприводного транспорта".
Дорожники в тот день то ли лукавили, то ли не хотели автолюбителей пугать. Уже через полтора часа пути наш ТРЭКОЛ с громадными усилиями из серьезного снежного плена вытягивал заморский полноприводный внедорожник с самым высоким клиренсом.
- Семь раз "бегал" за этот сезон до Харьяги, и каждый раз приходилось вытаскивать то "Газель", то легковушки, - делится своими впечатлениями по ходу движения на отсыпке наш водитель Александр. - Думаю, что во многом виноваты сами водители. Информация о том, что зимник периодически закрыт для легковых автомобилей, регулярно идет и по телевизору, и по радио, и в интернете. А выезжаю на трассу и встречаю "Ладу-Калина". Сидят в салоне муж, жена и ребенок 9 месяцев. Спрашиваю: куда же вас понесло, неужели не могли переждать, в Усинске ведь гостиницы есть?
Справедливости ради отметим, что в этом году оперативно и слаженно сработали окружные спасатели. По официальной информации, они несколько раз выезжали на трассу и вытаскивали машины из снежного плена. "По всей трассе фактически нет мобильной связи. А при ее наличии заявок на помощь было бы гораздо больше", - уверяют водители.
В этом году округ доверил содержать трассу ГУП НАО "Нарьян-Мардорремстрой". По мнению представителей компании, сезон выдался непростым. Впрочем, форс-мажоры на трассе происходят из года в год. Первый бульдозер мы встретили лишь на 17-м километре "отсыпки". Уступив нам дорогу, челябинский вездеход медленно съехал с трассы и затем упрямо продолжил работу. К сожалению, это был единственный экземпляр работающей дорожной техники. Два трактора стояли на ДРП-1, остальные - на 8-м километре зимника.
nm4517_2.jpg
На большей части дороги разъехаться двум автомобилям сложно. То и дело, по ходу движения или наш ТРЭКОЛ, или встречная фура вынуждены "прятаться" в придорожный "карман". За сутки до официального закрытия зимника интенсивность движения по нему - серьезная. В основном торопятся возвратиться в город владельцы большегрузных фур, уже отработавших свой объем работ на нефтяных месторождениях.
- Частники возвращаются домой, работали на кого-то. Все нефтяные компании сейчас в Усинске. В первую очередь загружают местных усинских водителей большегрузов, а наши по две недели стоят под загрузкой, - говорит Александр, добавляя, что многие дальнобойщики жалуются на переметы на 73-м километре.
Тем временем наш ТРЭКОЛ то и дело уступает дорогу встречным фурам. Дорожный знак "Обгон запрещен" выглядит в этой ситуации комичным. Разойтись на такой заснеженной дороге не смогут даже два автомобиля "Ока". Воспользовавшись передышкой в движении, останавливаем вездеход. Виктор Кмить с помощью специального прибора измеряет ширину трассы.
- Два метра семьдесят, не особенно разбежишься, - комментирует Виктор Юлианович.
nm4517_3.jpg
"Отсыпка" ждет перемен
В апреле на работу зимника повлияла затяжная метель. Последствия форс-мажора на трассе видны невооруженным глазом. Местами ТРЭКОЛ буксовал, то и дело заваливаясь на бок. Что уж говорить о мелких "буханочках", порой встречающихся нам по пути. Одна из них оказалась дежурной "служебкой" окружного ДРСУ.
- Дорожная техника на зимнике еще работает, несмотря на то, что остались лишь сутки до его закрытия, - рассказывает нам дежурный инженер "Нарьян-Мардорремстроя". - Продолжаем "отгребаться" от прошедших метелей. Но сейчас движение немного участилось, полным ходом все идут обратно в город, а легковушкам пока трудновато. "Буханка" вот одна прошла, полноприводные машины легко идут, даже два РАФа проехало. Сейчас на трассе четыре единицы техники, они и ночью работали.
На завершающем этапе "отсыпки", в теплом и вполне уютном вагончике в одном из трех дорожно-ремонтных пунктов на зимнике, дорожники рассказали нам, как проходила битва за "дорогу жизни" и почему не всегда ее получалось выиграть.
- Весь апрель со снегом мучились, - рассказывает нам дорожный мастер. - Апрельская метель "поломала" всю трассу. Задувало не переставая, каждый день. И еще снег был влажный, его не сметало с трассы, он сразу налипал, из-за этого и отсыпку залило, давно такого не помню.
В департаменте строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта НАО согласны с тем, что зимняя трасса была и в этом году далеко не идеальной. По словам специалистов, сейчас формируются предложения с учетом пожеланий жителей округа по повышению качества зимника. В частности, департамент поставил задачу по выравниванию "отсыпки" в следующем году - наиболее проблемного участка дороги.
- Этот участок изначально был заужен, и сегодня его ширина не позволяет обустроить нормальную проезжую часть для двустороннего движения. Фактически этот участок выполняет функцию "бутылочного горлышка": автомобили должны там останавливаться, поскольку встречный разъезд затруднен, при этом некоторые машины съезжают в кювет и тем самым ухудшают дорожную обстановку. В следующем сезоне мы планируем эту дорогу разровнять, чтобы изменить ситуацию, - пояснил "НВ" глава департамента Алексей Еремеев.
Будучи на трассе, интересуемся с депутатом у дорожных мастеров, а где же гитары для уплотнения зимней трассы. Выяснилось, они используются на других участках зимника, ближе к Харьяге. Но туда мы не доехали, добравшись лишь до 104-го километра. Там пришлось помочь внедорожнику и отправиться обратно.
Фото: nvinder.ru
Наръяна Вындер