← Топливо, масла и автохимия

Кладем на сохранение

Редкий перевозчик не сократил в период кризиса часть своего парка, перераспределив нагрузку на оставшиеся транспортные средства. С уменьшением числа грузовиков потребность автопредприятий в расходных материалах, в частности, маслах, заметно сократилась, а конкуренция в среде масленщиков при этом существенно возросла.

Не удивительно, что продавцы "привязывают" к себе транспортников всеми известными способами: предлагают пробную партию масла, скажем, 5-10 двухсотлитровых бочек практически по "заходной" цене. На такую приманку "клюют" даже ярые приверженцы одной марки масел, которая доминирует на автопредприятии многие годы. Цель продавца, который решился на беспрецедентный демпинг, - подсадить транспортника на свой продукт, но главное - выжать из автопредприятия конкурента. Кроме того, таким образом иногда торговые компании сбрасывают продукты, которые залежались у них на складе.
Масло, в отличие от тех же фильтров, имеет ограниченный срок хранения и требует определенных усилий в его реализации при подходе указанного производителем срока к своему завершению. Транспортник же никому ничем не обязан, поэтому он может иметь столько поставщиков, сколько ему захочется. А раз так, то имеет смысл воспользоваться щедрым предложением продавца и сэкономить на покупке масла. Разумеется, если речь идет о продуктах из "свежих" партий, а не сброса "просрочки". Однако здесь возникает один важный вопрос - как сохранить приобретенный продукт, чтобы он не потерял своих свойств до того, как попадет в картеры двигателей, коробок и мостов?
masla5.jpg
Судите сами - при средней заправке 13-литрового дизеля маслом требуется примерно 35-40 литров. На долив в промежутке от ТО до ТО - еще примерно 8-10 литров при условии, что нет течей через сальники и уплотнения, а мотор не страдает масляным "жором" из-за износа цилиндропоршневой группы. В итоге 200-литровая бочка может обеспечить маслом один грузовик на протяжении четырех интервалов ТО. Если речь идет о седельных тягачах с регламентом по обслуживанию 60 000 километров, которые проходят в год 100-120 тыс. км, то одной емкости хватит на два года эксплуатации грузовика. И все это время масло, купленное про запас, должно храниться так, чтобы не потерять своих свойств и качеств. В противном случае не исключено преждевременное старение смазочного материала, вызванное окислением (срабатыванием) его присадок и повреждением двигателя, детали которого не будут защищены должным образом. На фото мы специально показали некоторые характерные варианты износа деталей.
Прежде чем озвучить принципы хранения масла, ответим на такой важный вопрос - "а что вообще может случиться с маслом в закрытой, опломбированной на заводе бочке?" Раскроем некоторые тайны масляного бытия. Начнем с простого - что есть металлическая бочка? Во-первых, вопреки ошибочно бытующему в среде транспортников мнению, это не полностью (не абсолютно) герметичная емкость. Как и любой сосуд, она "дышит", следовательно, внутри нее происходит процесс газового обмена и образование водяного конденсата. Как бы мы того не хотели, но с течением временем происходит непрерывное и постепенное обводнение масла. Это приводит к тому, что присадки,которые по своим физико-химическим свойствам реагируют с водой, окисляются, или вернее будет сказать - срабатываются. В итоге масло начинает терять свои свойства и качества, которые были заложены в продукт на стадии его производства.
masla6.JPG
Увы, как показывает практика крупных транспортных компаний, которые ведут с привлечением ресурсов и технических возможностей своих поставщиков мониторинг состояния смазочных материалов, бывают случаи, когда находящееся продолжительное время на хранении масло, при взятии его пробы, не соответствовало заводским характеристикам и требованиям. При этом эксперты утверждают, что окисление масла начинается с момента его розлива и происходит на пути доставки к складу продавца. Не секрет, что партия продукта от завода до дилера (дистрибьютера) доставляется разными видами транспорта. Это может быть сложный с точки зрения логистики, но относительно недорогой в деньгах путь - морем до центрального европейского склада, а далее автотранспортом (как вариант - ж/д перевозки) во все уголки Европы и России.
