← Безопасность и страхование

Три самых распространенных сценария обмана перевозчика

О том, что далеко не все участники тахографической отрасли добросовестно выполняют свои обязанности, было известно и раньше. Однако тот факт, что на обмане перевозчиков в настоящее время выстраиваются целые бизнес-схемы, озвучивали только единицы. К счастью, благодаря двум отраслевым мероприятиям, которые недавно состоялись в Санкт-Петербурге и Новосибирске, данная информация получила широкую огласку.

На конференции "Соблюдение режима труда и отдыха водителей при помощи тахографов", которая проходила 7 апреля в Санкт-Петербурге в рамках VII Международного форума "Безопасность на транспорте", вопрос обмана транспортных компаний поднимался, однако в силу формата мероприятия не мог быть широко рассмотрен. 24 мая в Новосибирске на форсайт-сессии "Опыт применения тахографов в целях повышения безопасности дорожного движения и применение навигационных технологий для развития систем online-контроля в сфере транспорта" состоялось активное обсуждение темы "рекомендательного характера 36 Приказа Минтранса" - одной из основных схем, по которым перевозчиков вводят в заблуждение недобросовестные представители тахографии.
Собрав информацию, полученную от участников тахографической отрасли, можно выделить три самых распространенных сценария обмана перевозчика. И мы расскажем, какие.
В каждой схеме аргументация строится на манипулировании низкой осведомленностью представителей транспортных организаций в вопросах законодательного регулирования. Целью каждой из таких афер является продажа тахографического оборудования, не соответствующего требованиям законодательства. Излишне говорить, что для перевозчика такое оборудование - бесполезные траты, штрафы и переоснащение. Однако корыстные участники тахографического рынка заставляют поверить перевозчика, что он не выбрасывает деньги на ветер, а даже экономит.
Схема 1. 36 Приказ Минтранса РФ носит рекомендательный характер
Перевозчикам озвучивают, что так как тахограф является объектом технического регулирования, он в обязательном порядке должен соответствовать требованиям 184-ФЗ (Федеральный закон № 184-ФЗ "О техническом регулировании"). Это, к слову, правда. Затем перевозчикам говорится, что данный закон разрешает издавать в сфере технического регулирования нормативные документы только рекомендательного характера. Соответственно, все технические требования к тахографам, их установке, обслуживанию и т.д., регламентированные 36 Приказом Минтранса (Приказ Минтранса РФ № 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства"), не являются обязательными.
Что это значит? Что можно устанавливать абсолютно любой тахограф, и соответствовать он должен только требованиям ТР ТС 018/2011 (Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств").
Такая идея, как правило, очень радостно воспринимается перевозчиками, к тому же им предлагается купить тахограф "попроще и подешевле", который, разумеется, не будет соответствовать требованиям 36 Приказа Минтранса.
Обман состоит в том, что сферой технического регулирования (юрисдикция 184-ФЗ) выдвигаются минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасное применение какой-либо продукции либо протекание тех или иных процессов. Сфера технического регулирования не является "всеми техническими требованиями к продукции и процессам во всех областях", как пытаются это доказывать заинтересованные лица ради сбыта нелегитимной продукции.
Говоря простым языком, сфера технического регулирования регламентирует отсутствие в тахографе взрывоопасных частиц и веществ, запрет выпускать автомобили без тормозов или без фар и т.п. 184-ФЗ предъявляет минимально необходимые требования к продукции, а не максимально допустимые.
Вопросы эксплуатации, установки, технического функционала тахографов находятся вне юрисдикции 184-ФЗ. Требования к тахографу как к прибору, участвующему в процедурах государственного контроля соблюдения режимов труда и отдыха водителями, регулируются Федеральным законом № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", которым Правительству Российской Федерации поручается определить требования к тахографам. Во исполнение данного поручения Постановлением Правительства № 1213 Минтрансу делегируются полномочия по установке требований к тахографам, порядку оснащения и т.д., что и изложено в 36 Приказе Минтранса. Поэтому игнорирование требований данного нормативного документа для перевозчика оборачивается большими проблемами и затратами в дальнейшем. Для нечестного продавца же это является возможностью "заработать на воздухе".
К сожалению, такая схема ввода в заблуждение перевозчика существует несмотря на свою абсурдность. Почему абсурдность? Потому что если "отменить" все требования к тахографу как к инструменту госрегулирования, можно устанавливать в автомобили все что угодно, имеющее один сертификат и только называющееся тахографом: требования к измерению данных и регистрации информации пропадают, к ее некорректируемости и хранению - тоже. Зачем только нужен такой прибор? Разве что ради поддержки мошеннического бизнеса.
