Топливо на крымском полуострове дороже, чем в ряде регионов страны, при этом качество его оставляет желать лучшего. С наступлением лета проблему крымских водителей разделяют и любители автотуризма, поскольку разница в стоимости бензина и качестве топлива с тем же соседом Краснодаром или же Москвой и Санкт-Петербургом очевидна.
Об этом свидетельствуют обращения, поступающие от жителей и гостей полуострова в Общероссийский народный фронт, рассказал член регионального штаба ОНФ Алексей Волков в эфире программы "От тебя зависит" на радио "Спутник в Крыму", которая выходит при содействии ОНФ.
"Цены однозначно выше, чем на материке, и поэтому общественность объективно выражает недовольство и пишет жалобы. Общественность взбудоражена, потому что немногие знают, что растут цены на бирже и сколько стоит логистика, и люди хотят понимать вопрос ценообразования", - рассказал Волков.
Вопрос ценообразования по топливу - один из ключевых для властей Крыма, поэтому специалисты министерства топлива и энергетики РК еженедельно проводят мониторинг и сравнение цен с материковой частью Российской Федерации, сообщил замминистра топлива и энергетики Республики Дмитрий Кадетов. К тому же сейчас вопросом стоимости бензина и топлива на АЗС полуострова заинтересовалась и Федеральная антимонопольная служба, поскольку ранее руководитель ФАС РФ Игорь Артемьев заявил о признаках картельного сговора нефтетрейдеров в Крыму.
По состоянию на 14 июня стоимость 92-го бензина по сравнению с тем же Краснодарским краем в Крыму выше на 1,95 рублей, 95-го - на 1,8 рублей, дизтоплива - на 2,4 рубля. Кто или что стоит за такими наценками?
Цены на бензин нефтетрейдеры формируют самостоятельно, поскольку они являются юридическими лицами и их главная цель - получение прибыли, объясняет замглавы Минтопэнерго РК. В целом ее формируют две составляющие - стоимость бензина наоптово-сырьевой базе и логистика.
"Стоимость 92-го бензина на бирже за 2017 год была повышена на 2224 рубля за тонну, а 95-го бензина - на 1659 рублей, что уже говорит о поэтапном повышении стоимости бензина на оптово-сырьевой бирже. Кроме того, на ценообразование светлых нефтепродуктов в РК влияет еще и логистика. Мы все понимаем и ждем мост в Крым, но пока его нет, есть железнодорожный транспорт и паромная переправа, которая накладывает по расчету наших коллег из министерства дополнительно 2,4 рубля за каждый литр, - объясняет Дмитрий Кадетов. - То есть в принципе эти цены выше краснодарских, но они коррелируются с существующей ныне логистикой. Указать нефтетрейдерам путь логистики мы не можем, поскольку они являются субъектами предпринимательской деятельности, и они для себя выбирают самый доступный путь логистики".
Профильное министерство еженедельно проверяет стоимость, запрашивает необходимую информацию у нефтетрейдеров, но повлиять на ценообразование никак не может, подчеркнул Кадетов.
Нефтетрейдеры, может, и не против были бы изменить способ поставки топлива в Крым, однако в нынешних условиях сделать это крайне сложно, отмечает эксперт ОНФ с многолетним стажем работы в области логистики Алексей Волков.
"Действительно, нефтетрейдеры самостоятельно выбирают свой путь. Мы помним, что в период блэкаута поставляли бензин морским путем, но тогда не было таких жестких требований Ространснадзора. В 2016 году они ужесточились. И нефтетрейдер и хотел бы прийти в порт морским путем, но это невозможно. Потому как крымские морские порты, как и севастопольский порт, которые заинтересованы в увеличении своего грузооборота, за три года так и не сделали лицензию на перевалку опасных грузов", - говорит Волков. Поэтому
у игроков топливного рынка остается только один путь - вся продукция проходит через Керченскую паромную переправу.
Участники картельного сговора на топливном рынке оспаривают штрафы ФАС в судах "Если смотреть на карту мы являемся не полуостровом, а островом в плане доставки любого груза, будь то продукты или топливо, то есть все грузы должны пройти через паромную переправу. Железнодорожные походы со стороны Краснодарского края в Крым, к сожалению, не были готовы к такому объему грузов, поэтому они не справляются, происходят заторы и из-за этого удлиняется доставка грузов в Крым", - пояснил коммерческий директор "ТЭС" Антон Раскин. Кроме того, скорость доставки через переправу напрямую связана с погодными условиями, добавляет специалист. Если на море шторм - переправа приостанавливает работу и, соответственно, весь груз "зависает" на неопределенный срок в ожидании транспортировки. Это, в свою очередь, влечет дополнительные затраты, поскольку необходимо за простой вагонов платить дополнительные средства.
"Также большой составляющей стоимости ГСМ является сама паромная переправа, то есть на один литр топлива приходится около двух рублей. Мы пробовали морским сообщением в 2014-2015 году, но экономически это не так выгодно", - отметил он. Снижение затрат на топливо и уменьшение его стоимости можно ожидать только после введения в эксплуатацию мостового перехода, уверен Раскин.
Ценовой вопрос - не единственное "больное" место автовладельцев,
крымские водители часто и густо жалуются на низкое качество такого недешевого топлива.