В логистической цепочке могут быть и только сухопутные перевозки автотранспортом. Однако в любом случае при транспортировке продукта не исключен неоднократный переход его через нулевую отметку по Цельсию. Речь идет о температуре окружающего воздуха, разумеется. Многократный переход через "ноль" и опасен тем, что в масло попадает конденсат. Не станем забывать и то, что любое масло окисляется и само по себе. Недаром производители транспортных средств оговаривают замену смазки раз в год, даже если машина все это время стояла у забора. Процесс окисления невозможно остановить, но можно замедлить. Например, хранением при одной и той же температуре (вилке температур), значение которой должно соответствовать тому диапазону, который указан в паспорте и технической документации к продукту.
masla8.JPG
Теперь, собственно, переходим к ответу на вопрос - как хранить масло. Рассмотрим ситуацию со складированием бочек в неотапливаемых помещениях или вовсе под навесом. Это типичная ситуация для малых и даже средних автопредприятий.
Итак, для того чтобы минимизировать возможность подсоса воздуха в бочку и вообще процесса газообмена, необходимо уложить емкости (речь идет о железных бочках!) в горизонтальное положение. Но не абы как, а с обязательной ориентацией отверстий (заливная пробка и сапун) горизонтально полу. В этом положении оба отверстия будут находиться ниже уровня масла, то есть через них газообмен невозможен в принципе. Это, по сути, есть принцип водяного замка. Кстати, если сапун и пробка имеют резиновые уплотнения, то их нахождение в масле предотвратит растрескивание уплотняющего материала и, следовательно, герметичность узла будет сохранена на заводском уровне долгое время. Это очень важный момент, на который многие транспортники просто не обращают внимания. Кстати, грамотные завгары при хранении масла в опломбированных(!) бочках вообще ставят их на деревянные настилы дном вверх.
При этом нет никакой опасности того, что масло вытечет через заливное отверстие или сапун. Они герметичны, а герметичность проверена и подтверждена на заводе - перед отправкой клиенту бочки некоторое время хранятся на складе предприятия именно в перевернутом виде! И поверьте, ничего из них не вытекает. Беспокоиться о том, что при нагреве на солнце бочку может разорвать, не стоит. В ней, помимо 200 литров масла, есть еще и воздушная подушка объемом 14-16 литров. А поскольку газ, в отличие от жидкости, сжимаем, то он и будет компенсировать процесс расширения. Кстати, если вы поставите бочки вверх отверстиями, то есть на дно, да еще не позаботитесь о том, чтобы на них не попадаладождевая вода или снег, то, благодаря буртику, на крышке непременно будет скапливаться влага, которая будет втянута внутрь при очередном "вдохе" бочки. То есть масло обречено на обводнение и преждевременное старение.
Если же вы по-иному хранить емкости не желаете, то хотя бы подложите под днище бочек с одной стороны бруски из дерева. Тем самым будет обеспечен некоторый наклон емкости и стекание с крышки воды.
masla9.JPG
И наконец, последнее, перед использованием масла необходимо покатать бочку на боку взад-вперед по боксу. Для чего это нужно делать? Оказывается, для того чтобы привести введенный в базовое масло пакет присадок во взвешенное состояние. Несмотря на то, что пакеты присадок современных масел в обязательном порядке содержат высокоэффективные диспергирующие компоненты, которые не дают образовываться конгломератам и препятствуют выпадению осадка, при долгом нахождении бочки в состоянии покоя концентрация присадок в верхних слоях емкости может отличаться от концентрации присадок у дна. Исправляется ситуация перемешиванием - перекатыванием бочки перед ее открытием. Разумеется, после вскрытия емкости ее содержимое необходимо выработать за максимально короткий срок.
gruzov05.JPG
Фото: autotruck-press.ru
Автотрак