Схема 2. Если тахограф установлен заводом-изготовителем транспортного средства, производить его замену запрещено
В тексте ТР ТС 018/2011 указано, что для тахографов, выпущенных в составе автомобиля на конвейере, дополнительная процедура прохождения соответствия не требуется. ТР ТС 018/2011 также предусматривает процедуру внесения изменений в конструкцию транспортного средства в случае, если установленный заводом-производителем автомобиля тахограф по каким-либо причинам не соответствует требованиям действующего законодательства. Это касается и любого другого автокомпонента. Ни о каком запрете замены тахографа в данном нормативном акте речи не идет. Подобный запрет был бы равносилен запрету замены тормозных колодок, если установленные изготовителем пришли в негодность и не выполняют своих функций.
Многие перевозчики верят в этот миф, а мастерские предлагают приобрести аналоговый прибор и установить его задним числом, что обойдется в разы дешевле. Однако о том, что данное действие является правонарушением, за которое перед законом отвечает только перевозчик (тахографическая мастерская ответственности не несет!), намеренно умалчивается. Кроме того, никакой гарантии корректной работы автомобиля после установки старого аналогового "тахографа как будто с завода" нет.
Схема 3. Для перевозок по территории стран ЕврАзЭС не нужен тахограф ЕСТР
И снова речь идет о подмене понятий. Для того, чтобы продать нелегитимное оборудование, требованиями ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество) пытаются заменить требования ЕСТР (Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки).
Перевозчиков, которые планируют совершать поездки по территории Белоруссии, Казахстана, Киргизии или Таджикистана (страны-участницы ЕврАзЭС), заверяют, что они смогут сэкономить на тахографе, если вместо прибора для международных перевозок, соответствующего требованиям ЕСТР, приобретут "простой" тахограф. Под указанной формулировкой предполагается прибор, который не отвечает ни требованиям ЕСТР, ни требованиям российского законодательства.
Такие попытки нивелирования требований ЕСТР построены на аргументации, что правила ЕврАзЭС регулируют создание единого экономического пространства и свободное перемещение продукции между странами-участницами. Перевозчиков убеждают, что, следуя этой логике, тахограф в составе автомобиля также может "свободно перемещаться" и требования ЕСТР при этом к нему неприменимы. Конечно, это ложь.
Требования ЕСТР регулируют правила соблюдения водителями режимов труда и отдыха при осуществлении международных поездок, а требования ЕврАзЭС - экономические правила перемещения товаров между странами, и экономические правила не имеют отношения к контролю режимов труда и отдыха. Поэтому перевозить тахограф по территории ЕврАзЭС как товар можно, однако автомобиль, осуществляющий поездки по Белоруссии, Казахстану, Киргизии и Таджикистану, должен быть оборудован тахографом ЕСТР.
Безусловно, став жертвой обмана, перевозчик в каждом случае понесет предусмотренную ответственность за несоответствующий тахограф, будет переоснащаться и терпеть убытки. И пока такая социально значимая отрасль, как тахография, в нашей стране должным образом не отлажена на законодательном уровне, развитие подобных схем мошенничества будет иметь место.
Для того, чтобы не стать жертвой обмана,перед покупкой тахографа нужно всегда проверять его модель на соответствие законодательным требованиям.
Для международных перевозок необходим тахограф, соответствующий требованиям ЕСТР.
Для перевозок по территории РФ - тахограф с блоком СКЗИ, соответствующий требованиям российского законодательства.
Базовые критерии соответствия тахографа требованиям российского законодательства:
- Наличие на модель тахографа сертификата соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" ТР ТС 018/2011;
- Наличие модели тахографа в перечне ФБУ "Росавтотранс";
- Наличие на модель тахографа сертификата электромагнитной совместимости компонентов транспортного средства: сертификат соответствия единым глобальным Правилам ЕЭК ООН № 10 и/или сертификат соответствия ГОСТ Р 41.10-99 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении электромагнитной совместимости";
- Наличие на модель тахографа свидетельства утверждения типа средства измерения, наличие на каждый тахограф действующего сертификата о метрологической поверке;
- После установки и калибровки тахографа все соединительные разъемы, по которым поступают входные сигналы, - опломбированы, а калибровочная табличка находится на борту автомобиля.
Уважаемые перевозчики, будьте бдительны! Только внимательный и ответственный подход к покупке тахографа поможет вам обезопасить себя от возникновения штрафов, простоев автомобиля и других последствий покупки прибора, не соответствующего требованиям законодательства.