Запуск линии производства экскаваторов-погрузчиков состоялся на Елабужском автомобильном заводе. Новая модель призвана заменить импортные аналоги. Завод намеревается занять пятую часть российского рынка данной техники. В торжественном открытии принял участие Президент Татарстана Рустам Минниханов.
Экскаватор-погрузчик выпускается под маркой "ELAZ-BL" (две последние буквы - от английского названия этой техники - backhoe loader). Машина предназначена для механизации землеройных и погрузочно-разгрузочных работ в строительстве, для разработки карьеров, выполнения ремонтных работ в коммунальном хозяйстве и других отраслях экономики.
Изначально это была турецкая модель Tarsus компании Cukurova. Несколько лет ЕлАЗ выполнял сборку данной техники из завозимых компонентов. В настоящее время завод с помощью турецких партнеров перешел на производство полного цикла. Инвестиции в проект составили 330 млн рублей, создано 120 рабочих мест.
На заводе говорят, что это первая попытка создать в России производство экскаваторов-погрузчиков такого уровня. На площадях ЕлАЗа осуществляются сварка, покраска, сборка кабин, конвейерная сборка. Локализация составляет около 70 процентов, за исключением трех компонентов: двигателя, мостов и коробки передач.
Двигатель сейчас используется британский - Perkins, однако завод уже пробует работать с агрегатом Минского моторного завода, который стоит в два раза дешевле. Также ведутся переговоры с челнинской компанией "Камминз Кама", которая занимается производством двигателей по лицензии корпорации Cummins, одного из крупнейших в мире производителей дизельных двигателей для тягачей и другой техники.
В случае успеха переговоров степень локализации повысится, рассказал генеральный директор производственного объединения "ЕлАЗ" Камиль Галимов. По его словам, техника не уступает зарубежным аналогам. Первые образцы работают в Башкирии и Югре, отзывы получены положительные.
Реализуются экскаваторы-погрузчики также в Монголии, ведутся переговоры с Чехией, Азербайджаном, Арменией. В России создана дилерская сеть.
Напомним: ЕлАЗ уже много лет выпускает дорожно-коммунальную технику на базе сельскохозяйственных тракторов Минского тракторного завода, в том числе экскаваторы-погрузчики.
Камиль Галимов призвал не путать старую модель с новой, которая значительно мощнее. "ELAZ-BL" в отличие от "Беларуса" копает на большую глубину - почти пять метров, способен вести разгрузку на высоте 3,7 м. Однако и стоимость его в два раза выше - от четырех до пяти миллионов рублей.
Рынок данной техники сегодня сильно колеблется. Если три-четыре года назад на территории страны было продано 4,5 тысячи экскаваторов-погрузчиков, то в прошлом году всего 1,2 тысячи.
Мощности елабужского конвейера составляют пятьсот штук в год. Инвестиции в проект составили 330 млн рублей, создано 120 рабочих мест. На заводе говорят, что это первая попытка создать в России производство экскаваторов-погрузчиков такого уровня. В своем выступлении Рустам Минниханов отметил, что производство современное и высокоэффективное, а продукт весьма важный на российском рынке.
- Сегодня руководство страны уделяет особое внимание вопросам импортозамещения. Благодаря совместной работе ЕлАЗа и турецких партнеров
локализация продукта составляет около семидесяти процентов. И это еще не предел.
Считаю, это очень нужный и в будущем успешный проект для нашей страны, - сказал глава республики.
Директор Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования (а ЕлАЗ является членом ассоциации) Алла Елизарова подчеркнула, что сейчас, к сожалению, большая часть строительно-дорожной техники импортного производства.
- Очень хочется, чтобы при поддержке государства развивалось отечественное машиностроение. Мы со своей стороны приложим все усилия, чтобы производство вышло на новый уровень, чтобы было больше российских заводов, - сказала Алла Елизарова.
Фото: Пресс-служба Президента РТ