← Дороги, инфраструктура

Заложниками разбитой дороги в Таас-Юряхе становятся жители всей Западной Якутии

В социальных сетях и на страницах информационных сайтов республики пестрит новость о том, что село Таас-Юрях в Мирниском районе оказалось изолированным от внешнего мира из-за разбитого участка автодороги А-331 "Вилюй" размытого дождями. Сообщение подкрепляется фотографиями с места событий, на которых запечатлены большегрузные автомобили, утопающие в грязи на том самом месте, где проходит печально известная федеральная автодорога.  

Однако это безобразие в Мирнинском районе происходит уже не первый год. Мы освещали ситуацию со снабжением в районе на нашем сайте в статье "Западную Якутию сдавливает транспортный узел". И если сейчас всё внимание приковано к жителям села Таас-Юрях, то на деле заложниками плохой дороги являются жители всего Мирнинского района.
Напомним, что все товары в Мирнинский район доставляют тремя способами - зимник, самолет, навигация (речные перевозки). Из-за обмеления в верховьях Лены на протяжении последних пяти лет увеличивается доля грузов, доставляемых автотранспортом. Их стараются завозит по автозимникам. С весны до осени альтернативой зимникам являются технологические дороги, проложенные вдоль газопровода ВСТО от Ленска до Усть-Кута. Но проезд для грузового транспорта через технологический проезд является платным - 220 тысяч с одной машины.
Для тех, кто не в состоянии платить такие деньги, остается дорога "Вилюй" со всеми её прелестями. Здесь основная нагрузка приходится на участок автозимника "Таас Юрях - Верхнемарково" протяженностью 824 километра. Данный участок является одним из этапов строительства автодороги "Вилюй", работа по которой, увы, отодвинута до 2030 года. И это при том, что от состояния данного участка зависит снабжение всего Мирнинского района. В районе его называют не иначе как "Дорога жизни". Кроме дальнобойщиков, вынужденных проезжать по данному участку автозимника, свою лепту вносят недропользователи в лице компаний "РНГ" и ООО "ТНГ-Ленское" и ООО "ТЮНГД". Их тяжелая техника, в том числе и гусеничная, способствует превращению дороги в то, что мы видим на фотографиях.
yak1.jpg
yak2.jpg
yak8.jpg
В распоряжение нашей редакции попало письмо, отправленное из администрации района на имя главы Якутии Егора Борисова.
В письме прямо указано, что игнорирование данной проблемы угрожает продовольственной безопасности в районе и препятствует его дальнейшему развитию в целом.
"В связи с ежегодно ухудшающейся ситуацией по доставке грузов для предприятий алмазодобывающей промышленности, товаров для жизнеобеспечения населения, связанной со снижением судоходной пропускной способностью реки Лена, встает вопрос о продовольственный безопасности. При имеющейся положительной динамике ключевых показателей социально-экономического развития Мирнинского района при дальнейшем замалчивании данной проблемы возникают риски ухудшения развития территории", - говориться в письме.
За эксплуатацию автодороги "Вилюй" отвечает ФКУ Упрдор "Вилюй". Но, судя по письму, дирекция федерального казенного учреждения со своими обязанностями справляется плохо. Не ведется контроль нагрузки на дорогу.
- со стороны ФКУ Упрдор "Вилюй" до настоящего времени не установлены ограничения нагрузки на ось.
- на отрезке поворота с направления Мирный - Ленск в сторону села Таас-Юрях зафиксированы значительные деформации дорожного полотна, что усугубляется тем фактором, что данном участке осуществляется выезд тяжелой техники, гусеничной техники РНГ (1306 км.) и ООО "ТНГ-Ленское", размещенное в карьере на км. 1309, - отмечается в письме.
Имеются у местной администрации вопросы и к тому, как и какие средства отчисляются на содержание дороги через систему "Платон".
- Отсутствуют данные о деятельности на автозимнике участка автодороги общего пользования федерального значения "Вилюй" оператора системы "Платон" компании "РТ-инвест Транспортные системы". Каким образом осуществляется оплата проезда? Используются ли маршрутные карты или бортовые устройства. Сколько собранных средств направлено в Дорожный фонд РФ, сколько из них направлено на приведение в надлежащее состояние автодороги общего пользования федерального значения "Вилюй". - задаются вопросом в письме.    
Отметим, что от состояния автодороги "Вилюй" зависит Северный завоз и развитие не только Мирининского района, но и Западных районов Якутии - Ленского, Оленекского, Анабарского, Сунтарского.
Из-за низкой пропускной способности автодороги "Вилюй" часть грузов приходится завозить из Иркутска грузовым автотранспортом до Якутска по автодороге "Лена"". Из-за чего возникает дополнительное транспортное "плечо" в 2000 километров. При этом по пути из Якутска в Мирный находится четыре паромные переправы.
Использование данной схемы увеличивает срок доставки грузов летом на две недели, а в межсезонье на два месяца. При этом существенно ограничивается объем перевозимых грузов, что приводит к увеличению стоимости перевозки.  
"- часть автотранспорта и груза, направленного через Якутск, в виду наступления отрицательных температур и прекращения работы паромных и понтонных переправ остается на хранении в ожидании начала эксплуатации зимника, а это прямые убытки, которые ложатся в цену товаров.", - отмечается в письме администрации Мирнинского района.    
Однако несмотря на такое положение вещей, вопрос о продолжении строительства дороги "Вилюй" отодвинут на дальнюю перспективу. Причины равнодушного отношения к данной ситуации властями Якутии неясны. Решат ли жители Таас-Юряха, обратившие на себя внимание, свою проблему с проездом - это вопрос. Но ясно одно - игнорирование этого вопроса ставит под вопрос состоятельность и компетенцию республиканских властей в решении системных проблем республики.
***
В завершении фотографии дальнобойщика Константина Шестакова сделанные по пути от Усть-Кута до Мирного в 2012 году. Как можно заметить с того времени ничего не изменилось. Разве что в тот период повезло с погодой и не было дождей.
yak4.jpg
yak5.jpg
Фото: www.yakutia.info
Якутия.инфо