И в этом вопросе мнение экспертов разнятся. Нефтетрейдеры заверяют, что качество своей продукции контролируют регулярно и тщательно, и виной всему неудовлетворительное техническое состояние автомобилей. "В 90% случаев виновато не топливо, а техника. У нас автолюбители плохо следят за своим транспортом и им легче всего сказать, что плохое топливо. Мы стараемся с каждым клиентом отдельно занимаемся, отправляем на СТО, и в 99% случаев доказываем, что виновато не топливо. Наша компания работает с крупнейшими компаниями России, у нас жесткие требования, и они раз в месяц присылают к нам мобильную лабораторию для проверки наших объектов. Они нам не сообщают, какие именно объекты отбирают для проверки, и ни разу за 2,5 года совместной работы у нас нареканий не было", - подчеркнул Антон Раскин.
А вот автомобилисты с ним в этом вопросе не согласны. По словам вице-президента Ассоциации автомобильных перевозчиков Крыма Зиновия Лудчака, хоть с 2014 года топливо значительно улучшилось, проблемы с его качеством все же есть. Не самое качественное топливо продают по более низкой цене, покупатели "клюют" на нее, а в итоге получается как в поговорке - "скупой платит дважды". Ремонт автомобиля обходится потом значительно дороже. "Пускай не на "пятерку", но уже на "четверку" (оценка - ред.) наше топливо точно, - уверен Лудчак. - Нарекания бывают от того, что многие не могут позволить себе качественное топливо, покупают дизтопливо СМТ, и соответственно техника часто выходит из строя. А те, кто может позволить себе топливо подороже, у них проблем нет. Я считаю, что сегодня ситуация более или менее стабильна". Но говорить исключительно о проблеме с некачественным дизтопливом нельзя, поскольку большое количество крымских автомобилистов жалуются именно на бензин, отметил Алексей Волков. "Большое число жалоб именно на бензин, октановое число не соответствует, и 95-ый вовсе не 95-ый, а 92-ой - не 92-ой, и техника ломается не только дизельная, но и бензиновая", - сообщил он.
Проверять качество топлива в Крыму будет собственная специальная лаборатория, которая уже куплена и соответствующим образом аккредитована, отметил Дмитрий Кадетов. Однако чтобы защитить себя, автомобилисты должны знать механизм, куда и как обращаться в случае заправки некачественным бензином. "В РК проверку качества моторного топлива осуществляет отдел Госнадзора по РК Росстандарта. И в случае, если потребитель заправился некачественным топливом, он должен обратиться с соответствующим заявлением в эту структуру, обозначить конкретное АЗС и приложить чек о заправке, после чего появляются основания для внеплановой проверки заправочной станции. Определить теперь качественное топливо или нет можно в этой специальной лаборатории, заключение которой можно также использовать в суде для взыскания материального ущерба, который потребитель понес в результате некачественного топлива", - пояснил Кадетов и добавил, что автомобилисты также могут обратиться в Минтопэнерго, и профильные специалисты, в свою очередь, с разъяснениями направят их в контролирующий орган. Кроме того, эксперты ОНФ Крыма инициировали размещение контактных телефонов профильного министерства, а также Росстандарта, на крымских заправках, чтобы в период курортного сезона жители и гости полуострова были защищены от некачественного бензина.
Снизить цену и повысить качество топлива на крымском полуострове можно просто сместив акценты, то есть не спешить повально наказывать нефтетрейдеров, а наоборот пойти им навстречу, считает крымский эксперт ОНФ Алексей Волков. По его мнению, повлиять на ситуацию можно двумя альтернативными штрафам способами. Например, не везти газовый конденсат, добываемый "Черноморнефтегазом", на материковую часть РФ, а "инициировать вопрос его переработки на территории Крыма в интересах Республики". Второй вариант - до введения в эксплуатацию моста в Крым ввести субсидирование на поставку топлива через Керченскую паромную переправу. "Субсидирование, то есть компенсация затратной части по паромной переправе. Мы сегодня понимаем, что нефтетрейдеры тоже преодолевают определенные препятствия и сложности, поскольку практически вся экономика зависит от топлива, нужна возможность покрыть эти расходы, - считает Волков. - Ведь если мы не покрываем им их, то они вынуждены покупать более дешевый нефтепродукт на материке, и мы понимаем, что в итоге мы имеем низкое качество при хорошей цене, как при плохой игре с хорошим лицом. То есть нужно вмешиваться не только судами, а подходить грамотно, проанализировать и принять меры, то есть субсидировать ставку перевозки до запуска моста. Таким образом, мы получим цену аналогичную материковой части Российской Федерации".
Как сообщал сайт РИА Новости (Крым),
темпы роста розничных цен на топливо по России не опережают инфляцию ни в одном регионе, кроме Крыма и Севастополя, где налицо сговор нефтетрейдеров, заявил журналистам в Севастополе руководитель ФАС РФ Игорь Артемьев.
Как сообщалось, в 2016 году крымское Управление Федеральной антимонопольной службы выявило картельный сговор пяти топливных компаний, работающих на полуострове. В результате на крымских операторов топливного рынка был выписан административный штраф в размере 129 миллионов рублей. Сейчас участники картельного сговора на топливном рынке в судах оспаривают штрафы, выписанные им Крымским УФАС.
Фото: krym24.com