Логистика России сейчас находится в глубоком кризисе: отгремели последние выступления против системы взимания платы с большегрузных автомобилей "Платон", запущенной в 2015 году, но при этом учащаются случаи мошенничества и пропажи доставляемых товаров. Многие эксперты отмечают, что отправка грузов дальше центральной части страны стала русской рулеткой - не угадаешь, доедет твой товар хотя бы до Урала или нет.
Кажется, что Воронежскую область эти беды минули из-за очень удачного положения на карте и близости к Москве, однако корреспондент "Абирег" решил выяснить, с какими проблемами сталкиваются логисты и предприниматели.
Рынок логистических услуг в Воронежской области находится в стагнации - только весной 2017 года наблюдалось небольшое улучшение. Связано это с множеством факторов - от покупательского спроса и загруженности региональных производств до объемов вложений денежных средств в развитие предприятий.
"Ипэшники" у руля
На рынке логистики конкуренция достаточно высока: есть как отдельные перевозчики или склады, так и компании с комплексным пакетом услуг - это складская логистика, консалтинг и транспортная логистика. Но наибольшая часть доступного для перевозки грузов транспорта находится в распоряжении мелких игроков - индивидуальных предпринимателей или обществ, состоящих из двух-трех диспетчеров.
В развитие логистики активно вкладываются крупные сетевые компании, такие как X5 Retail Group и ЗАО "Тандер". "Они развивают свою логистику, направляют средства на покупку грузовых автомобилей и строительство распределительных центров, исключая звено компаний-посредников в связи со своими размерами, - пояснил коммерческий директор Inter Logistics Group (ILG) Андрей Дорохин. - Для того чтобы обеспечить сеть устойчивой логистикой, необходимо 5-10 довольно крупных специализированных компаний, поэтому им проще и выгоднее вложить деньги в собственное развитие, а не пользоваться услугами сторонних организаций".
Но до сих пор бразды правления на рынке логистических услуг находятся в руках индивидуальных предпринимателей и мелких перевозчиков, которые активно демпингуют.
Правда, и качество перевозок при этом соответствующее: ни страхования грузов, ни страхования ответственности у них нет. Цены "роняются" только ради одного - ради банального выживания на рынке. Аналогичная услуга у надежной компании обойдется дороже, но при этом предприятие получает определенный уровень качества: сохранность груза, доставку точно в срок, хранение на складе.
Развитию мелких перевозчиков способствует плохая ситуация на производствах - из-за кризиса деваться некуда, приходится искать что подешевле. Большинству бы хотелось работать с крупными логистическими компаниями, но далеко не все в настоящее время могут себе это позволить. В связи с этим на рынке существует еще одна тенденция - идет освобождение складских площадей даже у самих производителей, потому что предприятия загружены не на полную мощность.
По дороге проблем
При этом основные "болезни" логистики тянутся с федерального уровня. По словам генерального директора ILG Сергея Нестерова,
негативно на логистику не только Черноземья, но и всей России влияют постоянно растущие цены на топливо и участившиеся проверки и новшества со стороны банков и Федеральной налоговой службы (ФНС).
Правительство предоставило банкам возможность самостоятельно определять, насколько законно работают небольшие компании. Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", если финансовая организация подозревает юридическое лицо в мошенничестве или просто неправильной работе, она автоматически закрывает расчетный счет, а потом предпринимателям приходится самостоятельно выяснять, в чем заключалась проблема. Пока не предоставишь необходимые для "разморозки" документы, работа будет стоять.
Отметим, что в последнее время участились случаи жалоб предпринимателей на перевозки: отправка продукции дальше ЦФО стала проблематичной.
В сети появлялись видео, на которых грузовики сопровождались БТР. Например, в апреле этого года исполнительный директор воронежского кондитерского комбината "Сажинский" Дмитрий Шейкин на заседании экспертного комитета областной Торгово-промышленной палаты рассказал, что у них возникают проблемы с поставкой продукции в отдаленные регионы. Логистические компании отказывают в предоставлении услуг даже по увеличенному тарифу. Сергей Нестеров пояснил, что "осадное" положение вызвано участившимися случаями мошенничества. "В Москве каждый день пропадают от пяти до 10 машин, и пока ни одного украденного груза найдено не было. Некоторые "умельцы" частично крадут грузы во время движения. Риски растут, и чем дальше от центра осуществляется перевозка, тем сложнее ее контролировать", - отметил господин Нестеров.
Объединить разделенное
Проблему разрозненности среди перевозчиков смогли бы решить соответствующие объединения на уровне регионов. Несколько лет назад воронежские власти уже задумывались о возможности создания логистического кластера в регионе, однако, по оценкам экспертов, рынок так и не удалось привести в порядок и хоть как-то подготовить к работе.
"Для того чтобы создать в области специализированную площадку, нужно перетянуть часть рынка Москвы и Московской области, где места для развития уже не хватает, а цены постоянно растут", - отметил Сергей Нестеров. По мнению эксперта,
местоположение Воронежа можно было бы продуктивно использовать, но на государственном уровне идея логистического кластера пока не поддерживается.
"Замечу, что на подсознательном уровне крупнейшие складские комплексы располагаются на московском направлении - в районе воронежского международного аэропорта", - добавил руководитель ILG. В Рамонском районе находятся комплексы компаний, предоставляющих весь спектр логистических услуг, таких как ILG, "Логистика Сервис", "Воронежская логистическая компания", комплекс "Аэробус", а также комплексы крупных компаний - распределительный центр X5 Retail Group, "АВС - Электро" и ГК "Самсон".
Руководитель ОП GEFCO в Калуге Алла Скворцова считает, что логистические кластеры в Черноземье необходимо создавать на базе ОЭЗ и промышленных площадок. Также регионам для развития в этом направлении стоит обратить внимание на опыт столицы. "Есть отличные примеры создания качественной логистической инфраструктуры через механизм так называемой "грузовой деревни" по европейскому формату. Одним из таких примеров можно назвать создание грузовой деревни Freight Village Vorsino на границе Новой Москвы и Калужской области. Данный проект позволяет разгрузить московские грузовые дворы, решить вопрос нехватки складских площадей, повысить инвестиционную привлекательность региона для российских и международных инвесторов", - пояснила свою позицию госпожа Скворцова.
Куда дорога заведет
Все нововведения, касающиеся перевозок, значительно встряхнули отрасль, но даже минимальной упорядоченности ни на федеральном, ни на региональном уровне так и не появилось. Эксперты сходятся во мнении, что решать проблему бесконтрольности перевозок лучше "на местах", перенимая зарубежный опыт развития логистики и специализированных кластеров. Однако видится, что в ближайшее время ситуация на рынке в пользу более ответственных игроков, предоставляющих качественные услуги, не переломится.
Фото: m.moe-online.ru